Citroen C4. 10 лет


Десять лет как мы живем с моим Citroen C4, на который я сменил почти такой же C4 предыдущего поколения, отъездив три года. Тогда я, конечно, не предполагал, что покупаю автомобиль на десять лет: это были самые жирные годы для авторынка и регулярная смена автомобиля казалась нормой. А потом Крым, доллар, пандемия, микропроцессорный кризис…

В январе 2012 года новый C4 обошёлся мне в 515 тысяч рублей, правда, с учётом скидки: по прайсу он стоил, по-моему, 634 тысячи. Сейчас самая дешёвая комплектация C4 Sedan стоит 1,5 млн рублей, так что для обмена машины на новую мне придётся доплатить более миллиона. Чем больше думаю об этом, тем больше мне нравится мой «Цитрус».

Хетчбэки C4 в Россию больше не поставляются: для нас доступны только седаны калужской сборки

За 10 лет у меня не было повода жалеть, что я выбрал «француза», и в моём случае тезис об их фатальной ломучести не подтвердился (т-т-т). Поскольку в дальние поездки я брал в основном тестовые машины, пробег C4 подбирается к отметке 88 тысяч километров, но почти все они пройдены по городу, то есть режим эксплуатации сравнительно жёсткий: холодные пуски, рельсы, ускорения, торможения… Citroen держится молодцом: например, родной аккумулятор я сменил через семь лет эксплуатации, и пока тот не сдох окончательно, проблем с запуском не было.

Самая серьёзная напасть, которую я пока так и не решил — это дёрганья в момент ускорений с низких оборотах, которые появились прошлой осенью. Я дважды обращался в «Первый независимый автоцентр» (он — наследник дилера Citroen в Челябинске), где мне сначала заменили свечи и промыли форсунки, что помогло лишь отчасти, а через год — один из клапанов, отвечающих за изменение фаз газораспределения. Мой товарищ Даниил Соломатов, у которого тоже Citroen, склоняется, что проблема, скорее, с одной из катушек зажигания, но сервисники почему-то не видят соответствующей ошибки. Пока я приспособился ездить без ускорений с низов, но в обозримом будущем планирую опять посетить сервис.

Несколько раз Citroen попадал под бесплатную отзывную кампанию, но все работы проводились во время ТО, так что я не запомнил, в чем там суть. Из других проблем: дважды заменённый сальник коробки передач (причём один и тот же), замена внутренностей помпы (что-то в районе 1500 рублей), а также превентивный ремонт масляного насоса, связанный с инженерным просчётом. Как я понял, масло просачивалось по изоляции одного из проводков, ведущих к насосу, что в крайнем случае грозило выходом из строя блока управления. Несмотря на мелочность проблемы, ремонт обошёлся, по-моему, в 9 тысяч рублей. В остальном плановые ТО на Citroen обходились мне в районе 10-12 тысяч с заменой «расходников» подвески: сайлент-блоков, шаровых опор, тормозных колодок и дисков. Амортизаторы пока родные.

Я жалею, что не выбрал прежний «ситроеновский» мотор TU5. В 2012 году такая возможность была: стоили машины абсолютно идентично, но я остановился на более современном двигателе Prince EP6. Он отличается низким расходом топлива (5-6 л/100 км по трассе, в пределах 10 л/100 км по городу), и с учётом 60-литрового бака позволяет проехать чуть не 1000 км на заправке. Но двигатель, разработанный совместно с BMW, сложный, капризный и к тому же масложор: с 2014 года я доливаю примерно 1,5-2 литра в год (то есть на 8-9 тысяч км). При этом основной жор идёт при работе на высоких оборотах, поэтому резерв масла я вожу во все поездки. Позже Citroen перешёл на двигатели EC5, которые являются модернизированными наследниками прежних моторов TU5, и сейчас я бы предпочёл их.

Впечатления о машине я описывал пять лет назад, и сейчас напомню лишь моменты, которые радуют или беспокоят до сих пор. Я выбрал одну из доступных комплектаций, и мне не хватает подогрева сидений (езжу с «Емелей») и заднего парктроника, из-за чего несколько раз я попадал в тупые ситуации. По-прежнему удивляюсь, почему у машины российской сборки нет индикатора температуры двигателя — это очень неудобно. Окраска калужских машин уступает таковой у французских, но виновата, скорее, «экологическая» эмаль — она тусклее. При русификации машин в базовой версии исчезли противотуманные фары, но они мне не особенно и нужны.

