Вопрос витал в воздухе. Визуально Datsun не слишком похож на своего донора: кроме дверей и крыши общих кузовных деталей нет. И салон, включая сиденья и переднюю панель, свой, оригинальный. Но все-таки мы знаем, что Datsun построен на базе Lada Granta, а стало быть, хочется назвать его рестайлингом оной. Или по-научному: результатом бейдж-инжиниринга, манипуляций с эмблемками на капоте.
Но это неправда. Точнее, не совсем правда. На прямой вопрос, можно ли считать Datsun «работой над ошибками» с Lada Granta, один из инженеров проекта, Сергей Лосев (он отвечал за испытания и настройку управляемости) определил так: «Нет, изначально мы поставили себе определенную планку, каким критериям должен удовлетворять японский автомобиль, не важно, на какой платформе он построен. И в процессе работы с Datsun мы добивались соответствия этим критериям».
Вот пример: у Lada Granta довольно скрипучие тормоза, причем последние тест-драйвы всегда озадачивали еще и странным, погромыхивающим звуком в задней части машины при касании педали тормоза. Команда инженеров Datsun «оцифровала» тормозную систему автомобиля, провела расчеты и выявила слабые места конструкции, которые провоцировали высокочастотные колебания, слышимые как визг. Затем была изменена конструкция и подобраны новые тормозные колодки на обоих осях, а спереди появились еще и хитрые пятислойные пластины, снижающие акустические эффекты. В общем, целая работа была проведен ради одной лишь мелочи — избавления от скрипа тормозов.
А вот интересно, кто все-таки работал над Datsun on-Do: наши или японцы? Сергей вот, к примеру, россиянин, а глава проекта Юси Сайто, с которым удалось пообщаться еще на первой презентации – японец. Так вот, Datsun – это совместный проект АвтоВАЗа и Nissan, причем сам «Ниссан», будучи глобальной компанией, подключил к созданию автомобиля несколько инженерных центров. Например, испытания автомобиля, на которых он проехал более миллиона километров, проходили на девяти полигонах по всему миру. Настройка управляемости делалась на базе Nissan в английском Крэнфильде, а лабораторные тесты в Ацуги, Япония. Конечно, была и обширная российская программа тестов на базе в Тольятти.
По первым впечатлениям, мне понравилась управляемость Datsun: наряду с более стильным салоном, это одна из областей, где прогресс ощущается сильнее всего. Сергей рассказывает: «Мы уделили управляемости очень большое внимание: фактически, пружины, амортизаторы, «резинки» (сайлент-блоки) подбирались нами заново».
Амортизаторы – газонаполненные, точки крепления подвески более жесткие, а задний стабилизатор поперечной устойчивости толще «грантовского». Отдельная гордость – новый безредукторный усилитель руля (его ротор «обнимает» непосредственно рулевой вал). Причем, российского производства! Усилитель корейской компании Mando, который для «Гранты» был топовым вариантом, не устроил инженеров именно потому, что лишнее звено – редуктор – увеличивает зону нечувствительности руля и ухудшает обратную связь. А вот российская разработка команду Datsun впечатлила.
Тщательно поработали и с шинам. На Datsun on-Do, показанном весной в Москве, стояли китайские шины LingLong, но они были «не релевантными» — просто поставили от «Гранты». Тем временем испытатели наматывали сотни километров на полигонах, проверяя разные шины. Я говорю: так ведь современные шины все примерно одинаковые, что там так тщательно выбирать? Сергей смеется: «Совсем не одинаковые. Больше всего нас интересовал баланс управляемости, который зависит от бокового увода шин. Мы хотели добиться плавных, предсказуемых повадок. Некоторые шины обеспечивают хорошее сцепление, но делали машину нервной. В итоге после многочисленных тестов мы выбрали шины Pirelli Cinturato P1, на которых в предельных режимах Datsun уходит в очень плавный занос, легко контролируемый водителем».
