
19 апреля на АВТОВАЗе стартовал серийный выпуск Lada Iskra. Дата не случайна: сегодня ровно 55 лет со дня производства первой партии из шести ВАЗ-2101. Lada Iskra похожа на «копейку» тем, что также использует иностранную платформу, адаптированную под российские реалии, хотя АВТОВАЗ указывает, что теперь уровень локализации достигает 90%. Рассказываем, что известно о новинке, официальный старт продаж которой состоится не скоро, 20 июля, в официальный день рожденья АВТОВАЗа.
Что такое Lada Iskra?
Модель займет промежуточное положение между Lada Granta и Vesta. Габариты седана 4333 х 1777 х 1517 мм, то есть он чуть короче Hyundai Solaris первого поколения.

В основе машины платформа XJO, которая является модификацией оставшейся от Renault «тележки» с индексом CMF-B-LS. На ней, например, построен Renault Logan третьего поколения, а ее более продвинутая версия лежала в основе многих автомобилей концерна Renault-Nissan, от Nissan Juke до Renault Arkana. При этом кузовные панели у Lada Iskra свои, и общего с «третьим» Logan — только проем лобового стекла.

АВТОВАЗ готовился к старту производства модели, аналогичной Iskra, еще в 2022 году, а на рынок ее должны были вывести в 2023-ем, но уход Renault отсрочил проект почти на три года, в течение которых компоненты из глобальной сети поставщиков Renault меняли на адаптированные россиейские или китайские.
Какие модификации будут у Lada Iskra?
Модель представят в трех кузовах: седан, универсал и его кросс-версия. Универсал ниже на 10 мм, но в остальном имеет те же габариты, при этом объем багажника у него чуть меньше: 480 литров против 500 литров у седана. Бензобак смещает 55 литров.


Просвет составляет 170 мм, но у кросс-универсала он увеличен до 200 мм, и габариты такой версии чуть больше: 4342 x 1785 x 1544. Колесная база во всех случаях 2603 мм, то есть по этому параметру «Искра» ближе к «Весте», чем к «Гранте».

Снаряженная масса седана начинается от 1125 кг, у кросс-универсалов — от 1219 кг.
Какие моторы будут у Lada Iskra?
Стандартный вазовский набор. Восьмиклапанный двигатель объемом 1,6 литра (90 л. с.) предложат с вазовской пятиступенчатой коробкой передач. Альтернативной будет шестнадцатиклапанный мотор (106 л. с.) в паре с шестиступенчатой механикой либо вариатором (оба агрегата — китайской компании WLY).

Младшая версия ускоряется до 100 км/час за 13,3 секунды, вариаторная — за 13,4, а «Искра» с шестиступенчатой механикой — за 12,4 секунды.
Какое оснащение получит Lada Iskra?
В базовой версии будут фронтальные подушки безопасности, АБС, система стабилизации, датчики дождя и света, иммобилайзер, передние электростеклоподъемники. В более дорогих версиях появится кондиционер, камера заднего вида, мультимедийная система с восьмидюймовым экраном, легкосплавные диски, противотуманные фары и зимний пакет.

Сколько будет стоить Lada Iskra?
Цены будут объявлены ближе к старту продаж, который состоится ближе к концу июля. С учетом нынешнего разбега стоимости Granta и Vesta ожидается, что Iskra будет стоить в диапазоне 1,2-1,6 млн рублей в зависимости от версии. Однако реальные прайсы могут оказаться другими, если за это время изменится общий уровень цен на рынке.