У Citroen хорошая эргономика, и, пересаживаясь из дорогих тестовых машин, я обычно не ощущаю дискриминации. Но в доступной версии оформление простовато, а магнитола раздражает отсутствием USB: да, я до сих пор нарезаю аудиокниги на CD-болванку, а о сенсорном экране могу только мечтать (да он и не нужен, по большому счёту).

Коробка передач у C4 не слишком избирательная, а с возрастом передачи стали включать как будто чуть туже.

У прошлого C4 к трём годам интерьер скрипел и бренчал, но у нынешнего он преимущественно тих: изредка появляется какой-то зуд или поскрипывания, но в целом всё пристойно. Правда, руль изрядно облез в месте хвата, а кожух рычага коробки передач потрескался.

Хетчбэк C4 относительно тесный на втором ряду: сегодня даже Solaris или Vesta просторнее. Но у него отличный багажник объемом более 400 литров, что вкупе с возможностью сложить сиденья часто выручает. Помимо топливного бака на 60 литров «Ситроен» имеет бачок омывателя на 7 литров, так что я заливаю пятилитровку жижы по осени и езжу практически до весны. Часто выручает просвет в 172 мм с защитой картера, поэтому я рискую заезжать в места, где уместнее кроссоверы.

На ездовых ощущениях зацикливаться не буду: они весьма среднестатистические, и если взять машины тех лет, все они плюс-минус близки. На фоне, например, Ford Focus управляемость C4 послабее, в сравнении со Skoda Octavia он проиграет по чёткости работы каждого узла, у Toyota Corolla плавнее ход. Но ничего такого, из-за чего я стал бы переживать. Пожалуй, иногда хочется смягчить заднюю подвеску, которая болезненно реагирует на рельсы, но это стимулирует не летать через них галопом. И следующую машину я бы хотел с ESP: в принципе, C4 достаточно предсказуем и даже на льду едет без сюрпризов, но в зимних поездках по трассе система стабилизации нужна, ибо всякое бывает.

За это время Citroen один раз побывал в ДТП, но отделался легко: Lanos ударил в заднюю часть, повредив только бампер. Поскольку владельца не было ОСАГО, мы договорились отремонтировать у его знакомых, и новый бампер, конечно, оказался ерундовым: уже видны мелкие трещины. Впрочем, меня это уже не расстраивает.

В последние годы я стал активнее ездить на своей машине по области, и хотя в тест-драйвах есть свой кайф, личный транспорт — это вещь: он позволяет полностью сосредоточиться на задаче и не гадать, на какой резине будет тестовая машина. Возвращаясь из очередной утомительной поездки, я неизменно хлопаю C4 по крылу в знак признательности.

Меня часто спрашивают, не страшно ли ездить на «французе», потому что в России у них до сих пор спорная репутация. Но не страшно. Самый большой урон репутации французской тройке (Peugeot, Citroen, Renault) нанёсл очень капризный четырёхступенчатый автомат (DP0, DP2, AL4 и так  далее — у него много индексов). Он плохо работал в России из-за сложных температурных условий, и ответственен, наверное, за половину всех серьёзных проблем с «французами». Постепенно все три марки отказались от него, но сделать это нужно было лет на десять раньше.

Лет 10-15 назад французские автомобили действительно отставали от прочих европейских марок по субъективному ощущению качества, что отчасти связано с национальными особенностями (немцы педантичней) и курсом на тотальную экономию. Renault, например, купила марку Dacia и наши лоукостеры вроде Logan являются больше румынскими машинами, чем французскими, но репутацию создают. Для Peugeot и Citroen низкий ценовой сегмент в Европе также был значим, поэтому недорогие модели имели следы неоправданной экономии. На это наслаивалась любовь французов к нестандартным решениям, например, у прошлого C4 панель приборов была по центру салона, а ступица руля неподвижной. Но к выходу моего C4 в 2011 году концепция изменилась: он стал менее экстравагантным, зато подтянулся по качеству во всех аспектах. Теперь я бы не говорил о какой-то «французскости» машины: в целом, это классический автомобиль эпохи глобализации со всеми плюсами и минусами.

