Это отчасти личная тема, поэтому долго не хотел садиться за этот материал: оттягивал год, наверное. Но, как говорится, накипело. В педвузе (ЮУРГГПУ) невыплаты и сокращения зарплат, а в перспективе — и сотрудников. Я погружен в ситуацию, поскольку в вузе уже более сорока лет работает моя мать — она директор научной библиотеки университета.
К вузу я неравнодушен, и наблюдаю за ним всю сознательную жизнь: младшим школьником бегал туда обедать, позже познакомился с ректором Александром Филиповичем Амендом, которого до сих пор многие считают эталонным руководителем вуза.
Сейчас ощущение, что вуз просто готовят к демонтажу. В какой форме этот демонтаж состоится — другой вопрос, но цепочка происшествий, о которой я расскажу ниже, наводит на нехорошие мысли. В конце статьи есть ответ ректора вуза Александра Кузнецова на мои сомнения (но от этого сомнений еще больше).
Проблема педвуза волнует меня и в контексте дефицита школьных учителей, который не прекращается. У сына-девятиклассника с начала года не было математики и информатики: двух предметов, которые он выбрал для ОГЭ. К октябрю учителей нашли, но чехарда продолжалась, учителя менялись, сын почти каждый день ходил ко второму или третьему уроку. С января снова нет учителя информатики. В таких условиях главный педвуз города должен взять курс на развитие, но как будто все наоборот.
Точнее, педвуз взял курс на развитие, но почему-то международное, под коим понимается обучение студентов из Мали, Сенегала, Эритреи и других важнейших для Челябинска государств. Поймите правильно, я целиком за дружбу народов, но давайте решать задачи в порядке приоритетности. Набор студентов в Челябинске падает, «рыночная доля» педвуза сокращается, и на этом фоне международная кооперация выглядит пылью в глаза.

Первый раз задержка зарплат сотрудникам вуза случилась осенью 2024 года, второй раз — в январе 2025. Оба раза, что характерно, именно в этот момент ректор уходил в отпуск. Имел право? Безусловно. Но, ставя себя на место руководителя, которому не плевать на вуз, я бы не ушел в отпуск, когда люди сидят без денег.
Ситуация в принципе тревожна: помимо задержек, в январе некоторые сотрудники оказались в шоке от новых «оптимизированных» зарплат. Формально это подается как отмена выплат, но счет, как говорится, на табло. Сотрудницы вуза предоставили данные о своих зарплатах, смотрю: у одной было 23 729 рубля, стало 19 729 рублей, то есть ниже МРОТ. Она пожаловалась, подняли ровно до МРОТ — 22 440 рублей. У другой было 28 375 рубля, стало — 24 375 рубля. Есть те, у кого вычли по семь тысяч и больше.
Многие думают об увольнении. Может быть, вуз именно этого и добивается? Официальная инфляция в прошлом году составила 9,5%, продуктовая была выше, и даже стабильная зарплата означает снижение реального дохода. Если зарплата падает, люди оказываются в безвыходном положении. В библиотеке сотрудницы занимали друг у друга на проезд (а он подорожал). Иногда и сто рублей имеют значения.
В вузе шепчутся об опустевшей казне, что, вероятно, и приводит к необходимости задерживать и сокращать зарплаты, а еще резать ставки. В хорошие времена в отделе моей матери работали почти 40 человек (столько ставок и предусмотрено), сейчас — почти вдвое меньше, а скоро и их не останется.

А дальше на сцене появляется волшебное слово «оптимизация». Проходит она за закрытыми дверями, поэтому известно о ней немного. Но, например, на естественно-технологическом факультете сотрудники крайне взволнованы перспективой их слияния. С кем? Слухи ходят разные: то говорится, что сольют с физматом, то с профессионально-педагогическим институтом (ППИ). Ректор встречался с коллективами, сообщил, например, о сокращении лаборантов. Сотрудники кафедр ошарашены: лаборанты работают с химикатами, и это, помимо прочего, вопрос безопасности студентов. Можно сгрузить работу десяти человек на одного, но рано или поздно это плохо кончится, а мы будем гадать, как же оно так получилось.
Я не хочу вмешиваться во внутреннюю кухню вуза. Я долго тормозил с написанием этой статьи. Я надеялся, что появятся позитивные признаки. Я говорил с пресс-службой вуза, писал ректору. Я не скрывал своего критического настроя. Я надеялся, что ректорат отреагирует, проявит открытость, проведет работу с сотрудниками, чтобы снять их тревоги. Ничего не происходит. На планерках прозрачными намеками обознается, кто и куда пойдет в скором времени. Никакой перспективы не видно: все действия сводятся к тому, что нужно сокращать, резать, ужимать, забирать помещения, забирать оборудование. Оптимизация — это когда ты здесь забрал, а там добавил, и стало лучше. Если только забирать — это деградация.
