Казахские «Шкоды» вышли боком. ФТС требует крупных доплат

Автомобили Skoda, Kia и Hyundai, которые производят в Казахстане, активно ввозили в Россию в 2024–2025 годах: цены на них низкие, а сама республика входит в Евразийский таможенный союз (ЕАЭС), что дает послабления при таможенной очистке таких машин. Однако теперь импортеры и владельцы этих автомобилей в разных регионах получили от Федеральной таможенной службы (ФТС) требования доплатить утилизационный сбор. Суммы в основном составляют 1 млн рублей, плюс начисляется пеня, и общая доплата во многих случаях — 1,5 млн. Инциденты не единичные и познакомиться с документами можно в специально созданном канале. Сами импортеры настаивают, что таможили машины ровно по тем правилам, которые в тот момент выставляла ФТС, и считают требования доплат незаконными.

В чем проблема с машинами из Казахстана

В Казахстане работает несколько автопредприятий. Завод Allur (Сарыаркаавтопром) находится в Костанае в 150 км от границы с Россией, и помимо перечисленных брендов выпускает автомобили Chevrolet, JAC, Jetour и Lixiang. В Алма-Ате работает завод TOO Hyundai Trans Kazakhstan, откуда Россию везут Hyundai, например, кроссовер Tucson.

Компания Allur (Сарыаркаавтопром) много лет занимается сборкой автомобилей. В последние годы особенно активно идет сотрудничество с Kia и Skoda

Цены на автомобили в Казахстане ощутимо ниже российских. Так, Skoda Kodiaq NG нового поколения стоит 20-25 млн тенге (3-3,75 млн рублей), в России за такие машины просят 5-6 млн рублей.

В Казахстане выпускается Skoda Kodiaq второго поколения. Она дебютировала в 2024 году

Казахстан входит в Евразийский таможенный союз, и при легализации автомобиля в республике по единым тарифам ЕАЭС при ввозе в Россию нужно доплачивать лишь утилизационный сбор. В Казахстане также действует льготный режим для внутреннего пользования: ввозить такие машины в Россию не запрещено, но с апреля 2024 года вся разница в НДС, акцизе и пошлинах приплюсовывается к утилизационному сбору.

В этом и проблема: полтора года спустя ФТС взыскивает с импортеров и владельцев машин разницу в платежах, которые не были удержаны в Казахстане. Однако сами перекупщики с такой позицией не согласны.

«Не мог по своей воле заплатить больше»

Мы поговорили с пострадавшими от этой ситуации, и один из них, Алексей, который ввозил Hyundai Tucson, объяснил, что никто не пытался обмануть систему.

«Я таможил машину в апреле 2024 года и прекрасно знал, что вступили в силу новые правила. Но в ФТС сами посчитали мне только стандартный утильсбор, который в тот момент был 300 тысяч. Понимаете, я не мог бы поставить машину на учет, если бы не получил зеленый свет от ФТС. Я не мог по своей воле заплатить больше, чем выставляет ФТС: это они считают и проверяют оплаченную сумму. В конце концов, если бы они сказали тогда, что нужно доплачивать миллион сверху, нет проблем — мы бы вернули эти машины обратно в Казахстан. Но теперь, полтора года спустя, прилетает доплата на миллион и еще пеня на полмиллиона — нормально, да?».

Hyundai Tucson стоит в Казахстане от 2,25 млн рублей (по курсу)

Как насчитали 1,5 млн

Расчеты ФТС покажем на примере одной из машин, Skoda Kodiaq, ввезенной в мае 2024 года. Импортер заплатил за нее коммерческий утильсбор 300,6 тысячи рублей, а сейчас получил требование доплатить еще 1,514 млн рублей, из которых 1,188 млн — основной долг, 326 тысяч рублей пеня (1/300 ставки рефинансирования в день).

Российская таможня оценила стоимость Skoda Kodiaq по справочнику в 2,831 млн рублей, и рассчитала пошлину (425 тысяч рублей), акциз (98 тысяч) и НДС (671 тысяча рублей). Эту сумму и предписали оплатить импортеру с учетом пени.