Часть моей мотивации к выбору в пользу Citroen лежит в области эмоций: Ford Focus или Toyota Corolla, например, казались мне слишком скучными. И хотя подобные резоны вроде бы нелепы, я частенько подхожу к машине и испытываю удовольствие от того, как она выглядит. Особенно в те редкие дни, когда удосуживаюсь её помыть.


И мне жаль, что дела французских марок в России идут совсем плохо. Исключение — Renault, полностью сосредоточенной на своих «бюджетниках», которые можно назвать французскими с натяжкой. А концерн PSA хоть и купил Opel, с тех пор потерял в России и клиентов, и дилерскую сеть (в Челябинске, например, больше нет официального дилера), а выбор машин сократился до предела: сейчас можно купить лишь Citroen C4 Sedan калужской сборки, C3 Aircross и C5 Aircross (плюс коммерческие модели). Цены на них заоблачны и хотя автомобили по-прежнему привлекают меня эстетически, агитировать за покупку я бы не стал: всё же «французы» были хороши, когда были доступны, а те времена давно прошли.

Так что продолжу ездить на своём C4. Если бы цены на автомобили сохранились на уровне 2012 года, я давно сменил его на что-нибудь вроде Skoda Octavia, Kia Rio X-Line или небольшого кроссовера. Но когда бывшие «бюджетники» стоят по миллиону, я смотрю на свой C4 и радуюсь, потому что даже сейчас он гораздо приятнее условной Lada Granta за 750 тысяч. И после каждое поездки мне хочется обнять его и пожелать долгих лет жизни. Короче, с юбилеем!

24 Comments

  1. О, развенчание мифов) таковых нет наверное только около божественной тАйоты. А по итогу все машины этого времени среднестатистические. Зато у ситроёна все прекрасно с внешкой. Красивые они)

    1. Мне тоже не очень нравятся современные системы с пальцатыками. Жутко неудобно.
      С4 в той самой, первой молификации, был моей второй машиной. После 2103 он был для меня космическим кораблем. Ьрал версию купе, красного цвета. Именно эта машина, как мы говорим в семейном кругу, именно из-за нее жена вышла за меня замуж😁 А ещё я помню, как по первому морозцу в ужасе приехал в сервис, потому, как показалось, что кондей не работал. Сервис поставил машину в теплый бокс, подождал немного и продемонстрировал, что все отлично работает, взяв за это 1500 р. Откуда я после тройки мог знать, что он на холоде отключается. Вот так вот. Владел правда год и потом поменял на японскую лайбу.

      1. О, Коля, так ты тоже ситровод со стажем )))) А кондей при какой-то температуре вроде должен отключаться, но у своего нынешнего заметил, что даже если в мороз его включить, стёкла быстро растягивает от пара (что вроде как в пользу работающего кондиционера говорит). Даже не вникал)

      2. Да, есть такое, у меня и сейчас «японский» ситроен

      3. C-crosser. Когда выбирал, смотрел, чтобы коляска детская с размаху залетала. Ну и салон складывается — места много. не всегда нужно, но выручает. Я-то знаю, что от ситроена в нем только шильдики на кузове и колесах 😉

      4. Но тот, первый вспоминаю с теплотой. Потому как, первая, настоящая, и иномарка, и красивая. И цвет классный был. А еще помню, подвозил девочек. Одна села на переднее сиденье. Я говорю, сейчас музыку поменяю. И полез ей между ног, а там просто под сиденьем лоток был сделан, у меня в нем кейс с дисками лежал 😀

      5. Шикарная опция) Сейчас такое только на ленд крузерах 200 можно найти)

      6. >>>И полез ей между ног, а там просто под сиденьем лоток был сделан, у меня в нем кейс с дисками лежал 😀

        А, понятно теперь, как ты женился 😀

      7. Не, это еще до жены было:D Я был в «активном поиске» 😀

  2. Я купил свой Ситроен весной 2013. Аккум также отходил 7,5 лет (хотя по факту 8 тк машина у меня была 2012 год выпуска, осень) 88000 км :). За все 8 лет перегорела всего одна лампочка ближнего света (через 5 лет после начала эксплуатации), поменял парой и ок — это к вопросу о мифе о «ненадёжной электрике». Хотя справедливости ради заметим, что не было сигналки или чего-то такого, те никакие посторонние руки не лазили в заводские электроцепи.

