Я сфотографировал машину, выехал на дорогу и обнаружил, что не захлопнул дверь. Уже на ходу открыл ее и шмякнул посильнее, машина чуть вильнула в сторону. Гляжу в зеркало — а сзади хмуро взирают на мою акробатику гаишники на «Форде».
Дальнейшие события воображение нарисовало мгновенно: сотрудник изучает документы и спрашивает, почему езжу по доверенности. Я начинаю объяснять, что я журналист, а это новая Audi A4, но журналисткого удостоверения у меня нет, а что касается новой Audi A4… «Какая же она новая? — вздыхает лейтенант. — Как вы себя чувствуете, Артем Михайлович? Пройдемте в машину. Дыхните». И пишет в протоколе: бессвязная речь, абсурдные заявления, мания величия…
Но клянусь чем хотите, она новая. Ну взгляните ей в лицо, ну? Вот искорка-залом в уголках фар, вот щит фирменной решетки с возмужавшими фасками по краям… Только если не заниматься лекальными сравнениями, новый кузов кажется рестайлингом прежней версии, причем рестайлингом аккуратным, как реставрационные работы. Если бы моду определяли экстерьерщики Audi, мы бы до сих пор ходили в шляпах с перьями.
И на контрасте с экстерьером — полное переосмысление интерьера. Он стал чище, дороже и экспрессивнее, но в нем безошибочно угадывается Audi. Только неясно какой: новый A4 или новый Q7?
На центральной консоли — посеченный фрезой алюминий, на руле — чуть шероховатая (и ароматная) кожа, в «трогательных» местах — тот же рифленый алюминий или мягкий пластик.
Я берусь за кругляш регулировки громкости (справа от селектора) и представляю, как специально обученный человек в Ингольштадте с видом сомелье щупает десятки вариантов рифления, чтобы выбрать именно этот — не слишком острый, чтобы снять кожу с владельца, не слишком гладкий, чтобы остаться незамеченным. Острота чувств через прикосновение. Фрезерованная полнота ощущений. Граненое превосходство конкурентами.
Простите, что перегружаю текст такими вот мелочами, но без них, пожалуй, сложно передать смысл этого автомобиля. Взять, к примеру, оцифровку приборов — ну тут-то, как говорится, «все разрушено до нас в XIV веке». И все же лучшей оцифровки аналоговых спидометров я не встречал: от четкости шкал можно ослепнуть, а разновеликие цифры идут с переменным шагом: если до 100 км/час шаг он составляет 20 км/час, то после — 40 км/час. Как результат — прекрасное считывание скорости, например, можно выдерживать 70 или 80 км/час. Или 75 км/час.
Новый селектор коробки передач похож на яхтенный переключатель реверса. За счет двухходового алгоритма задний и передний ход теперь включаются безошибочно. А вынесенный вперед кругляш интерфейса MMI позволяет «рулить» им, положив запястье на плоскую головешку селектора, используя ее в качестве подставки.
К слову, экран на центральной консоли отныне не прячется внутрь, и хотя процесс был полон драматизма и восторгал при первом знакомстве (заводишь машину, а тут выезжает…), практика показала, что клиенты предпочитают выдвинуть экран и больше не дергать его по пустякам.
К слову, хоть мы и живем в век сенсорных экранов, управление магнитолой и навигацией с помощью физических кнопок и кругляшей я считаю более интуитивным: во-первых, нет нужды целиться в нужную виртуальную кнопку, во-вторых, получаешь лучшую обратную связь: щелк, щелк — готово.
В основе A4 поколения B9 новое шасси MLB (с продольным двигателем), хотя новизна также относительна, как в случае с дизайном. Упрекнуть инженеров в лени нельзя: здесь и новая архитектура подвесок, и перекроенный каркас безопасности. Но если Jaguar XE ошарашил первым в классе алюминиевым шасси, а новый Mercedes-Benz C-класса предал концепцию «плюшевых» подвесок (не слишком, на мой вкус, удачно), то Audi не предлагает никакой революции ни в архитектуре шасси, ни в материалах, ни в базовых настройках.
Я думаю, в Audi рассудили, что когда революция становится самоцелью, она превращается в анархию, поэтому пошли по пути тонкой подгонки неплохого шасси B8 под запросы второй декады XXI века.
В результате, новый A4 получился настолько комфортным, что заочно я бы отдал ему пальму первенстве в этом компоненте среди одноклассников, на которых ездил. Его отношение к российским дорогам свозит чиновничьим безразличием. Мол, чем вы там, «жигулисты», недовольны? Яма? Какая яма?
И в салоне беззвучно, и когда по снежку выезжаешь из двора, тишина давит на уши. Исключение – система вентиляции, которая шумит вентилятором, но «уличных» шумов заметно меньше прежнего. Audi A4 ловко обманывает чувства: дизайн салона, расслабленность подвески и тишина создают ощущение автомобиля более высокого класса. Катишься на нем и чувствуешь, как голубеет кровь и отбеливаются зубы.
