Недавняя колонка о задержках зарплат и сокращениях в челябинском педуниверситете (ЮуРГГПУ) вызвала активную обратную связь читателей, и многие указывали, что описанные проблемы вуза стоит рассматривать в более широком контексте — как симптом кризиса во всей системе образования. Если изложить многие ваши комментарии в одной фразе, получится примерно так:
— Это не просто демонтаж педвуза. Идет постепенный демонтаж всего образования.
Бывшие учителя справедливо написали мне, что дефицит учителей в школах, помимо нехватки выпускников педвуза, имеет и вторую важную причину — уход сотрудников школ в репетиторство или близкие профессии.
Поводов к этому два. С одной стороны, потеря интереса к работе именно в рамках школы из-за нервозности, тяжелой атмосферы, потери престижа профессии, забюрокраченности и отсутствия способов воздействия на учеников. Учителя чувствуют прессинг, бессилие и быстро выгорают. С другой стороны, материальный аспект: чиновники от образования часто пускают пыль в глаза высшему начальству, рисуя на бумаге красивые цифры зарплат и повышений. В реальности же, говорят бывшие учителя, чтобы получать условные 60 тысяч рублей, нужно жить в школе. Это больше похоже на форс-мажор, чем нормальную работу. А еще есть система «отрицательного повышения зарплат» — это когда, например, добавляя окладу Х процентов, снимают доплаты в размере 3Х или 5Х, и в итоге люди получают меньше или вынуждены работать больше.
Учителям выгоднее уходить в репетиторы: бюрократия нулевая, доход выше, контакт с учеником прямой, а родители настроены лояльно. Образование, как и медицина, постепенно дрейфует в сторону платных услуг, и для получения хороших шансов поступить в вуз помощь репетитора становится вроде цехового стандарта.
Но даже в таком ключе попытки «оптимизировать» педвуз (а проще говоря, сократить его персонал и набор) выглядят деструктивно, потому что тех же репетиторов нужно где-то готовить. Иначе через пять лет детей будут учить интернет-коучи — физика, гомеопатия и карты Таро в одном курсе.
Падение престижа профессии — отдельная тема. Многие выпускники педвуза писали, что 20-25 лет назад он был вполне состоятельным и в нем чувствовалась жизнь, а преподаватели старой школы давали мощный заряд уважения к профессии. Сейчас тех «зубров» нет, а обстановка в вузе… Про туалеты я писал в прошлой колонке, а ниже снимок, который одна из сотрудниц прислала после выхода статьи, попросив не называть ее имени (страх репрессий).

Но дело не только в педвузе — вероятно, он лишь следствие общей тенденции. Потому что и в самих школах на учителей смотрят примерно как на обслуживающий персонал, который должен батрачить и выполнять план. Давление идет с разных сторон: от руководства, от родителей, от самих учеников. Я не идеализирую времена своего школьничества, и мама тоже ходила на разборки с учителями (я давал для этого поводы). Но в то время учитель был авторитетом, а хороший учитель — кумиром. Сейчас в силу разных факторов учителя имеют все меньше статусности, что делает их удобной мишенью. Есть и обратная проблема: падение уровня подготовки приводит к появлению учителей-самодуров, которые не столько учат детей, сколько нервируют. Когда сын был маленьким, учитель физкультуры жаловалась на их класс, потому что те бегали на уроке. Я это рассказываю как анекдот.
Учитель должен быть хорошо образован, уверен в себе и эмпатичен к детям. Даже к трудным. Даже к сложным. Министерская бюрократия и крючкотворство не имеет отношения к образованию, потому что образование — это не количество проставленных галочек на тестах. Образование, помимо прочего, еще и очень личный, индивидуальный процесс, который нельзя полностью формализовать. Я писал про свою любимую учительницу: одна ее фраза сильно изменила мою жизнь, потому что была сказана в нужный момент. В регламенте такое не пропишешь. Оставьте пространство для вдоха.
Некоторые считают, что проблема шире и не описывается лишь в терминах чиновничьей узколобости, и что деградация образования запрограммирована. Далее можно спорить, идет ли речь о целенаправленном разрушении или просто сама ситуация подталкивает нас к этому.