    По отзывным было: датчик температуры двигателя — заглючил и показывал, что перегрев. Тебе тоже скорее всего его менял — отзыв был по всем машинам. Была отзывая как раз по разъёму коробки через который масло шло по проводам. И еще по передней кромки капота (ржавела кромке передней завальцовки верхней панели) — это я прочитал на сайте Роспотребнадзора, хотя почему-то меня вроде не приглашали по ней.

    По подвеске не нравилось настройка задней части: при равномерной загрузке машины и постоянной скорости передние колёса проглатывали неровность (рельсы), а задние на отбой отрабатывали… странно. Менял втулку задней балки и вроде один аморт.

    По движку не подтверждаю ломучесть и масложор ))) Все 88000 км ни разу не доливал масло между ТО (7-10 тыс км, считал по моточасам, когда ехать менять). Самый минимум по индикатору щупа с 2/3 после ТО до 1/3 уходило. Обычно к следующему ТО оставалось 1/2 индикатора щупа.
    Из ломучести:
    1) Тебе скорее всего правильно про катушки сказали ))) У меня была такая ситуация: в один момент при ускорении в городе пропала тяга, но вылез чек. В сервисе сказали всё равно сначала свечи-промывка, а если не поможет, то катушка… Не помогло, катушку поменяли по гарантии; сказали частая проблема 😉
    2) Вышло из строя уплотнение вала компрессора кондиционера — утечка фриона. Компрессор Denso (Япония) стоит почти на всех машинах, в том числе ВАГах. Неремонтопригоден, ну или ремонт только умельцами в пределах 6-10к. В Первом ребята сказали, лучше сам купи, так у нас только оригинал за 30-35к и долгая доставка. Китайский 10к, оригинал в японской коробке Денсо — 22к тогда 2 года назад, в коробке Ситроен — 30к ))) Взял японский, тк опять вроде китайский ходит 2-3 года, работы по снятию-установке только 6к. В совокупности решил Денсо поставить (я же не знал, что продам ))) ).
    3) Ну и знаменитая пробка у движков EP6 вылетела — кто не знает, погуглите ))
    Вкратце: тк движок цепной, то цепь закрыта кожухом и смазывается из общего Картера. В стенке блока между цепью и блоком движка есть отверстие закрытое металической пробкой. Как раз за этой стенкой идут каналы с антифризом — пробка от этих каналов. При определённых условиях (возраст, повышенное давление) пробку выбивает и весь антифриз сливается в картер ))) Говорят для экстренного сброса давления. Зачем делать так, а не как-то еще все разводят руками ))) Подозреваю это сделано в угоду экологии, чтобы антифриз не выливался на землю при черезмерном давлении и оставался в движке. А то что потом это твои проблемы — пофиг )). Выбило на подъёме перед златом: провала тяга и потом заглохла. Смотрю — эмульсия, ну думаю капец. Ребята из Первого починили без снятия движка (если погуглить, то все неофициалы гордятся, что вообще делают такую проблему), пробку завальцевали, сказали что теперь фиг выбьет. Цена вопроса 20к за всё — сборка-разборка головки, снятие-установка цепи, прокладки, промывка, новый антифриз. Так что если у вас ещё не выбивало пробку антифриза в блоке на движке ЕР6, то у вас всё впереди — у всех выбивает ))

    Отличный металл! Ездил с надорванным порогом с 2015 года. Так даже ржавчины не появилось — идеальная оцинковка.

    Всем устраивал, кроме просвета. Даже неплохие 174мм всё же маловато. По багажнику и я ещё с ситроеном заметил, что он чуть ли ни самый большой в классе. Сравниваю сейчас с про7 — у 7ки просто выше, а по ширине тоже самое. Багажник в Ситроене хетче очень хороший! ЕСП была — тк вторая комплектация была. Хорошо, что сейчас новые модели без неё не могут сертифицировать по закону — это хорошо.