А как он управляется! Если вкратце, то никак. В смысле, управляется непринужденно, интуитивно и скучно. В этом аспекте Audi остался собой, и выполняет роль послушного слуги, которому чужда инициативность или желание поддеть хозяина удачной шуткой. И на добродушный возглас господина «а не выпить ли нам стаканчик водки?» он лишь смиренно уточняет: вам 250 миллилитров или 330?
В докритических режимах A4 покладист, как и большинство современных VAG’ов, а если переборщить со скоростью, легкое плужение быстро сменится заносом, который без церемоний прикусит система стабилизации.
Его почти бесполезно провоцировать: хочешь ехать быстро — выбирай скорость и веди его по бровке сцепных свойств: тогда точный руль и имитация блокировки дифференциала будут играть на твоей стороне, и автомобиль покладисто «засосется» в поворот в полном согласии с учебниками физиками. Не сказать, что это слишком весело, но безопасно, как первый поцелуй.
Впрочем, есть ведь полноприводные версии A4. Они сохранили честную схему с центральным дифференциалом Torsen и распределением момента 40:60 в пользу задних колес, а стало быть, должны также классно скользить, провоцируя бесконечные управляемые заносы. Я, как вы знаете, не поклонник полного привода в повседневной жизни, но в случае с A4 взял бы ипотеку, но купил quattro-версию. Жаль только, доступна она лишь с более мощными моторами, и ценник начинает от 2,37 млн рублей, что делает мысли об ипотеке отнюдь не праздными.
А знаете, что больше всего раздражало? Зеркала заднего вида. Видимо, в Audi готовятся передать их функции электронным гаджетам, вроде системы оповещения о машинах в слепой зоне и камеры заднего вида. Но на тестовой машины камеры не было, а вертикальный угол обзора в дизайнерских наружных зеркалах скуповат. Сдавая назад по грунтовой дороге, все время хотелось выйти и оглядеться.
Тестовый автомобиль был оснащен «новым старым» двигателем: это модификация привычного двухлитрового TSI (EA888), дефорсированная с прежних 235 л.с. до 190 л.с. и переведенная на суровую диету, которая включает в том числе использование хитроумного цикла Миллера при работе на режимах частичных нагрузок. Заявленный средний расход топлива аж 4,8 л/100 км, хотя во время поездки на необкатанном автомобиле даже на трассе не удалось провалиться ниже 7,2 л/100 км.
К слову, если прошлые A4 с передним приводом комплектовались вариаторами, то модернизированный 7-ступенчатый S-Tronic (робот типа DSG) теперь является универсальным вне зависимости от типа привода. Сочетание «преселектива» и турбомотора блестящее: подчеркнутая мягкость при неспешной езде сменяется молниеносными реакциями на призывы пошустирить. В режиме Sport коробка в принципе отказывается уходить выше пятой передачи и с аппетитом крутит двигатель до отсечки даже на рутинных разгонах.
Впрочем, и здесь характер A4 пронизан непринужденностью, будто сам факт физического перемещения в пространстве ему ничего не стоит. Он наматывает километры на ШРУСы с той отстраненностью, которая бесила-восторгала меня в Audi A6, и которая не понравится водителю-авантюристу. Для авантюристов будут мощные «аванты» и полноприводные RS-ки, а стандартный Audi A4 — это еще один способ разомлеть наравне с тайским массажем или аромотерапией.
В конце концов, я сдался. Сносы, заносы, разгоны, торможения… Все это немного не про него, поэтому я просто включил радио и катался по городу и окрестностям под речь президента.
Audi A4 — это сухой остаток автомобильного прогресса. Прогресс, по сути, зашел в тупик: все, что можно изобрести — изобретено, остальное либо запрещено нормативами, либо пока слишком дорого.
Когда-то из большого куска мрамора скульпторы выдалбливали забавные фигурки, но их мастерство росло, росло и переросло в искусство. Наконец они стали почти богами и отсекли все лишнее. Родилась некая идеальная форма, совершенствовать которую можно уже не долотом, а самой мелкой наждачкой. Audi A4 нового поколение — это и есть та финишная обработка, которая не рождает новой формы, но придает ей лишь нужную степень шероховатости.
Иногда наши скульпторы берут новый кусок мрамора и снова в ход идет долото (ведь A4 получил новую платформу), но с точки зрения зрителя результат все равно отличается на миллиметры и доли градуса. Но ведь чтобы изменить положение бровей или наклон руки у скульптуры, в самом деле нужно начать с чистого листа. И лишь после долгой долбежки, шлифовки и полировки можно отойти на два шага и сказать — вот теперь отлично.
А если короче: вы никогда не поймете смысл этого автомобиля вообще. Потому что его смысл – в нюансах.
Стоимость Audi A4 с мотором 1.4 TSI (150 л.с.) начинается от 1.87 млн рублей, 190-сильная версия 2.0 TSI стоит от 1.985 млн, этот же двигатель, форсированный до 249 л.с., попросит 2.286 млн, а универсал на 80 тысяч дороже. Это даже больше, чем основные конкуренты, например, BMW 320i стоит от 1.840 млн.
Впрочем, целевой audiтории новый A4 понравится. Потому что его создатели точно знали, что хотели получить – и получили.