При упадке технических и научных сфер для чего России образованные люди? У нас же теперь все китайское, включая хайтек. Вузы многими воспринимаются лишь как способ отсрочить призыв. Может, и эта отсрочка считается теперь ненужной? В прошлом году мы слышали от родителей, что школы все менее охотно берут учеников в десятый класс. Недавняя новость об упрощении ОГЭ для тех, кто не желает поступать в десятый класс — из этой же оперы. Сдай два экзамена (вместо четырех), иди в техникум или работай курьером, затем — армия, а дальше как сложится.
Кажется, люди с хорошим образованием теперь избыточны. Это накладно для государства, отвлекает от работы на заводах и службы в армии, а еще зарождает в головах всякие вольтеровские идеи. Мы живем в эпоху антипросвещения, когда чересчур умные замещаются покорными. Хотите пруфов? В 2023 году соотношение расходов на оборону к расходам на образование в бюджете РФ было 6,9, в этом году — уже 8,6. До десяточки дотянем? Если оборонные расходы подскочили на четверть, то образовательные — на 1,2%, то есть заметно ниже инфляции.
Мы на перепутье прямо сейчас. Образование — это игра в долгую. Это стратегия. Сегодняшние недоучки будут балластом общества целое поколение, лет 30-40. Отношение к образованию — это вообще лакмусовая бумажка для оценки реальных планов властей. Проблемы тут могут быть незаметны в моменте, но они обязательно скажутся потом, когда переиграть уже нельзя. И кто-то будет это расхлебывать.
Поэтому я и против деструкции того же педвуза, равно как и всех прочих тлетворных процессов в российских школах и вузах. О которых, я уверен, вы мне еще напишете.
Для баланса мнений (и проверки предмодерации):
ЮУрГУ заметно живее. Бываю там в последнее время, ощущение, в целом, позитивное даже в сравнении с началом нулевых, когда учился на очном. Чисто визуально.
Что касается качества образования (а я сейчас студент-заочник), то опять же скорее оптимизм. И преподаватели, и материал, и форматы взаимодействия — все на хорошем уровне. Да, много бюрократии, есть куда двигаться в технических средствах, явный акцент на коммерческих студентах, но и не стыдно.
Рискну предположить, что ЮУрГУ (и ЧелГУ) — это отчасти такая же «открытка», как гостевой маршрут. Фактура для отчета об успехах. Но это как раз та ситуация, когда цели формализма и самого предмета совпадают.
Еще есть надежда, что курс на развитие есть, просто на всё тупо не хватает денег.
Но система не может быть полноценной, постоянно шлифуя только «рабочую» сторону.
Как минимум, вчерашние школьники, поступающие в передовой ВУЗ, должны иметь определенную базовую планку независимо от того, на каком месте была их школа в распределении бюджетных денег. А иначе мы имеем первокурсников, не способных взять процент от числа, а через 4 года — бакалавров-экономистов, путающих выручку и прибыль.
Постепенность и поступательность — это и есть черты системы, которыми нельзя пренебрегать.
Поэтому только «открытки» — достижение чисто визуальное, но никак не системное. Хотя и это сегодня хоть что-то.
Почему-то опять предмодерация. Надо поразбираться с сайтом.
Думаю, ЮУрГУ очень большой, так что там диапазон качества обучения широк. На автотракторном был: в ощущение уныния и такой же загнанности в угол, как в педвузе. Оно и понятно: зачем России автомобильные инженеры в таком количестве? Для тех же дилерских центров высшее образование — это тумач. Там важнее практические навыки, чем глубокие познания термеха.
Но экономическое образование в России, подозреваю, неплохое: по крайней мере, живучесть экономики с 2022 года многих впечатлила (даже жаль, что весь талант не в ту дверь ушел).
Опять же, привлекательность образования экономического и педагогического не сопоставимы, поэтому, видимо, в педвузе идет долгий отрицательный отбор, ну и сейчас ситуация приближается к коллапсу.