А усилия на африканском фронте не ослабевают: поездки, делегации… Ощущение, что вуз видит себя этаким Гарвардом, который притягивает студентов всего мира. Я только рад, если ЮУРГГПУ выйдет на такой уровень, но у нас провал по челябинским студентам, а это — мина замедленного действия, которая рванет очередным учительским кризисом. Странно мечтать о полетах на Марс, когда заборы не крашены. В вузе, например, нет толковых айтишников, из-за чего у подразделений перманентные проблемы с компьютерами и базами данных. Да что айтишников: я недавно зашел в как бы отремонтированный туалет вуза — впечатления довольно непечатные. Помню, как Бу Андрессон, бывший президент АВТОВАЗа, начал улучшать качество «Лад» именно с заводских туалетов (и сработало).
Чего хотят сотрудники педвуза? Открытости. Прозрачности. Хотят выполнения обещаний, потому что когда у руководства семь пятниц на неделе, работу не выстроить. Вуз хочет избавиться от лишних людей? Хорошо, но давайте возьмем эту проблему в фокус внимания: это в интересах вуза, города, системы образования? Или это сиюминутный порыв руководства, которое не знает, как по-другому залатать дыры в бюджете? И откуда эти дыры взялись? Сотрудники нескольких подразделений, насколько мне известно, написали в прокуратуру, к каким выводам она пришла, пока не знаю.

Последние годы есть ощущение воронки, в которую скатывается вуз. Он не развивается, из-за чего становится менее привлекательным для студентов, что отражается в статистике набора. Это еще больше тормозит развитие, и делает вуз еще менее привлекательным. И так по цепочке. В последние же два года при новом ректоре Александре Кузнецове процесс словно приобрел характер неконтролируемого падения. Сотрудников «оптимизируют» из-за недостаточного набора студентов, отпугивая новых абитуриентов, что приводит к необходимости следующих оптимизаций. Кадры бегут, студенты отчисляются. Дорога в никуда.
Сотрудники говорят: мы бы пережили задержки зарплат, если бы существовал диалог и доверие. Если бы оставались очаги надежды. Но атмосфера в вузе ровно обратная. В каждом действии руководства — пренебрежение. Я общался с пресс-службой вуза, и в ответ на мои реплики там заметили: «Сотрудники — это, пожалуй, одна из главных ценностей вуза». Я спросил: если это так, зачем вы их загоняете в угол? Мне ответили: «Мы словно о разных вузах говорим». Да, действительно. Я предложил главе пресс-службы сходить в подразделения (да хоть даже моей матери) и поговорить с людьми на местах. Никто никуда не пошел: ни пресс-службистка, ни ректор. Не интересно?
Люди все чаще склоняются к мысли, что их попросту выдавливают. Зато граждане Эритреи довольны.
Ответы вуза на запрос 74.RU
30 января мы направили запрос в Министерство просвещения, но ответа пока не получили. Также мы обратились к ректору Александру Кузнецову, и он ответил на вопросы письменно. Первый касался задержек зарплат. В вузе сообщили:
— Задержка выплат заработной платы в октябре 2024 и январе 2025 года вызвана поздним открытием квартальных бюджетных лимитов и недостаточностью собственных внебюджетных средств вуза на выплату заработной платы. Все работники, получившие заработную плату с опозданием, получили компенсацию за задержку выплат в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Вуз финансируется из бюджета РФ в соответствии с утвержденными нормативами и планом финансово-хозяйственной деятельности.
На вопрос о фактическом сокращении зарплат Александр Кузнецов ответил:
— Сокращения зарплат сотрудникам университета за 2024 год не зафиксировано (если не менялась оговоренная трудовым договором нагрузка сотрудника). В январе 2024 года было произведено повышение окладов всем сотрудникам ЮУрГГПУ с сохранением дополнительных выплат, что повлекло за собой увеличение годового фонда оплаты труда университета более чем на 50 млн руб. (с отчислениями в социальные фонды). Если же речь в вопросе идет о выплатах за 2025 год, то все выплаты, оговоренные в трудовых договорах у сотрудников вуза, сохраняются. Дополнительные стимулирующие выплаты назначаются приказом ректора в зависимости от эффективности работы сотрудников. Для более детального ответа прошу указать конкретные фамилии сотрудников.