Перед АВТОВАЗом стоит непростая задача развести по нишам три близкие модели: Granta, Iskra и Vesta. Важно, чтобы новая модель не «каннибализировала» продажи существующих машин. Не исключено, что АВТОВАЗ предпочтет поднять цены на «Весту» или сосредоточиться на ее более дорогих версиях, чтобы освободить диапазон в районе 1,5 млн рублей для «Искры».
А Искру ещё журналистам на тесты не дают?
Хотелось бы узнать есть ли шанс, что данная модель получит достаточную успешность?
У ВАЗы получилось три конкурирующие на одной поляне модели Гранта, Веста и НеВеста (Искра). (Кстати, где ударение?) У всех одинаковые двигатели, подвески и вообще концепция. Один класс B+.
При этом три разных платформы.
При этом Гранту снимать не хотят, так как не могут обеспечить достаточный объем комплектующих для Искры. Вероятно эти модели так и зависнут в производстве, как первая и вторая Нивы.
Алексей, серийное производство Искры только началось, поэтому, думаю, тесты для журналистов начнутся в мае-июне. Но я смогу ее взять, скорее всего, не ранее июля-августа, потому что с АВТОВАЗом у меня отношения традиционно напряженные, они удалили меня из рассылок, да и вообще разговаривают неохотно. Заметил, что даже такое авторитетное издание как «Авторевю» очень аккуратно пишет об АВТОВАЗе, видимо, чтобы не выпасть из пула. То есть, думаю, первые тест-драйвы Искры будут очень хвалебные: возьмут только тех, кто доказал лояльность. Но я все равно надеюсь взять машину у дилеров.
Предположу, что модель будет успешной, если АВТОВАЗ не ошибется с ценой. В целом, у нее все компоненты успеха: популярный в России формат, относительно понятная платформа и силовые агрегаты, плюс она все же значительно современнее «Гранты» и «Весты».
Упомянутая вами проблема одинаковых платформ для АВТОВАЗа стоит сейчас очень остро, у него, по сути, шесть платформ в работе (Гранта, Искра, Веста, Ларгус, Нива, SKM). И да, три модели оказываются очень близко друг от друга, и я бы предположил, что они сдвинут «Весту» чуть выше по ценовой шкале, оставив комплектации ближе к 2 млн рублей, что «Искра» заняла промежуток в районе 1,5 млн (то есть,где сейчас «Веста»). В этом смысле я не жду, что «Искра» будет по-настоящему доступной: вероятно, на начальных этапах они сделают цену от 1,2 млн рублей, но постепенно эта комплектация превратится в миф, как уже было, например, с «Вестой» за 1,25 млн — она до сих пор у них в прайсах, хотя купить такую машину уже года два как невозможно.
Но даже при близости трех моделей АВТОВАЗ, думаю, извлечет из этого выгоду, потому что все три играют, по сути, на монопольной поляне, почти без конкурентов. То есть АВТОВАЗ просто тщательней пропылесосит «бюджетный сегмент». И даже если продажи Гранты и Весты чуть снизятся, скорее всего, суммарные продажи (Гранта+Искра+Веста) все компенсируют.
В Челябинске есть дилеры Лада.
Можно записаться на частный тест драйв.
Сейчас уже есть специальная форма.
Если на ВАЗе запущено серийное производство, то с конвейера должно сходить по 50-100 автомобилей в день. И уже машины должны были появится хотя бы в Самаре и Казани.
Либо руководство ВАЗа наврало про серийный выпуск и конвейере по-прежнему находится в режиме отладки собирая и разбирая десяток тестовых экземпляров.
На мой взгляд, какую бы цену не назначили на Икру, она в первую очередь отберет покупателей у такой же по дизайну Весты и у почти такой же Гранты. Тем более , что продажи Весты и так упали в два раза. И основная причина — покупатели уже считают Весту старой и хотят взять «новомодную» и более дешевую Искру.
Да, полгода продажи Искры будут хорошими, если завод сможет выпускать нужное количество товарных машин, но потом произойдет первичное насыщение и продажи пойдут вниз.
Пока нет тестов, не могли бы вы сделать умозрительное сравнение Искры с Каи Е5 за 1350 тыр. и, к примеру, Полоседаном или Солярисом, как «пределом мечтаний». Выделить сильные и слабые стороны моделей с точки зрения массового потребителя.
Про дилеров «Лады» в Челябинске, я, конечно, слышал))))
По опыту других моделей, с момента начала серийного выпуска до начала продаж всегда проходит месяца 2-3, это нормально. Производитель копит машины в разных версиях, распределяет их по ДЦ, готовит федеральные тест-драйвы, создает запасы дилерских тестовых машин. Да и конвейер обычно выходит на полную мощность не сразу, возможно, пока объемы выпуска небольшие.
