Несмотря на старт вакцинации от коронавируса, предстоящий отпускной сезон наверняка будет омрачен ковидной бюрократией. В такие времена особенно приятно помечтать об автокемпере — доме на колесах. Представляете, какой кайф путешествовать, руководствуясь принципом древних кочевников: где преклонил голову, там и дом. Не думая при этом о брони в отелях, кашляющих соседях и необходимости таскать багаж. Мы подготовили обзор автокемперов, который позволит понять — ваш ли это формат отдыха?
Домов на колесах почти так же много, как и домов вообще. И встречаются весьма бюджетные варианты, например автодом Lada Granta компании Lux Form. Стоит он порядка 1,5–2 миллионов рублей (в зависимости от комплектации), что по меркам сегмента — довольно скромно. При этом «грантодом» имеет джентльменский набор автопутешественника: три спальных места, газовую плиту, стол, холодильник, биотуалет, раковину с подачей воды, климатическую систему.
Впрочем, сразу видны некоторые минусы автокемперов: например, их габариты. Даже Granta в таком исполнении имеет длину почти 5 метров — примерно как у Toyota Land Cruiser 200. А по высоте даст ему фору — 2,4 метра. Естественно, возрастает масса и лобовое сопротивление, а значит, падает динамика, максимальная скорость и экономичность. При расчете маршрута исходите из того, что средняя скорость вашего продвижения будет в районе 60–80 км/час.
Кстати, есть и более дешевые варианты автодомов. Например, прицепы-«капли», которые можно купить в заводском исполнении или самодельном, как в примере ниже. Если их масса не превышает 750 килограммов, для буксировки достаточно обычных легковых прав.
Стоимость более крупных прицепов на вторичном рынке стартует обычно от 300 тысяч рублей и достигает 1,5–2 миллионов рублей. По комфорту они уже ближе к полноценным домам на колесах.
Есть недорогие варианты и среди подержанных автомобилей. Например, вот этот Nissan Vanette 2004 года выпуска, за который просят 1,43 миллиона рублей. В его арсенале — четыре спальных места, два из которых — постоянные (то есть не требуют складывания столика).
Описанные выше кемперы компактны и довольно тесны: они больше подходят для вылазок на озера — этакая альтернатива палатке. Путешествовать в них тоже можно, но разве что вдвоем или с ребенком.
Для поездок компаниями нужен другой калибр, и среднестатистическим вариантом полноформатного кемпера является, например, FIAT Professional Ducato. За этот автодом 2011 года выпуска просят чуть более 3 миллионов рублей.
У FIAT шесть посадочных и шесть спальных мест. Обратите внимание, что автокемперы, как и машины вообще, могут перевозить строго определенное количество пассажиров на сидячих местах, оборудованных ремнями безопасности. То есть на каждое спальное место в походном состоянии должно приходиться одно кресло с ремнем.
Такие автокемперы, как правило, укладываются в требования к легковушкам с точки зрения полной массы и количества посадочных мест, то есть им нужны права категории В. Но по факту это всё же небольшие автобусы: скажем, длина FIAT Ducato — почти 7,5 метра, он крупнее городских пазиков. А значит, для управления потребуются навыки, городская езда может превратиться в боль, а скорость перемещения по трассе — где-то на уровне грузовиков.
Если маленький и дешевый автокемпер еще имеет смысл купить в личное пользование, то полноформатные «дома» вряд ли: ради одной поездки в год проще взять их напрокат. Правда, стоимость довольно высока: за автокемпер класса FIAT Ducato берут в среднем 8–10 тысяч рублей в сутки, и это не считая прочих расходов, например, на топливо. А они тоже будут весомыми, потому что автокемперы прожорливее машин, на базе которых созданы.
Вот грубая прикидка. Допустим, вы планируете трехнедельную поездку из центральной России на юг. Неделю вы проведете в дороге (путь туда и обратно), еще две — осваивая красоты побережья. Аренда обойдется в 170–210 тысяч рублей, топливо — еще в 25 тысяч. Дорого? Вроде бы да, но если вы путешествуете компанией из шести человек, расходы будут сопоставимы со стоимостью перелета и недорогих гостиниц. Правда, вблизи популярных курортов добавятся расходы на стоянку кемпера (в среднем 700–2000 рублей в сутки), но из плюсов — возможность подключиться к воде и электричеству.