Об увольнениях сотрудников:
— Сокращение штата вуза с разной степенью интенсивности происходит в течение последних нескольких лет в связи с падением контингента обучающихся. В 2025 году начинается реализация федерального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкyрентная экономика». С целью реализации проектов Правительство РФ сформировало Единый план по достижению национальных целей, которым предусмотрено поэтапное повышение численности обучающихся на одного работника образовательной организации высшего образования (с 7,94 человека в 2025 году до 8,15 человека в 2030 году), а также поэтапное повышение численности обучающихся в вузах на одного работника категории административного и вспомогательного персонала (с 18,55 в 2025 году до 19,52 в 2030 году). В зависимости от методики подсчета этих показателей университету предстоит сократить не менее ста должностей административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. На конец 2024 года в штатном расписании вуза числилось более 450 ставок непедагогического персонала при менее чем четырех тысячах обучающихся приведенного контингента. Ситуация усугубляется маленькой наполняемостью учебных групп (в среднем около 16 чел./гр., осваивающих программы высшего образования в очном формате обучения, 19 чел./гр. — в заочном).
О планах слияния подразделений и факультетов:
— Да. Достижение оптимальной структуры вуза планируется, в том числе, за счет укрупнения его подразделений (факультетов, служб, управлений и т. д.). В настоящий момент этот вопрос обсуждается комиссией по оптимизации и будет вынесен на решение Ученого совета.
На вопрос о возможном слиянии вуза с другими учебными заведениями ректор ответил отрицательно. На вопрос о законности сокращений в вузе и о влиянии этого явления на дефицит учителей в школах Александр Кузнецов пояснил:
— Все оптимизационные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объемы подготовки педагогических кадров для системы образования области зависят от объема приема абитуриентов на педагогические специальности и сохранности контингента студентов в процессе обучения. ЮУрГГПУ по-прежнему играет значительную роль в процессе подготовки педагогических кадров для Челябинской области: примерно 2/3 педагогов с высшим образованием готовятся силами нашего вуза (остальная треть — в Магнитогорском государственном техническом университете и Челябинском госуниверситете). Если брать общий объем подготовки педагогов в регионе как с высшим, так и со средним специальным образованием, то доля педагогического университета составляет около 40%. Общий объем подготовки педагогических кадров в Челябинской области во всех вузах и колледжа в последние годы остается достаточно стабильным, но доля педуниверситета в этом объеме заметно сократилась. Доля очного контингента обучающихся по программам высшего образования в вузе за последние 20 лет сократилась более чем в два раза, приведенного контингента — в полтора раза. Особенно резкое сокращение очного контингента бакалавров и магистров (по 150— 300 человек ежегодно) произошло с 2018 года. Поэтому обновленной программой развития университета в качестве приоритетной цели определяется увеличение приведенного контингента обучающихся в ближайшие 5 лет. Это позволит не только сохранить университет в качестве ведущего вуза по подготовке педагогических кадров в регионе, но и повысить обеспеченность кадрами системы образования Южного Урала.
На вопрос о приоритете иностранных студентов в ущерб обучению кадров для Челябинской области ректор ЮУРГГПУ ответил:
— Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах до 500 тыс. человек к 20З0 году — задача, поставленная Президентом РФ в мае 2024 года и отраженная в новом цикле реализации национальных проектов. К сожалению, период пандемии негативно сказался на объемах подготовки иностранных обучающихся в российских вузах, в том числе в ЮУрГГПУ, с 2023 года эта работа активизировалась, в том числе за счет налаживания контактов с системами образования Западной Африки (в первую очередь, Мали и Сенегала). Обучение иностранных студентов как за рубежом, так и на базе нашего университета ведется за счет специально выделяемых учредителем бюджетных средств или на возмездной основе.
«8. Жесткий контроль над системой образования, чтобы со временем она разрушилась. Дети будут получать такое воспитание, которое должно их ожесточить.» «Комитет 300» (с) Джон Колеман. То, что происходит — есть сознательная политика. Очное (с живым учителем) образование — только для детей «элиты». Для плебса — телевизор с видеоуроком и система тестов (ЕГЭ). Для плебса все науки будут сокращены, чтобы «вид имели лихой и придурковатый, дабы разумением своим элиту не смущать». В идеале — 3 класса церковно — приходской школы. Читать и писать умеешь? Всё, иди работать. «Они рождаются, растут в грязи, в 20 лет женятся, в 30 уже не молоды, к 60 обычно умирают. Управлять ими не сложно. Считается нежелательным, чтобы они испытывали большой интерес к политике. От них требуется лишь примитивный патриотизм…»
Честно, Саша, в этот раз даже не хочется обвинять вас в склонности к теориям заговора)) потому вы, похоже, правы. Я не знаю, целенаправленная это политика или следствие общей немощи, но по факту именно к этому и идем
Упрощают экзамены для тех, кто уходит после 9 класса — видимо, чтобы больше народу шло в пту, ну а там дальше и армейка. Главное, чтобы контракт подписать смог
Поддерживаю. Это не теория заговора, а очень даже практика)
Как управленческое достижение — эффективно (соразмерно целям), как вклад в будущее — разрушительное вредительство.
