Недавно на 74ке выходила статья о нехватке учителей математики и информатики в Челябинских школах. У меня она прям отозвалась.
Сын-девятиклассник стал через день ходить в школу ко второму уроку. Разобрались, оказалось, сетка уроков действительно дырявая. Учителя информатики нет вообще, а математичек было две на весь немаленький микрорайон, но одна перегружена, а вторая собирается в декрет и ушла на больничный, с которого, вероятно, не вернётся. Так что математику просто отменили до лучших времён. Два плюс два у нас теперь неизвестно сколько.
И у меня прям подгорает. Во-первых, это девятый класс и грядущий ОГЭ, во-вторых, после семейного совета сын решил, что будет сдавать математику, информатику и физику, а тут сразу всё не по плану. В-третьих, за последнее время он ощутимо повзрослел, посерьёзнел, и стал интересоваться разными вещами. И мне бы хотелось поймать эту волну подросткового настроения.
Но школа всё больше напоминает факультатив. Я уж молчу, что под конец года месяца полтора они пинают балду, так теперь с самого старта нет двух важных предметов. И время, которое они упускают, трудно наверстать, в том числе, потому что всё это разрушает настрой (а с мотивацией у девятиклассников и так бывают проблемы).
Мы нашли онлайн-школу с достаточно серьёзным бэкграундом, и сын попытается сдать экзамен. Поглядим, что из этого получится. Очевидный путь заменить учителей репетиторами рассматриваем, но в прошлые годы найти хорошего наставника по математике не удалось, да это и можно понять: всех хороших ещё котятами разобрали. В любом случае репетитор — это, скорее, дополнение к школе, чем полная замена.
И я бы даже решил, что это наши частные заморочки — ну, не повезло со школой. Но судя по обратной связи читателей, проблема системная, и это только усложняет ситуацию. Где искать недостающего учителя, если недостаёт всем? Мне только безумные варианты приходят. Выкрасть из соседней школы. Надеть парик на физрука и выпустить на замену. А лучше вообще отрядить школьников на изучение «Википедии» и YouTube, на котором, кстати, есть вполне годны обучающие материалы. А, забыл: у нас же YouTube блокируют, а «Википедия» на очереди. Скоро только физруки в париках и останутся в качестве источников знаний.
Для меня образование — это лучший индикатор того, что власть нам готовит. Власть может журчать с экранов, как чудно мы заживём после побед и свершений, но мы не заживём. Потому что полуобразованные люди вряд ли доведут до ума термоядерный синтез или решат проблему онкологических заболеваний. Отношение к образованию выдаёт истинный настрой властей, потому что ошибки и просчёты тут не видны сразу — они проявятся лет через десять-двадцать.
В начале нулевых я был в Лондоне — первая поездка в Европу. И там я брал интервью у одного физика в Лондонском имперском колледже — это такой довольно крупный вуз в Англии. И пока я ждал его, меня поразили толпы китайских студентов, которые ходили по колледжу небольшими коллективами человек по сто пятьдесят. И вот сейчас, садясь в какой-нибудь великолепный Zeekr, Lixiang или Aito я порой думаю: может быть, среди тех узкоглазых стаек был человек, который возглавляет сейчас отдел аэродинамики или термостатирования батарей у Geely или Chery. Удачи и ошибки образования так и выглядят: как супермощный электрокар или как «Нива», которую 45 лет реанимируют, дай бог ей дожить до ста.
Тут ещё одна тенденция обозначилась: как будто появились сложности с переходом в 10-ый класс. Дескать, чего время тратить на высшее образование, айда в колледжи, ПТУ или техникумы, на заводах рук не хватает. Но это ещё полбеды, в конце концов, и рабочие нужны. Хуже другой аспект — милитаристский. Численность армии увеличивается, телевизионные вояки непризывного возраста голосят всё громче, а скоро заработает электронный реестр повесток. И тут не надо быть гением, чтобы понять, к чему готовят молодёжь околопризывного возраста. И в этой оптике понятно, почему государство не считает дефицит учителей математики проблемой. Пересчитать патроны в «калаше» в третьем классе научат.
Я самих учителей, кстати, не виню. Зарплаты у них неодинаковые, но в целом смешные даже на фоне того, что они могут заработать репетиторством, не испытывая стресса от педсоветов, субботников, внеклассных мероприятий и общения с родителями. На кой чёрт им это терпеть за деньги, которые превращают профессию учителя во второсортное занятие? Да, деньги — не главное в жизни. Но всё же необходимое, особенно на фоне инфляции в 111% с 2014 года.
Хотите рецепт решения проблемы? Он уже отработан в другой сфере: платим учителю 1 млн рублей подъемных при заключении контракта со школой, и по 200 тысяч рублей ежемесячно ввиду социальной значимости профессии. Вы скажете: окстись, безумец, это же так дорого. Дорого? Для тех, у кого в школе всё же была математика, это не так и дорого.