Таким образом, Сергей рекомендует владельцам использовать именно ту летнюю резину, что идет с завода – ее характеристики гармонизированы с особенностями шасси.
Заменен и вакуумный усилитель тормозов, но я уже писал, что конкретно в этой области особого прогресса я не заметил — педаль по-прежнему строптива.
Салон Datsun показался заметно тише «грантовского»: ни скрипов, ни звука работы подвески. Вообще посторонним шумам инженеры «Датсуна» объявили геноцид, истребляя их во всех проявлениях. Скажем, интерьерные панели сопрягаются друг с другом через специальные прокладки, которые исключают взаимное трение и скрипы. Уплотните дверей, крепления, пистоны тоже новые, как и механизмы дверных ручек. Шумоизоляцию добавили по всему кузову, включая капот, заднюю часть пола и арки – в них появились фетровые подкрылки.
Кстати, один из японских специалистов занимался вопросами субъективно воспринимаемого качества. А ведь именно это зачастую подводило российские машины: тут хлябает, там скрипит, и неплохая в общем машина получает прозвище «ведро с болтами».
Что касается силового агрегата, то пока он заимствован от «Гранты». Я спрашиваю, почему Datsun предпочел 8-клапанный мотор (82-87 л.с.), тогда как в линейке АвтоВАЗа есть варианты 98-106 л.с.? Сергей отвечает: «Нас устроил этот двигатель. Одной из целей проекта было обеспечить стоимость ходовых комплектаций на уровне менее 400 тысяч рублей, и мы предпочли более простой мотор, чтобы уделить внимание другим областям».
С двигателем все равно поработали по той же схеме, что и с автомобилем в целом. Например, избавили мотор от «дряблого» холостого хода и заново настроили систему выпуска. Появятся ли «Датсуны» с более мощными движками, пока неясно – рынок покажет.
Коробка передач с тросовым приводом отличается уменьшенными ходами: 6 см в поперечном направлении и 13 см в продольном. Усилие на рычаге – 2,3 кг. Помогли в том числе новые синхронизаторы и профиль зубьев шестерен.
«Автоматов» нет, и это тоже объяснимо: целевая аудитория Datsun – люди практичные, скажем так, старой закалки. Им важнее простота и доступность. Поэтому «автомат» получит городской хетч Datsun Mi-Do, а первенец on-Do пока только на «ручке».
Зато просвет – 174 мм по алюминиевую защиту картера, угол въезда – 20.3 градуса, съезда – 19,6 градуса. Проще говоря, по геометрической проходимости Datsun on-Do близок к современным паркетникам, а в некоторых дисциплинах (например, штурм грунтовки), подозреваю, еще и заткнет иные кроссоверы за пояс.
Попутно возникает еще один вопрос. Знаете ситуацию, когда в общаге к двоечнику подселяют отличника. Вариантов два – может быть, один подтянется, а может быть, другой скатится. Granta и Datsun on-Do выпускаются на одной конвейерной ветке в Тольятти, то есть их будут собирать одни руки… А если «Датсун» нашел какое-то удачное решение, скажем, тот же безредукторный усилитель руля, то, очевидно, что его тут же получит и «Гранта»? Короче, кто победит? Сергей отвечает: «Я инженер компании Datsun и, честно говоря, не знаю планов АвтоВАЗа, но поскольку модель on-Do – это совместный проект, то использование на «Ладах» каких-то наших наработок вполне возможно. Единственное, я могу гарантировать, что у нас свои задачи, и мы будем их выполнять вне зависимости от того, что именно делает АвтоВАЗ с «Грантой». Система контроля качества у нас своя, ниссановская».
Как я понимаю ситуацию, Datsun все же станет локомотивом для бюджетной линейки АвтоВАЗа. Может быть, со временем машины разведут по рыночным нишам более явно, потому что сейчас on-Do и Granta – это самые что ни на есть прямые конкуренты. Может быть со временем «Гранту» чуть упростят, а «Датсун», напротив, сделают ближе к Renault Logan, за счет чего он позволит себе более сложные решения, которые «Гранте» окажутся не по статусу.
