
Настроение жителей Западного накануне присоединения к Челябинску на удивление ровное и наиболее емко его описывает слово «надежда». На что именно надеются обитатели «Притяжения», «Белого хутора» и «Женевы», до конца непонятно — это, скорее, смутная, почти детская вера, что теперь-то станет лучше. В разговорах мелькает и тревога (вот, ОСАГО станет дорогим), но это детали, а в остальном ожидание счастья разлито по всем микрорайонам «нового Челябинска» (карта новых районов тут).

Голосование по вопросу присоединения поселков Западного и Пригородного к мегаполису в Законодательном собрании области состоится сегодня, 24 апреля (гордума обсудила вопрос месяц назад). А мы пока проехались по большей части западных ЖК, чтобы вживую увидеть, какими именно микрорайонами прирастет Челябинск, и кому от этого польза.

Сначала я поехал в «Притяжение» — самый дальний, новый и, вероятно, самый большой микрорайон западного берега. Здесь в общей сложности будет 50 домов высотой 9-11 этажей, а количество жителей наверняка превысит 10 тысяч. То есть составит примерно треть от нынешнего населения Западного.

Темпы стройки, кстати, впечатляющие: год назад здесь еще была сплошная стройплощадка и торчали каркасы домов, а сейчас уже идут в основном косметические работы. Жители обустраиваются, и мусорки полны строительных отходов.

Сами жители «Притяжения» на расслабоне. На вопросы о грядущем присоединении отвечают беззаботно: мол, с одной стороны, мы и так знали, что рано или поздно будем Челябинском. А с другой, надеются, что включение в черту мегаполиса ускорит то же дорожное строительство. Если ехать к «Притяжению» от плотины по прямой (не огибая «Вишневую горку»), дорога через частный сектор откровенно убитая.

— Может, цена недвижимости вырастет немного после включения в Челябинск, хотя она и так тут немаленькая, — говорит владелец одной из квартир, приехавший сюда на мотоцикле. — Квартира метров на 40 стоит в районе 5,5 млн рублей, если брать квартиры метров 100 — уже за 10 млн, наверное, будет.
Сам он живет недалеко, в Малиновке (ее к городу не присоединяют), а квартиру купил для мамы.

Транспортная проблема волнует и Дмитрия из «Белого хутора». Присоединение к Челябинску он видит, скорее, в положительном ключе и надеется, что это ускорит развитие дорог:
— Не только строительство, но и обустройство, — говорит он. — Я утром выезжаю в основном через Северный, но там нет светофора, хотя он давно просится, поток очень большой. Может, хоть перекрестки нормально сделают: там налево поворачивать просто страшно.

Дмитрий говорит, что нужно как-то расшивать и кольцо у плотины, где часто работает регулировщик, но все равно образуются пробки. Ему нравилась идея превратить круговое движение в Т-образный регулируемый перекресток с рукавами, но власти отказались от этой идеи.

Что касается новой дороги (на фото выше), которая соединит выезд из Северного с «Парковым премиум», Дмитрий пожимает плечами:
— Она, наверное, оттянет часть потока, но мы с женой тут обсуждали: не очень понятно, куда по ней ехать. Если надо в центр, все равно поедешь через плотину.

Дмитрию кажется перспективной идея продлить Братьев Кашириных до улицы Лыжных Батальонов, но это проект небыстрый: на 2026 год запланировано только проектирование.

Мнения о качестве общественного транспорта у жителей Западного разошлись. С одной стороны, говорят, в последнее время больше стало автобусов: и больших, и средних, и маршруток (все красивые, зеленые). С другой, ходят они нерегулярно, а главное, в часы пик сильно забиты. Поэтому многие настаивают, что машина в Западном обязательна, и это создает проблемы для всех.
— С машиной тоже не всегда уедешь: где-то с 7:15 до 10:00 утра в направлении плотины все стоит намертво, — продолжает Дмитрий. — Я стараюсь или сильно рано вставать, или уже после десяти ехать.

В клубном поселке «Твоя Привилегия» новость о присоединении воспринимают благодушно с оттенком равнодушия:
— А что, когда присоединяют? — уточняет мама, гуляющая с ребенком. — Я к этому никак не отношусь. Может, транспорт лучше станет?
Жители слышали, что должен подешеветь проезд, ведь начнет действовать городской тариф.