В общем, если меня не позовут на федеральный тест-драйв (что вероятно), то с машиной я познакомлюсь не раньше начала продаж, то есть в конце июля.
>>>>Пока нет тестов, не могли бы вы сделать умозрительное сравнение Искры с Каи Е5 за 1350 тыр. и, к примеру, Полоседаном или Солярисом, как «пределом мечтаний». Выделить сильные и слабые стороны моделей с точки зрения массового потребителя.
Сложно шкуру неубитого медведя делить, но попробую. Скажем, Кайи Е5 на тесте мне показался вполне приличным автомобилем, и цена в 1.35 сейчас выглядит вполне разумной, но далее начинаются такие сомнения: оцинковка кузова слабая, адаптированность к России (несмотря на сборку) низкая, а марка рискует уйти с российского рынка — «Автотор» к.м.к. ей недоволен, так что есть риск остаться с моделью без нормальных дилеров. Кайи в России не пошла и пока не видно, чтобы это менялось.
По поводу Полоседанов/Солярисов и Искры: коль скоро она сделана на платформе «Логана» и является его упрощенной версией, предположу, что в прямом сравнении с Поло она, конечно, будет выглядеть поскромнее. Думаю, вазовская шумная коробка передач и дохловатые моторы не сделают ее пределом мечтаний, но ожидаю, что машина окажется здравой — без изысков, но годной для режима дом-работа-дача.
Вопрос будет в цене. Если Поло у нас стоит 2,5 млн, а «Искра» получится вдвое дешевле — думаю, она окажется куда лучшим вариантом по цене качеству. Но если появится условная Jetta VA3 за 1,5 млн (ну, вдруг), а за «Искру» заломят те же 1,5 млн, то уже не так очевидно.
В общем, сложно пока судить, не зная цены и не видя модель. Но я вообще думаю, что «Искра» и ее вариации — это основная модель АВТОВАЗа на ближайшие годы.
Мы по-прежнему не знаем степень локализации Искры и мощности смежников.
Думаю, что первый год поставки будут на минимальном уровне.
А вот дальше всё зависит от реальных преимуществ модели, если они есть.
ИМХО, никакой заметной потребительской разницы между Грантой и Искрой нет.
Если бы руководству хватило смелости снять Гранту с производства в 2026 году, это бы ещё как-то предполагало уверенность в успешности.
Проблема в том, что потребители в массе стали куда как требовательней и за миллион предпочтут некую пробежную Хонду или Мазду, чем связываться опять с банальной 1,5 литровой машиной самого нижнего ценового сегмента.
Еще и отягощенной детскими болезнями новой платформы как-то локализованной в России за три «боевых» года. .
То есть вы предполагаете, что там возникнут затыки с поставкой нелокализованных компонентов от платформы CMF-B? Вполне может быть. Не знаю. Они вроде заявляют, что на 90% локализовали. У них были проблемы с «Ларгусом» аналогичные, но вроде решили, включая мелкую штамповку, которая шла из Европы.
По поводу потребительских качеств… Гранту недавно брал на тест чисто из любопытства, честно, был, скорее, разочарован. То есть 15 лет назад она тоже была сырой, но думал, что многое устранили. Что-то устранили (стабильность торможения лучше, настройки руля), а в чем-то она все та же дурацкая машина с воющей коробкой, с странными настройками сцепления, с не самым приятным интерьером и так далее. Поэтому глобально «Гранта» вроде и неплоха, но есть масса мелочей, устранив которые можно заметно улучшить ее восприятие. И если «Искра» будет более современной в этих аспектах, я голосую за нее (и рассматриваю на роль следующей машины).
А снимать «Гранту, к.м.к., пока резонов нет. АВТОВАЗ же в нише до 2 млн рублей практически монополист, ну, сверху там некоторые китайцы поджимают, да и то за счет нынешних аномальных скидок (как в случае с Кайи Е5, который так-то более 2 млн стоит). Поэтому зачем им отказываться от модели, которая играет в пустующей нише? Им проще поколдовать с прайс-листами и имиджем, и чуть развести модели по нишам. Думаю, это в целом возможно.
>>>предпочтут некую пробежную Хонду или Мазду
За 1.5 млн рублей это будет или очень маленькая Мазда, или очень пробежная. Да и хорошие машины котятами разобрали, сейчас на рынке, думаю, много шлака. В этом проблема: я тоже поглядывал на пробежные машины, но ценники же неадекватные. А если уж влезать в долги, то уж новую брать, чтобы на 10 лет вопрос закрыть.