
Повода тестировать Lada Granta нет: модель отметила 13-летие стабильности. А с другой стороны, поводов навалом. За 10 лет с нашей последней встречи она сделала подтяжку лица, непрерывно менялась на клеточном уровне, а с 2022 года подверглась массированной трансплантации органов — от шатунов до электроники. Машина упрощалась, усложнялась, лишалась АБС, получала АБС. До начала СВО ее вообще хотели списать, ведь на подходе была свежая «Искра» на «реношной» платформе СMF-B, но не было бы счастья…
Тогда, в 2022-м, «Искру» так и не запустили, а рынок бюджетных машин в России рухнул. «Гранта» стала безальтернативной. По итогам 2024 года она установила личный рекорд продаж — 200+ тысяч, и до этого лучший результат был в 2013-м — 167 тысяч. Самая народная машина. Ягодка опять.

Есть у меня и своя корысть. Если что случится с моей нынешней машиной, «Гранта» будет наиболее вероятным кандидатом, потому что морально я не готов отдавать этак 50-70 тысяч кредитных рублей за «китайца». А потому без всякого повода я попросил ее на тест, чтобы понять, как ощущается Lada Granta в 2025 году.
Рестайлинг 2018 года с пересадкой «вестовского» лица пошел ей на пользу, и возраст Granta теперь лучше угадывается в профиль, чем в анфас. Заднюю часть тоже отскребли от лишнего, например, убрали спорные подштамповки, которые злые языки называли «морщины на заднице». Дизайн «Гранты» вполне удачный для бюджетного автомобиля, разве что приелся.

Интерьер — другая песня. Его бы, по-хорошему, тоже освежить. Мне вспомнилось, как во время первого тест-драйва «Гранты», когда она казалась экзотикой, подошел ко мне любопытный «газелист». Заглянул в салон и говорит: «Как-то побольше дизайна хочется». Но дизайна больше не стало: круглые дефлекторы поменяли на менее выразительные прямоугольные, чуть аккуратнее стал блок кондиционера, но в остальном это та же «Гранта». Руль, например, другой, но чтобы обнаружить это, нужно сличать фотографии.


Твердость пластика критиковать не буду, считайте, что так проявляется твердость характера. У простых вещей должно быть шершавое нутро. Важнее, чтобы панели были установлены на совесть и не разбалтывались со временем. У тестовой машины салон был тихим, а как на дистанции — не знаю: скрип скреп или тишина? Напишите в комментариях.
Эргономика выдает возраст машины. Без смены платформы невозможно изменить базовую посадку, несколько скукоженую, но даже более удобное кресло с регулировкой по высоте сняло бы часть проблем. В первом тест-драйве «Гранты» я сетовал на сиденье, и в этом месте можно делать Ctrl+C, Ctrl+V — ничего не изменилось. Сиденье установлено высоковато, сидишь как в гамаке, спинка не держит плечи. Не критично, притереться можно. Но «трудовыебудни» таксистов были бы радостней в более удобном сиденье. Цена вопроса, говорите? Ну да, все же упирается в экономику: руководство АВТОВАЗа это хорошо знает.

Мультимедийка EnjoY Pro с начинкой «Яндекса» — дополнительная опция (₽50 тысяч), а семидюймовый экранчик мелковат по современным стандартам. Но система неплохая: в отличие от китайских машин, она адаптирована именно для России, подключается и к «Яндекс.Музыке», и к навигации, а качество звука лучше, чем в иных «чайнакарах» за 5 миллионов рублей. Ну да, многие «китайцы» отличаются отвратительной акустикой, и на этом фоне «грантовская» система выглядит чуть ли не лидером по цене-качеству.
Управление кондиционером аналоговое, без цифровых заморочек. Да и вообще машина очень ламповая: вот ручник, что древко топора, вот рычаг коробки, а вот строптивый ползунок рециркуляции. В этом свой кайф: в «Гранте» чувствуешь механику ее движений, и это добавляет уверенности на фоне испорченных цифровизацией современных машин. А еще эта обзорность, если не «жигулевская», то близкая к ней: стойки тонкие, зеркала честные. Камера заднего вида, опять же.