    Ни одного ДТП. Кому-то очень повезло, кто купил мой авто в автомире на Копейском. Один раз видел возле ЗЭМа, не успел остановиться поговорить )))

    Отдельно хочу сказать про сервис.
    У нас в Челябинске считаю чуть ли ни лучший сервис. Ни разу ничего не впаривали, не разводили, вообще никах проблем не было за всё время. Цены на работы на уровне обычных гаражей. На детали ну может +10-15% по сравнению с автодоком. Но, например, масло всегда было по той же цене, что и в обычном магазине из наличия. Ни как у фольца — 1000р/1л 🙂
    Были бы модели у Ситроена в этой ценовой категории — 1,5-2млн паркетник нормальный, а не с3 кросс за 2,5 )) остался бы с Ситроеном только из-за отличного сервиса.

    И ещё важно замечание: в самом сервисе всегда была реклама, что эвакуатор (Ситроен ассист) бесплатный только в течении 5 лет. А после общения с этим ассистом, сказали, что если раз в год вы ТО проходите у официалов, то всегда эвакуация бесплатная — бессрочно. Меня так летом 2020го, когда пробку пробило от Златоуста забрали и бесплатно привезли в сервис. Это после гарантии уже 4 года прошло )) — круто.

    1. Да, всё примерно как ты описал. Насчёт пробки — спасибо, поговорю с сервисниками, не знал о таком приколе.
      Почему мой масло кушает — не знаю. У друга Даниила близкий двигатель на С3 Picasso, тоже подъедает, но объем некритичный, поэтому мы особо не паримся. В сервисе спрашивал, они говорят — забей просто.
      Просвет мне достаточен, но я и не любитель в ебеня забраться. Меня радует, что если впереди идёт кроссовер, я обычно без особых запар следую за ним (в сухую погоду, конечно).

  3. Железо и оцинковка — то, чему азиаты тех лет могли бы поучиться у французов.

    Да, индивидуальные катушки скорее всего. Лучше наверное все 4 для спокойствия новые поставить, а старые в запас. Ну или ездить дальше, а потом, может через пару лет ее совсем пробивать начнет и мотор отчётливо затроит и сильно потеряет в динамике. Еще топливная система может быть (насос, фильтры), но они обычно позже, тысячам к 130-170.

    Мне всегда казалась странной ситуация с опцией esp. Вроде как репутация у этой фичи исключительно положительная. Даже законом ее обязали ставить во многих странах. Но вот многие производители к ней относились по разному, а многие будто бы даже игнорировали. Например старая мазда 6 2003 года — есп в базе. Прикинь, ты такой купил эту мазду, ездишь, проходит почти 10 лет (дофига по меркам авторынка) и обнаруживаешь, что например в новеньком митсубиши asx ее нет до сих пор, в ситроене этом в 2012 тоже в базе нет. Но зато теперь то вроде даже в базовой весте есть.

    1. Да, сейчас она обязательна. Более того, многие машины сейчас изначально настраиваются по управляемости под наличие ESP, то есть без оной на них ездить опасно. Был у нас на тесте Fiat Bravo, по-моему, у него шасси конкретно под ESP, но в России была комплектация без оной, так что при резкой переставки сразу в сильный занос срывался. У Весты близкая настройка, и ей ESP нужна, чтобы этот избыточный угол заноса срезать. Но зато настройщики делают управляемость более острой. Один косяк — если ESP глюканёт где-нибудь на трассе, ехать надо будет аккуратнее. У моей машины баланс наоборот более мягкий, она уходит в занос, если сильно спровоцировать, но в остальном «передком» едет.

  4. Это получается на каждом ТО элементы подвески менялись ? Я на гольфе первые 5 лет об этом даже не думал, на конвеере вага запчасти идут заведомо лучшего качества, в отличии от французов.

    1. Где тут значок «фейспалм»)))
      Нет, конечно) В последние 2 или 3 ТО (возраст 7 лет и более) менялись то сайлет-блок слева, то справа, работы копеечные (то 500 рублей, то 1000 рублей, не напрягало). Колодки менять в принципе нужно по пробегу.