Для меня дико, как сценарии, описанные в романах фантастов-антиутопистов вдруг стали страницами наших жизней
Удобно, когда инструкции написаны.
Когда читал в первый раз 1984, поймал себя на мысли, что было бы интересно оказаться на месте Уилсона (по-моему, так зовут главного героя).
Теперь вокруг оформилась очень похожая картинка.
Для меня тема образования очень личная.
Несколько лет назад осознал, что моя миссия — преподавать. С тех пор иду к этому очень медленными шагами.
Недавно поставил себе точку переворота всей моей карьеры. Это будет в следующем году.
Несмотря на все проблемы в этой сфере, стремлюсь туда по-прежнему.
Женя, не знаю, что тебя ждет на этом пути, но от меня полная уважуха!
Вообще, только теряя образование, начинаешь понимать, насколько оно сск важно было. В школе учились, принимали как должное. Худо-бедно сделали из нас людей, способных проценты вычислить. Казалось, а как иначе?
И вот теперь видим, как иначе.
Что касается твоего настроя: то поддержу, это действительно похоже на миссию. Причем, не исключено, ты обнаружишь там кучу всего, о чем мы тут говорим, где-то формализм, где-то пофигизм, но, считаю, это не повод не идти туда. Вообще учитель — это нечто большое, чем просто сотрудник образования. Это в каких-то случаях наставник по жизни, мотиватор, твой психолог, а еще кумир и рок-звезда, ролевая модель. В общем, я считаю, как и в любой сфере, тут нужны личности, и даже деградирующая система не помешает делать свое дело.
И да, это миссия сегодня. Массовость образования мы потеряем: сейчас все больше учеников 9 классов мотивируют не ходить в 10-ый. То есть ближайшие поколения будут недоучками. Но важно, чтобы все же кто-то держал голову над водой, чтобы было потом, откуда «размножаться почкованием».
Так что удачи! Тем более у тебя уже опыт в других сферах, а мы в ЮУрГУ всегда балдели от преподов, которые занимались еще чем-то. Тот же профессор Лаврик все время ездил куда-то на севера, привозит оттуда чудесные истории, короче, это мотивировало.
Спасибо, Артем!
Прекрасно понимаю и знаю из своих источников, что там бюрократии и формализма предостаточно.
Но, с одной стороны, я закален работой с Министерством Обороны. С другой стороны, при всем давлении системы и независимо от ее установок отношения «учитель — ученик» еще долго будут оставаться личными и лишенными посредников.
Вот на это я и рассчитываю.
Я разумно осознаю масштаб своего возможного влияния, но если благодаря моей работе еще хоть один человек научится мыслить, значит я живу не зря.
Это не громкие слова, я на самом деле себя так ощущаю. И в этом есть что-то очень похожее на счастье)
И еще, как-то в момент кризиса этой моей концепции, один человек мне сказал: «есть 3 профессии от бога: учить, лечить и судить. Остальное — вторично и не важно». Это мотивирует.
А ты какой предмет будешь преподавать? Экономику?
Да, планирую в этой сфере. По моему профилю ближе всего: экономика предприятия, организация производства, маркетинг (это мое увлечение из юности, много фрилансил в этой области).
Еще есть, конечно, страх определенный. Хоть и миссия, но все равно есть.
Поэтому такими постами начинаю «рубить концы», чтобы назад дороги не было)
Женя, почему-то твои и ТогоЧувачка комменты на предмодерацию попадают, может быть, чуть иные данные регистрации указываешь?
Мне кажется, в экономике-маркетинге у тебя хороший будет сплав с реальным опытом. Всегда обожал, когда преподаватели не просто теорию рассказывают, а еще и примеры из жизни, а в экономике-маркетинге как раз благодатное поле, это не Термех 😀
А толку готовить больше учителей, если никто из них не идет работать по специальности? по моему, между количеством выпускником педа и дефицитом учителей прямой зависимости нет. пед может выпустить хоть миллион учителей, они пойдут работать менеджерами по продажам и дефицит учителей в школе как был, так и будет.
Я согласен, что проблемы педа — не единственная причина дефицита учителей. Но все же корреляция есть. Во-первых, уровень образования в педе упал настолько, что люди тупо ничего не знают и не умеют. Это тема для отдельного исследования. Во-вторых, любой профессией нужно «заразить». Нынешний вялый состав преподавателей способен только смуту посеять. Наконец, даже если мы исходим из концепции «все равно уходят в репетиторы» — ну, так а без педа у нас и репетиторов не останется. Их, кстати, тоже дефицит, встречают шарлатаны, хороших еще котятами разбирают в сентябре.