При этом поездка на обычной машине с ночевками в мотелях обойдется дешевле кемпера, поэтому его нельзя рассматривать исключительно как способ сэкономить. Скорее, он ценен самим форматом отдыха, когда вы практически не привязаны к маршруту и графику движения.
Кстати, самые роскошные дома на колесах строят на базе внедорожных грузовиков, но мы не заостряем на них внимание, потому что стоят они, как правило, более 1 миллиона долларов и являются сухопутными аналогами яхт. Российские версии дешевле и зачастую проходимее. Например, под Екатеринбургом строят вот такие болотоходы «Бурлак» стоимостью порядка 10 миллионов рублей (150 тысяч долларов), но это скорее вахтовка, чем дом на колесах.
Главный плюс таких автопутешествий — почти полная свобода. Вы можете проложить собственный маршрут, не привязанный к гостинцам. Вы можете не ехать до рези в глазах, а встать на ночлег среди пустынных красот, а утром снять красивый рассвет.
Но по комфорту кемперы — это всё же не отели, а скорее хостелы. Они тесноватые, иногда — душноватые, в них ограничен запас воды, а на ходу может укачивать.
Кемперы сложны и требуют ухода: помимо всех агрегатов самой машины, в них есть дополнительные водяные насосы, отопители, климатическая система, электрическая разводка и так далее. Всё это иногда барахлит и ломается. Кемперы с рукомойниками и душами нужно заправлять водой: объем бака может составлять 100 литров и больше, то есть налить на халяву удастся не везде.
Обычные кемперы не очень проходимы: сказываются их габариты. Внедорожные варианты с большим просветом существуют, но стоят зачастую неоправданно дорого — для экспедиций чаще всего используют уже дома на базе грузовиков.
Не последнюю роль играют и вопросы безопасности. Пассажиры в кузове автокемпера не всегда защищены от ударов сбоку и сзади, тем более в таких машинах чаще всего ездят не пристегиваясь. Во время ДТП любой предмет, вроде незакрепленного ноутбука или фена, превращается в снаряд и может нанести дополнительные травмы. Кемперы привлекают жуликов, ведь внутри всегда найдется что-нибудь ценное, а вскрыть их зачастую несложно.
На западе кемпер-культура развита благодаря придорожному сервису — для них предусмотрены стоянки, сервисы, эвакуаторы. В России поездки на кемперах — отдых, скорее, на любителей. Они больше оправданны в длительных заездах с частыми остановками в интересных местах. И они требуют разумного планирования маршрута.
С другой стороны, только они дадут возможность в течение месяца каждое утро видеть за окном новый пейзаж. Если вам это по душе, кемперы оправданы и экономически, и морально.
Мы думали поехать в Европу(северную) и там взять автодом, типа форд транзит — по подсчетам выходила очень приличная экономия на отелях, особенно в таких странах как Нидерланды, Норвегия:) Впрочем, сейчас эта идея тоже актуальна. У меня друг так путешествовал, стоял прям под Эйфелевой башней:)) В общем, неплохая тема. Форд транзит начинается от 100 евро в сутки, кажется, что дорого, но это два в одном: автомобиль и дом:) Причем в него можно легко запихнуть пару великов или электросамокатов и вообще по красоте потуризмичать:)
А обычно, кстати, велики идут в комплекте с автодомом, если говорить про норм сервисы проката.
Только надо учитывать, что стоять с автодомами где попало в Европе, насколько знаю, нельзя. Иначе бы в центрах европейских городов не проехать было от любителей «два в одном». Твой друг прямо ночевал в автодоме у Эйфелевой башни?
А не знаю:) Просто показывал фотку своего автодома на фоне ЭБ)) Может и не ночевал, но ел точно:)
Что тоже по своему круто)
А вообще по-моему для классических автопутешествий кемперы не очень оправданы, в том числе с учётом большей нагрузки на водителя из-за их громоздкости. Для них нужен особенный маршрут, реально диковатый, где из альтернатив — только палатка. Вот тогда минусы кемпера сходят на нет (в пустынной местности и ехать проще), а плюсы выходят на передний план. Если же ехать вдоль магистралей в стандартный отпуск (1-2 недели), то мотели — это проще.