    2. Как я написал, например, компрессор кондиционера один и тот же что у ВАГа что у Ситроена. У вас детали одинаковые плюс-минус. У ВАГа отличная функциональность и технологичность. Качество +- у всех одно. Французов люблю за дизайн и немного не люблю за эргономику ))))

  5. Моему Фокусу пошёл четырнадцатый год. Тож менять не вижу смысла. Из самого дорого было — дважды менял рычаги подвески.
    В какое-то время тоже был прикол: при интенсивном ускорении с небольшой скорости начинал дергаться мотор, изредка загорался чек. Сервис разводил руками. Максимум, что предложили — заменить бензонасос на авось, отказался. После этого сменил заправку и начал лить добавку в бенз, постепенно всё прошло.
    А недавно смотрел видеообзор нового Kia Cerato, было забавно слушать. Большая часть плюсов у меня уже есть, а большей части минусов у меня нет. Так что буду на нём катать, пока не появятся авто на ядерных реакторах.

    1. Фокус тоже очень удачный аппарат. Пожалуй, один минус — багажник тесный и у хетча, и у седана. Но зато рулится отлично, едет отлично и по надёжности норм.

  6. Я тут понимаю, что старею 😀 На тойоте в свое время поменял штатную магнитолу на китайскую, с usb мп3 и шлюх..то есть навигатором. Сейчас понимаю, что особого смысла не было. да, но навигатором практически не пользовался. На теперешнем тоже дисковод, мп3 диски читает. Вывел окзилари шнурок. Если хочется музыки с телефона — через него подключаю. Кроме меня никто не заморачивается этим. Навигатор сейчас чуть ли не в любой хлебнице, так что менять ГУ не вижу смысла (возраст, чо). Правда, я на своей за 11 почти лет накатал 250+, на раз менял все сайленты в подвеске, передние стойки 2 раза, задние 1 раз, сейчас пошла вторая волна замены сайлентов, в двух рычагах сзади поменяли. Ступичные поменял по кругу раза 2 (передние 3, наверное). Кардан вот починил недавно. В общем, неплохо, я считаю. Конечно, с возрастом приходится на зч тратить больше, так как афтермаркет ну прям сильно в качестве не очень.

    1. Более того, навики в машинах зачастую неудобные (ну, кроме премиума, м.б.). Для меня апофеозом стал недавний тест-драйв Арканы в Нижнем: все машины в топовых версиях с навигаторами, но сами орги не очень верили в их качество, поэтому положили каждому по топовому айфону с установленной картой и креплением на воздуховод. Так что гоняли как таксисты))) Попробовал реношную навигацию потыкать, не разобрался, бросил )))

      1. Мне удобно, можно достать, на перекрестке потыкать на маршрут, а на встроенных не знаю — давно не лазил. Но умен все равно якорь какой-то, что неудобно. Здесь у меня крутилки и кнопки. Можно не глядя климат туда-сюда гонять. А то понаделают — ты, по-моему писал, что на шкодах новых все через меню. Этак глядишь, через несколько лет меня и вовсе на стрелочные приборы потянет, теплые, ламповые 😀

  7. был у меня приорик. откатал на нем 9 лет 4 мес день в день. устал от него в конце просто. ни разу на нем не оставался где то. даже после гавнозаправки и поездки в лес за грибами выбрался из леса на 2х цилиндрах и оборотах 3к+ чтобы не глохнуть.
    1 смена сцепления, переезд двига на невтык (устал переживать за качество вазовских ремней). 1 замена тормозов, 1 замена подвески и замена жидкостей на ежегодном ТО. для себя давно решил — хочешь нормально ездить не экономь на обслуживании.
    пробег был что то около 170к+ км. ржи почти не было (натерли передняя и задняя сабля по 1 месту), т.к. соль у нас не сыпят.
    авто было черное и каждый «пост гаи» был мой xD а у меня доки в порядке и 3 штрафа за этот период 🙂
    продал влет, еще и очередь на нее была.

    сейчас веста. машина как машина. негатива не испытываю, восторга тоже. вообще, для меня, не автолюбителя, это транспортные средства а не объект для чувств 🙂

    1. Да у меня тоже уже сугубо функционально отношение к машинам, особенно тестовым (что снижает мотивацию писать про них). Но к своей всё же теплоту испытываю)

Добавить комментарий