Педали — еще один флешбэк из старых времен. В первом тесте я критиковал легкие газ и сцепление, плюс тугой невнятный тормоз. Ничего как будто не изменилось. За целый день я так и не смог адаптироваться к педалям настолько, чтобы трогаться с места без криков мотора. «Гранта» — как лошадь, которую надо хлестануть, чтобы пошла. Наверное, это вопрос привычки, но приладиться к «Ладе» сложнее, чем даже к машинам серии Renault Logan: те тоже грешили педальной невесомостью, но адаптация проходила быстрее.
Впрочем, хуже даже настройка тормозов, потому что усилие на педали аномальное: в первой фазе, когда машина почти не замедляется, педаль проявляет упрямость. А потом обмякает в момент, когда начинается основное торможение. При старте перегазовываешь, на торможениях перетормаживаешь. Короче, учиться и учиться: на «Гранте» ты все время немного курсант автошколы.

Но в пределе «Гранта» тормозит уверенно. И мне есть, с чем сравнить. На первом тест-драйве 2012 года была машина без АБС (тогда такие выпускали), и когда я решил проверить тормоза на обледенелой дороге, «Гранту» развернуло на 180 градусов. Проезжавший мимо парень на Mazda, увидев мои пируэты, заметил: «У меня на „четырке“ также было».
Но потом Granta получила АБС Bosch с распределением тормозных усилий, и проблема исчезла. Сейчас АБС другая: формально это продукт компании «Итэлма», точнее, ее костромского завода «Пегас». Но все всё понимают: завод осуществляет что-то вроде отверточной сборки с плавным наращиванием локализации, а сами АБС имеют китайское происхождение, по неофициальной версии — это разработки китайской компании Kesens, которая моложе самой молодой модели АВТОВАЗа (то есть «Весты»).
И работает АБС неплохо: даже с отпущенным рулем на обледенелой дороге машина тормозит строго по прямой. Да и калибровка системы вроде бы добротная. Колеса не блокируются, но нет и эффекта растормаживания, как на ранних АБС, с которыми машины иной раз отказывались замедляться на снегу.

Лучше стала и управляемость. Опять же, та первая версия страдала неприятным эффектом зависания руля в промежуточных положениях, то есть центрирующего усилия почти не было. Сейчас, много электроусилителей спустя, руль охотно возвращается в ноль. Высокоточным оружием он не стал, но и чувство опасности больше не источает. Около нуля есть зона онемелости, и это затрудняет мелкие корректировки машины, что усугубляется склонностью подвески ко вторичной раскачке. Мчишь по волнистой колейной дороге, Lada «дышит», приседает, ползает по траектории. А руль не проявляет взаимных чувств, так что двигаешь им наугад. Подвеска многое прощает на плохих дорогах, поэтому лимитатором скорости был не страх ее пробить, а то чувство отлученности от машины, которое возникает при агрессивной езде.
Если АБС у «Гранты» вернулась, то ESP, доступной до начала СВО, пока нет. Недавняя авария на Труда, где водитель «Гранты» напугалась резких маневров других машин и отправила машину в маятниковую раскачку, показывает, что система стабилизации вообще-то ей нужна. Я попробовал воспроизвести что-то подобное на заснеженной площадке. При выполнении агрессивной змейки «Гранта», в целом, довольно стабильна и по большей части склонна к мягкой поворачиваемости. Иногда, если поймал зацеп передними колесами, она скользит задней частью, но занос относительно плавный и не прогрессирующий. Годные настройки?
С одной стороны, да. Раньше ведь все машины были без систем стабилизации, и ничего. Но все же на снегу скорость низкая, а на обледенелом асфальте заносы резче, и в этом смысле «Гранта» требует одного из двух: аккуратного и опытного водителя, либо возвращения ESP. Потому что повторить кульбиты той «Гранты», разбившейся на Труда, вполне реально. Система стабилизации (предположительно, тоже китайской компании Kesens) вернулась в базу «Весты», так что и «Гранта», наверное, ее получит. Но пока так.