Но пока они шагают в ногу. Удачные изобретения Datsun ассимилируются «Грантой», а та, в свою очередь, поделится чем-то своим – роботизированной коробкой передач или новым мотором.
Кстати, я спросил у Сергея про вылетающий блок стеклоподъемников, с которым мы столкнулись и на «Калине», и на «Гранте». Он говорит – да, проблема была связана с износившемся инструментом, которым делались отверстия в дверной обшивке, из-за чего они оказывались великоваты для блока управления стеклоподъемниками. Оборудование перенастроено, так что блок теперь закреплен не только у «Датсуна», но и его доноров.
Вообще помимо умеренной цены Datsun on-Do планирует заманивать клиентов еще двумя факторами: низкой стоимостью эксплуатации и качественным дилерским обслуживанием. Я уже писал, что средняя стоимость ТО – 5000 рублей, периодичность – 15 тысяч км (есть, правда, нулевое ТО на 2000 км).
Для машины предлагается несколько недорогих допов, например, парктроник (если его нет в комплектации) обойдется в 2600 рублей у дилера, а охранная система – в 4500 рублей.
Гарантия на машину 3 года или 100 000 км, причем за отдельную плату ее можно продлить до 5 лет. В течение этого срока действует программа помощи на дороге по типичному иномарочному сценарию: помогут заменить колесо, подвезут бензин, предоставят эвакуатор.
Наконец, дилеры Datsun будут работать примерно по тем же стандартам, что и дилеры Nissan, а сервис в некоторых случаях и вовсе будет общим. Например, «ниссановской» будет схема рассмотрения гарантийных случаев, которая отличается меньшей бюрократией, чем вазовский вариант.
Ну и несколько мыслей вслух. По потребительским качествам Datsun on-Do понравился и весьма. Но, оценивая его, легко уйти в спекулятивную область. Например, я не берусь судить о его надежности. Было бы интересно сравнить количество отказов «Грант» и «Датсунов» — есть ли прогресс в этой области? Насколько долговечной окажется машина? Не вылезут ли детские болезни?
Полагаю, даже под бдительным японским оком «Гранта» не превратится в полностью беспроблемный автомобиль. Но также я думаю, что это не так уж критично. Во-первых, «Датсун» не простит переплаты за свой бренд, так что кое-что ему можно простить – он точно не будет хуже «Гранты», но и она далеко не безнадежна (тем более после всех обновлений, доставшихся от «Датсуна»). Во-вторых, я почти уверен, что детские болячки интернациональная команда специалистов будет устранять со всем рвением, даже если из-за этого придется пойти на дополнительные расходы. Расходы, судя по объему испытаний «Датсуна», не являются большой проблемой. Компания создает себе имидж, и судя по всему, исповедует принцип «мы за ценой не постоим». Также я думаю, что гарантийные обязательства будут соблюдаться очень добросовестно, поскольку это – один из важных факторов удовлетворенности клиента.
В общем малоизвестность бренда Datsun в данном случае работает на его клиентов: марка слишком уязвима, чтобы можно было работать, спустя рукава.
А напоследок я спросил Сергея, как он попал в команду разработчиков Datsun on-Do? Оказывается, еще в 2006 году Сергей устроился в московский технический центр компании Nissan (еще один есть в Питере). Первые работы были связаны в основном с адаптацией автомобилей Nissan к российскому рынку, например, местный техцентр работал над полноприводной версией Nissan Teana, которая, кстати, оказалась очень удачной по соотношению комфорта к управляемости. Ну а когда в 2010 году зародился Datsun on-Do, Сергей перешел туда.
Пприятно видеть, что проект вовсе не является насаждением западных технологий и угнетением российского потенциала. Скорее, наоборот.