Почему требуют полные суммы?

Интересно, что согласно декларации на товары в Казахстане за данный «Кодиак» оплачена пошлина в 186 тысяч рублей и НДС в 223 тысячи рублей (в переводе с тенге). При этом ФТС как будто не учла этих сумм и выставила импортеру счет на полный размер платежа. Законно ли это? Специалист по импорту автомобилей Александр Сергеев говорит, что на самом деле в Казахстане оплаты соответствующих сумм не было.

В декларации на Skoda приведены суммы оплаты пошлин и НДС в тенге, но стоит пометка УН: условное начисление

«Если посмотрите декларацию, то напротив всех начисленных платежей стоит обозначение УН — условное начисление. Есть ответ казахстанской стороны, что это автомобили их сборки, но для производителей действуют преференции, то есть местные заводы освобождаются от уплаты пошлин и налогов. По факту эти платежи не вносились».

«Таможенную декларацию никто не показывал»

По словам Александра Сергеева, проблема в другом: для машин казахстанской сборки точные данные об оплате НДС и пошлин оказались коммерческой тайной, и физлица не могли получить к ней доступ в момент покупки автомобиля (эти данные содержатся в таможенной декларации, но продавцы в Казахстане ее не предъявляли). Выглядело все так, что за машины с заводов Казахстана требуют только оплату утиля, и поначалу ФТС придерживалась такой же интерпретации.

«Люди и не могли знать о наличии таможенной декларации, ведь речь шла не об импорте через Казахстан, а о машине казахстанской сборки. Во всех документах, в ОТТС, в CT-KZ написано, что производитель — Казахстан, — объясняет Александр. — В ОТТС в графе „Поставщик сборочных комплектов“ стоит прочерк. В казахском ПТС в графе „Таможенное оформление“ написано „Отсутствует“. То есть в момент покупки люди не могли знать о наличии таможенной декларации и о том, какие именно платежи произведены за данный автомобиль. Не знали этого в тот момент и сами таможенные органы».

Линия спора касается вопроса, являются ли спорные машины произведенными в Казахстане по всем правилам промышленной сборки, или они считаются формой транзитного импорта машин из других стран в Россию?

«Год люди завозили автомобили по таким правилам, то есть считалось, что это автомобили казахской сборки, — говорит Александр. — Но затем ФТС запросила информацию в департаменте госдоходов Казахстана, получила декларации, после этого изменила позицию и стала доначислять утильсбор».

В упомянутом ответе департамента госдоходов (Минфина) Казахстана говорится, что автомобили собраны ТОО «Сарыаркаавтопром» на территории так называемого свободного склада, то есть без какой-либо растаможки. Поэтому при их поступлении в оборот в странах ЕАЭС должны уплачиваться полные таможенные сборы по единым тарифам Союза. Казахстан предлагал России снизить таможенные барьеры для машин тамошней сборки, но потепления в этом вопросе нет и не предвидится.

Что говорит ФТС

Позиция ФТС читается из официальных ответов на запросы импортеров: в ведомстве заявляют, что по закону имеют право проверять правильность начисления утилизационного сбора в течение трех лет и, в случае недостачи, требовать доплаты с импортеров или автовладельцев.

В ответе мурманцу, который ввез Kia Sportage и Seltos в мае 2024 года, ФТС объясняет следующее:

«Из анализа поступивших из Республики Казахстан декларации на товары установлено, что вышеуказанные транспортные средства задекларированы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего пользования (ИМ 40). Расчет утилизационного сбора необходимо осуществлять с применением компенсационной формулы».

Последняя как раз подразумевает учет разницы между таможенной пошлиной, НДС и акцизом, уплаченным в Казахстане, и российскими ставками.

«Суммы выставляются задним числом»

По словам Александра Сергеева, проблема сохраняется до сих пор, и многие машины такого рода таможатся через оплату обычного коммерческого утильсбора (он теперь составляет 667 тысяч рублей), то есть будущие владельцы находятся в зоне риска.