Неожиданно мне понравилась коробка передач: рычаг легкий и четкий, и даже после торможения пониженная передача включается без усилия. Поднастроить бы педали, и «Гранта» на механике стала бы приятной в городской толчее. Версия с четыреступенчатым «автоматом» Jatco еще осталась в прайс-листе, но небольшая партия, собранная из остатков таких агрегатов в прошлом году, скорее всего, распродана.
Для машины чуть тяжелее «Жигулей» достаточно и 16-клапанного мотора (106 л. с.). В городе динамика не вызывает вопросов: от потока «Гранта» не отстает. Кстати, за счет хорошей тяговитости и 8-клапанный двигатель (90 л. с.) обеспечивает почти ту же самую прыть, поэтому 106-сильный агрегат нужен в основном для трассы. Водитель при этом должен трудолюбиво подсовывать ей передачи, потому что на высших ступенях реакция на педаль газа практически отсутствует. Но, например, на третьей передаче разгон с 80 до 120 км/час у нас занимал в районе 7 секунд: это уровень других экс-бюджетников типа Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. В общем, с динамикой у «Гранты» все даже чуть лучше, чем ждешь от максимально упрощенной машины.
Но «Гранта» шумная. К гулу шин я уже притерпелся на китайских машинах, там его хоть отбавляй. Но у «Гранты» играет этакий надежды маленький оркестрик: на малых скоростях порыкивает мотор и гудит трансмиссия, на средних принимают эстафету колеса и все тот же мотор, а на высоких подключается аэродинамика. После 120 км/час появляется еще и пронзительное соло в районе передних стоек. Но даже так в «Гранте» вполне можно слушать музыку: аудиосистема готова спорить с шумами, звук вполне разборчив.

За целый день на «Гранте» устаешь сильнее, чем в средней иномарке, впрочем, «Гранта» и дешевле, так что логично. Но АВТОВАЗ мог бы решить часть проблем относительно малыми средствами: взять ту же посадку за рулем или настройку тормозов. У «Гранты» неплохая база, старомодная, но для бюджетной машины приемлемая — не даром ее предтечу «восьмерку» помогала делать сама Porsche. Но помимо простой основы, что само по себе простительно, у «Гранты» имеется с десяток необязательных косяков, которые можно устранить тонкой настройкой и шлифовкой. Тем более время позволяет: машина на конвейере 13 лет, и впереди, вероятно, столько же. В этом году в довесок к «Гранте» придет «Искра», и, скорее всего, инженерные ресурсы АВТОВАЗ фокусирует именно на ней. С другой стороны, при тиражах, которыми продается «Гранта», она вполне достойна конструкторского внимания — все же главный бестселлер и кормилица АВТОВАЗа.
В чем ей не откажешь — в практичности. Багажник на 500 литров встретишь не у каждой машины D/E-класса (например, у Hongqi H5 он меньше литров на 100). А у «Гранты» есть еще и версия лифтбэк, где отсек поменьше, зато погрузка удобнее. Остался и универсал (бывшая «Калина»), правда, в версии Cross. Задние места у «Гранты» терпимые: сам за собой я сажусь впритык, но сажусь. Удобств мало, стеклоподъемники ручные, подлокотника нет, но это уже придирки. В своем В-классе она выглядит крепким игроком.