Поглядим на бюджет РФ, расходы которого в 2024 году — 36,6 трлн рублей. Из них 10,7 трлн — это национальная оборона (29%), и доля распухла за последние годы. При этом есть закрытая часть бюджета, которая также достигла максимума — почти 27% или около 10 трлн рублей (секретность этой части не случайна). Расходы на образование на этом фоне составляют 1,55 млрд (4,2%). При этом в российском образовании заняты около 2,5 млн педагогов (считайте, целая армия), но их число падает. Не потому ли, что деньги тратятся настолько непропорционально?
Это вопрос приоритетов. И он касается не наших жизней, которые уже перевалили экватор, а тех, что идут на смену. Этот вопрос касается не телевизионного будущего в розовых цветах, а того, настоящего, которое всё равно наступит и строго спросит: «А ты хорошо учился в школе?»
Мир быстро меняется. IT-технологии можно критиковать, но они уже с нами и эту лавину не остановить. Полупроводники и процессоры называют новой нефтью, и эта нефть перерабатывается где-то на Тайване. Электромобили в Китае поражают и тиражами выпуска, и уровнем технологий. Ветрогенераторы и солнечные батареи кажутся фантастикой только тем, кто не вынул голову из-под одеяла. И мы, взрослые люди, должны понимать, что в этом безумном мире с искусственным интеллектом и биотехнологиями придётся жить нынешним тинейджерам. И расстановка приоритетов страны как будто предлагает им вписать в этом будущее только в роли потребителей или биороботов на низкоквалифицированных работах. Отсутствие образование — это отсутствие жизненного выбора. И что останется? Армейка, сапоги, погоны? Потом ещё удивляются, что люди не хотят рожать.
А выгребать, похоже, придётся своими силами. Времена не выбирают.
«Для тех, у кого в школе всё же была математика, это не так и дорого» супер фраза, два смысла и оба правильные)
«IT-технологии можно критиковать» за что??? За то, что позволяют тем, кто хорошо учил математику, говорить «не так и дорого»?
По IT-технологиям: ну, имел в виду луддитские причитания, что вот раньше звук был шершавее, фотки зернистее, а дети во дворах гуляли. А сейчас клиповое внимание, сетевой буллинг и гугел вместо мозга))) Хотя понятно, что обратно во времена шершавых фотографий можно вернуться только в случае третьей мировой, а если мы всё же хотим развиваться, без IT никуда.
школу сменить на самом деле рассмотри вариант. еще не все потеряно, еще остались школы, где полный комплект учителей. )) у меня у коллеги на северке сын учился в школе, шибко она ее хвалила, если хочешь, могу узнать номер.
у моего ребенка в школе, например, все учителя по всем предметам есть. какие уж они — другой вопрос, но во всяком случае математику ведет не физрук, точно. )))
Школу сменить — это куча головняков без гарантированного результата. У нас был прекрасный учитель информатики, у Глеба сразу пошло дело, а в этом году бац — и нет её. И вообще информатику отменили. Мы другой путь наметили, связанный с онлайн-школами, может быть, потом как-нибудь отпишу.
Если информатика нужна, советую следующий алгоритм:
1) Приоритезировать, т.е. сын должен чётко понимать направление вектора своей деятельности. Решил задрачивать в информатику, всё, есть учитель или нет дело десятое.
2) Самообразование. Информатику не учат в школе, информатику учат самостоятельно. Ни один разраб или ИТ не скажет, что его научили в школе или универе, каждый учился сам и учился много. Мотивация? Получать в 11 классе зарплату больше, чем родители вместе взятые. Этот фактор позволяет не слишком переживать за отсутствие учителя литературы, например, или двойку по истории.
3) Репетитор по математике маст хев независимо от наличия учителя в школе. Математика это база и в школе минимальный уровень дают.
Ну, ты прав во многом, просто к.м.к., для девятиклассника описанный тобой уровень мотивации не всегда встречается) Кто-то и к студенческим годам ещё не определяется. Понятно, что у него ещё ветер в голове и куча интересов, чтобы вот с бухты барахты сесть за умные книжки и начать программировать. Всё равно тут какое-то наставничество нужно, хотя бы для повышения дисциплины. Я не говорю, что так у всех — может быть, кто-то реально с седьмого класса уже по ночам базы данных взламывает, но у меня не такой (да может, и слава богу). Я вообще за то, что не надо ребёнка именно задрачивать. Я в 31 школы на задроченных насмотрелся, помимо хард-скиллов есть ещё софт-скиллы, мне самому их сильно не хватало, и 31 школа их сильно убивала, поэтому я тут, скорее, за спокойный сбалансированный подход. Всему своё время. Другое дело, что откровенные проёбы тоже не нужны, иначе он совсем распустится.
Ну, а так, наверное, всё правильно ты говоришь
Скоро останется минимальный набор учителей: физрук, трудовик и ОБЖшник. Большего простолюдинам не потребуется (
Да кроме шуток. Меня ещё поражает, сколько людей мне после этой колонки говорят: «Блин, у нас всё также». А это мы про школьное образование, а есть ещё университеты — там, думаю, своя история