Другие мамы тоже не видят минусов или подводных камней, а вот плюсы могут быть. Например, многим не нравится, что Западный, как поселок Сосновского района, относится к Долгодеревенскому: говорят, ради той же прописки нужно ездить за полсотни километров. Волнует многих и время прибытия полиции и скорой: говорят, уже были прецеденты, когда долгое ожидание усугубляло последствия. Спецмашины едут из Долгодеревенского, а это почти 50 км, иногда из Кременкуля (17 км). Все надеются, что после присоединения в Западном смогут работать экстренные службы Челябинска. Вообще отстыковаться от Сосновского района многим кажется самоценной идеей.
— У них большой район, они не вывозят, — говорит папа, гуляющий с коляской.
Его дочь еще маленькая, и пока семья лишь стоит в очередь на детский сад, а удастся ли устроиться — неясно. Проблема детсадов волнует многих.




В ЖК «Конфетти» тоже есть свой детский сад, но попасть в него проблематично.
— Мы счастливы! — не дослушав мой вопрос о плюсах и минусах присоединения отвечает мама четырехлетней девочки. — Может, если войдем в Челябинск, с детсадами попроще будет. Здесь, в «Конфетти», мы пока в очереди на двухсотом месте.
— А если вам предложат возить ребенка в Челябинск, согласитесь? — уточняю.
— Пока не предлагают. А если предложат — мы подумаем, — весело отвечает она и уезжает на такси.
Ее подруга надеется, что попроще будет с поликлиниками и вообще медициной.





Многие сходятся во мнении, что возить ребенка в Челябинск хоть в детсад, хоть в школу — это вариант так себе.
— Тут все пробки исключительно в дни, когда школьники учатся, — рассказал один житель. — Когда каникулы, вообще никаких проблем.
Поэтому чем меньше «детского транзита», тем лучше всем.





Жители многоэтажных районов оказались на удивление единодушны в своем желании примкнуть к Челябинску, поэтому я отправился в более уединенную часть Западного — в частный сектор.
— Ну, как сказать: есть плюсы, есть минусы, — ответил на мой вопрос житель «Женевы», который мыл Renault у дома. — ОСАГО будет уже по городскому тарифу. У меня сейчас 3000 в год, станет, наверное, 6000. Но это мелочи. Налоги на землю? Да тоже мелочь, даже если кадастровая стоимость вырастет. Дома в цене, наверное, тоже прибавят, это хорошо. Хотя и не факт: те, кто покупают такую недвижимость, все равно знают, где она находится, им без разницы, Челябинск это или нет.
Он отмечает однако, что может возрасти тариф на элекроэнергию, хотя пока не очень понимает насколько:
— А какой у нас сейчас коэффициент? 0,7? Ну, вот, значит, подорожает, — говорит он.
Впрочем, поселок газифицирован, так что затраты не смертельные.





В частном секторе Западного, с которого поселок начинался, отношение к присоединению тоже, скорее, положительное:
— Так слава богу: может, хоть благоустройство сделают! — рассуждает владелец одного из домов, стоя на подъездной дорожке. — Тут сейчас пойти вообще некуда, на велике поехать некуда: ни парков, ни тротуаров, ничего. Говорили, вроде, набережную на Шершнях за гольф-клубом сделают. Хорошо бы. А то живем у Шершней, а воды не видим.



А еще в составе Западного есть СНТ. Если «Петушки» и «Вишневый» останутся за границей Челябинска, то «Заречный» войдет в его состав. Константин, старожил этих мест, позвал меня посмотреть на них. Он и живет здесь, и занимается строительством квартала коттеджей на территории, которая выделена из состава СНТ под индивидуальное жилищное строительство. Что его беспокоит: отсутствие дорог. С одной стороны, узкие грунтовки — это родовая печать садовых товариществ, и в «Заречном» они еще терпимые: бортами по кустам не скребешь. Но, замечает Константин, в расположенном буквально рядом «Вишневом» с дорогами и инфраструктурой куда лучше, а «Заречный» будто забыли. Он попросил привлечь внимание к этой проблеме, надеясь, что присоединение к городу даст больше возможностей: его участки формально выведены из СНТ, то есть станут полноценным городом.




Перед поездкой я ожидал раскола мнений. Но мне не встретилось ни одного жителя, кто оказался бы резко против присоединения. Плохо искал? Может быть. Если вы один из них, напишите нам через форму обратной связи: нам интересны разные мнения. Пока же есть ощущение, что к идее «собирания земель» куда более настороженны сами челябинцы, опасаясь наплыва жителей Западного в детские сады, школы и поликлиники. А жители шершневского побережья, кажется, пребывают в приятном ожидании, что Челябинск решит их проблемы. И пока это лишь мимолетное предвкушение счастья, но еще не оно само.





Причины присоединения Западного и Пригородного к Челябинску объяснял председатель ЗСО Олег Гербер.