«Есть примеры импорта тех же Volkswagen Touareg через Казахстан, и здесь позиция таможни однозначна. За них идет доплата утильсбора по компенсационной формуле и все прозрачно: есть таможенная декларация и можно вычислить сумму доплаты. Но при ввозе машин казахской сборки доступа к декларации у людей не было, и сейчас эти суммы выставляются задним числом», — добавляет Александр.

В ПТС на Volkswagen Touareg указана таможенная декларация, что позволяет понять, какие именно таможенные платежи были сделаны в Казахстане
А вот ПТС на Hyundai Tucson казахстанской сборки: указано, что таможенный документ отсутствует

«Максимум оспорят пеню»

Ряд импортеров обратились в суды и готовят обращения к депутатам Госдумы. По мнению Льва Воропаева, отбиться от требований ФТС проблематично.

«Если импортеры докажут, что сразу сделали необходимые запросы по поводу наличия таможенной декларации и произведенных казахстанской стороной платежей (например, предъявят суду запрос в налоговую службу по оплате НДС), то, вероятно, они смогут оспорить начисление пени. Но в остальном практика доначисления утилизационного сбора существует и оспорить подобные требования сложно», — говорит он.

ФТС может предъявить долг не только импортеру (перекупщику) автомобиля, но и владельцу, говорит Лев Воропаев.

«В качестве меры к неплательщикам с марта 2025 года могут применять приостановку регистрации автомобиля, но я не слышал, чтобы это делали массово, — продолжает автоюрист. — Скорее всего, ФТС обратится в суд и далее приставы смогут арестовать имущество должника, включая и сам автомобиль».

Импортеры считают позицию ФТС как минимум несправедливой.

«Сейчас говорят, что, мол, это наша вина в неправильном расчете утилизационного сбора, но эти расчеты проверяет сотрудник ФТС, и выдает таможенный приходной ордер, — возмущается автовладелец Николай. — Если я заплачу утильсбор 1 рубль, сотрудник таможни не даст мне документы для постановки машины на учет, это его зона ответственности — проверять платежи. Никто не мухлевал: все платили столько, сколько им говорили платить».

5 Comments

  1. «люди — новая нефть», надо выжать все без остатка. «После нас — хоть потоп»

  2. Видимо, сейчас негласное указание всем ведомствам (ФТС, ИФНС, ГАИ и т.д.) максимально и под любым предлогом использовать админ. ресурс чтобы взыскивать с людей штрафы, налоги, пени и т.д. Все идет в федеральный бюджет, а куда из него уходят деньги, всем понятно. Чуть больше года назад, подняли госпошлины на обращение в суд. Причем подняли, так нехило. Под предлогом, разгрузить суды от сутяжников и улучшить финансирование судебной системы. Прошел год, видимых результатов не ощущается. Другой пример, на трассах, там где казалось бы нет смысла в этом, стали устанавливать камеры дорожного наблюдения за скоростным режимом. Денег они собирают миллионы в месяц. В ГАИ подняли пошлины за рег. действия. И много других примеров.
    Личный пример, соц.страх подает на ИП иск в арбитраж о том, что он год назад несвоевременно подал отчетность. Штраф — 500 руб. При этом сумма госпошлины за подачу иска — 10 000 руб. Абсолютно не соразмерно.

    1. Ну да, у Силуанова же KPI понятный, свести бюджет любой ценой. Ему-то что за забота о бизнесе, о людях, ему главное овец состричь, а коль скоро привычные способы кончились, начинаются непривычные

      1. «как вам удается получать такие надои? — Лаской и уговорами! Прихожу в коровник, глажу коровок, и спрашиваю, что сегодня будем давать? Молоко или говядину?»

  3. С одной стороны, я полностью разделяю возмущение к попытке переписывать правила задним числом в пользу государства.
    С другой стороны, я совершено не одобряю азартные игры с государством. Эта история не сильно отличается от армянского импорта. Было ожидаемо, что где-то может быть засада. Допускаю, что такие схемы разрабатывают специально.

Добавить комментарий