Теперь время неудобных вопросов. Что с ценой? Ведь когда мы говорим «бюджетный автомобиль», которому можно многое простить, мы имеем в виду что-то вроде той первой «Гранты» за 229 тысяч рублей в базе без АБС и усилителя руля. Нынче комплектация побогаче, но и ценник — миллион. Дешевле этой планки есть только версии без кондиционера, а основные модификации седана укладываются в диапазон 1-1,2 миллиона рублей. Тестовая машина стоит по верхней границе, но это не предел: например, за 118-сильный лифтбэк в версии Sport просят 1,5 миллиона.
Дорого! Я говорю это субъективно, не как маркетолог, а как потенциальный клиент, у которого зарплата не росла такими темпами, чтобы покупать «Гранту» за цену, что когда-то просили за «Камри» (окей, окей, инфляция, знаю). Сегодня народная машина этому народу доступна в основном в кредит. Если пользоваться старой формулой, что автомобиль должен стоить 6-12 месячных зарплат, получается, что «Гранта» требует дохода в диапазоне 100-200 тысяч в месяц.

Теперь надену костюм адвоката: всё это не проблема «Гранты» как таковой. Она задумана простой бюджетной машиной и в этой ипостаси неплоха. Описанные проблемы касаются экономики в целом. Экономики, искаженной санкциями, дефицитом компонентов, безумной логистикой, а еще — непрерывно растущими таможенными барьерами, без которых АВТОВАЗ рискует не выжить. «Гранту» не доводили до ума, потому что впереди маячила «Гранта-2» (то есть нынешняя Iskra), и все огрехи должны были уйти в небытие вместе с моделью. «Гранта» продолжает задавать нижнюю планку цен, просто сама эта планка задралась до олимпийских высот. И оттого острые углы «Гранты» заметны сильнее.
В чем-то я ждал от нее большего. Тогда, в 2011–2015 годах, она запомнилась мне здравой машиной, а потом были мелкие апгрейды, рестайлинг. И я думал, что современная «Гранта» достигла эволюционного катарсиса. Да, кое в чем она лучше. Но все же к ней нужно привыкать, приспосабливаться, включать самогипноз.

В заочном сравнении с «китайцами» нижнего сегмента я бы добавил хорошую адаптированность Granta к России, распространенность запчастей и сервисов, наличие зимних опций: есть и подогрев сидений, и лобового стекла. Машина не безнадежная, просто шершавая, с заусеницами. Их вряд ли теперь уберут, ведь придирчивым клиентам уже летом предложат «Искру»: там и дизайна побольше, и тормоза должны быть получше.
Но апология «Гранты» разбивается о тот факт, что если посмотреть автомобили за 1 миллион рублей в Китае, это будут машины большего размера, более современные, с лучшей оснащенностью, возможно — гибриды (например, BYD Qin). Но пошлины и утильсборы с нами надолго, как и АВТОВАЗ. Так что считайте это скрепами.

Вроде бы как критично мыслящий человек нахожу в гранте 100500 моментов почему я хотел бы ей сказать НЕТ, НО…это тот самый редкий случай когда я на протяжении длительного времени говорю ей ДА. Какая-то она настоящая в своей простоте, хочется сказать примитивности и кондовости, но нет простоте. Не избалованная повадками честная машина на которую можно положиться, она и выглядит то не так плохо и есть в ней наш колорит и наш код в ней заложен. Кому как, но от простого авто я и жду дубового пластика более менее вменяемых сидений, простоту ремонта, и надежность…звучит абсурдно, но она правда вполне надежна а учитывая цены на запчасти можно много простить, а еще больше прощаешь когда понимаешь что более 50 процентов работ можешь сделать сам в гараже не обладая особыми знаниями. Вот ей богу та машина без которой мы будем скучать, когда она уйдет. Вероятно это лебединая песня автотаза, но сыгранная им четко по нотам…его мелодия, его текст и его исполнение. И если бы я сегодня покупал новый авто со своим доходом, то тоже купил бы ее, но уж как то все таки привык к заграничному некро))