Запутались со скидками: «Первый/семейный автомобиль» продлили криво

Противоречивые сведения поступают о судьбе программ госпомощи авторынку «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». На сайте Правительства РФ появилась информация «О продлении программ льготного кредитования»: якобы, они будут работать до 2020 года. Но ни дилеры, ни банки не подтверждают информацию о продлении скидочных программ, которые пользовались большой популярностью у клиентов. Можно ли купить автомобиль со скидкой сейчас?


Программы начали действовать год назад: покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей предоставляли скидку в 10% и субсидированную ставку автокредита. Спрос оказался настолько высоким, что программы закончились досрочно, а в январе этого года возобновились в усеченном формате — осталась только скидка в 10%. И снова спрос превысил предложение, поэтому лимиты были исчерпаны уже к маю. Однако клиенты и дилеры ожидали возобновления программ уже с июля-августа. Неудивительно, что публикация на сайте правительства была интерпретирована многими СМИ, как сигнал к продлению программ.

— Мы исходим из информации правительства, опровержение которой пока не видели, — сказала мне представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вера Павлова. — Пока мы считаем, что программы возобновили действие, на них выделили 15 млрд рублей и планируют продать еще 45 тысяч автомобилей в 2018 году.

Однако никто из опрошенных дилеров Lada, Renault, Kia, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi не получил уведомлений от банков о возобновлении программ.

Ситуацию прояснили представители Минпромторга:

— Постановление правительства не возобновляет в 2018 году реализацию программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а позволит кредитным организациям возместить часть затрат на возмещение скидок и процентных ставок по ранее выданным кредитам.

Проще говоря, скидки для клиентов не продлены — продлены лишь гарантии для банков. Постановление Правительства возобновляет механизм, позволяющий банкам компенсировать скидки и субсидии по кредитам, выданным в первой половине 2018 года, а также в 2015–2017 годах.

В одном из банков ситуацию прокомментировали следующим образом:

— После окончания предыдущей программы государство осталось «должно» банкам за выданные ранее льготные кредиты, поэтому новая программа в приоритетном порядке покрывает эту задолженность. Если после этого останутся деньги, вероятно, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» вернут. Но пока для клиентов обе программы не работают, и возобновления в 2018 году не ожидается.

Но есть исключение. В Минмпромторге уточнили, что программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продлены для Дальневосточного федерального округа, причем скидка там еще более щедрая — 25% от стоимости автомобиля (такие условия действуют с 11 апреля). Так правительство планирует пересадить жителей Дальнего Востока, традиционно предпочитающих «японцев», на автомобили отечественной сборки.

Остается, правда, непонятным, что подразумевало Правительство РФ, говоря о 45 100 автомобилях, которые планируется продать в 2018 году с помощью льготных автокредитов. Указанная цифра явно меньше 97 тысяч автомобилей, которые были реализованы по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в первой половине 2018 года. Логично предположить, что речь идет о 45 тысячах дополнительных автомобилей, из которых на Дальневосточный округ приходятся лишь 6 тысяч. Идет ли речь о прочих госпрограммах, например, льготного автолизинга («Своё дело», «Русский тягач»), пока неясно: для них цифра 45 тысяч выглядит чрезмерной.

Также не вполне понятна фраза о продлении программ льготного автокредитования до 2020 года и выделении под эти цели 15 миллиардов рублей. В любом случае, торопиться в дилерские центры незачем: механизма предоставления скидок пока нет.

Потеря обеих программ может затормозить восстановление российского авторынка, темпы которого упали ещё в июне. Вклад программ может показаться не таким уж значительным, например, за первые четыре месяца 2018 года «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» обеспечили продажу 86 тысяч автомобилей, что составило около 16% от объема рынка. При этом относительно прошлого года рынок вырос на 20%, то есть изрядную часть этой прибавки обеспечили именно госпрограммы.

О возможности возобновления программ в 2019 году чиновники отвечают уклончиво: по данным Минпромторга, ведомство обсуждает вопрос с Минфином.

Добавить комментарий