ОСАГО добавили процент

Российский союз автостраховщиков (РСА) анонсировал очередную корректировку справочников ОСАГО, по которым компании составляют калькуляцию ущерба, и в этот раз «наценка» оказалась ничтожной — менее 1%. Другими словами, ждать резкого увеличения выплат по «автогражданке» не стоит. Более того, изучается возможность использовать для ремонта машины бывшие в употреблении запчасти, чтобы еще сильнее его удешевить.

Что такое справочник ОСАГО (РСА)?

Ценовые справочники РСА — это таблицы, которые определяют конкретную стоимость запасных частей для каждой марки и модели автомобиля, а также цену материалов и работ. Зная номер деталей, вы можете узнать их стоимость для своей машины на сайте РСА. Для примера, крыло на Ford Focus оценивается в 5981 рубль. Используя справочник, страховщики составляют калькуляцию ущерба, что, в теории, исключает возможность исказить размер ущерба.

Справочник запасных частей корректируется несколько раз в год: в 2022 году его уже меняли в июне и октябре. По словам президента РСА Сергея Уфимцева, с марта средняя стоимость деталей в справочнике возросла на 27,7%. В последние месяцы цены на запчасти стабилизировались, чему помогло открытие новых каналов поставок, а также разрешение использовать при ремонте неоригинальные запчасти, поэтому относительно октябрьской версии справочник изменили незначительно.

Вообще увеличение цен в справочнике РСА — это плюс для водителей, поскольку в случае ДТП они получают бОльшую компенсацию. Но резкий рост цен на запчасти усиливает требования страховщиков о корректировке тарифов, и только в этом году было два крупных пересмотра ставок по ОСАГО: в январе и сентябре. Но нынешнее повышение на процент не должно спровоцировать очередную эскалацию цен на полисы.

Запчасти идут на вторичку

Следующим шагом может стать разрешение использовать бывшие в употреблении запчасти, о чем активно просит страховое сообщество. Напомним, что до кризиса 2022 года при ремонте разрешалось использовать только новые оригинальные компоненты, в сентябре разрешили применять аналоги, а теперь планируют пойти еще дальше. По опросу проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» 69% автовладельцев поддерживают использование сертифицированных подержанных запчастей, а против выступают 8% опрошенных. Доцент кафедры экономической теории РЭУ Олег Чередниченко рассказал, в чем, по его мнению, причины такого отношения:

— Сейчас, конечно, есть определенные проблемы с запчастями: страховщики не имеют право использовать при натуральном возмещении те запчасти, которые сами автовладельцы могут ставить на автомобили, получив страховую выплату. Я имею в виду случаи ремонта автомобилей б/у запчастями и аналогами оригинальных запчастей, что наиболее актуально для большинства. То есть, когда в доступе нет требующейся оригинальной детали, автовладелец например, может пойти и взять б/у запчасть на разборке, даже если ее нет в магазине, и поставить на автомобиль. Страховая компания так сделать не может. Именно поэтому страховщики выступали и выступают до сих пор за введение в качестве временной меры возможности использовать при ремонте сертифицированные аналоги, когда оригиналов нет на рынке, и также в некоторых случаях бывшие в употреблении качественные запчасти.

Помимо стоимости компонентов возникают вопросы с растянутыми (или непредсказуемыми) сроками их поставки. Поэтому страховщики просят увеличить сроки ремонта по направлению, которые сейчас ограничены 30 сутками. При этом ограниченность поставок запчастей в принципе сместила акцент на денежную выплату по ОСАГО вместо натуральной компенсации.

Как изменились расходы на ОСАГО

По данным РСА, средняя стоимость полисов ОСАГО по итогам девяти месяцев 2022 года составила 6472 рубля, при этом год назад этот показатель составлял 5551 рубль, то есть прирост составил 16,6%.

— Такая статистика служит явным доказательством, что ОСАГО по-прежнему является абсолютно доступным видом страхования практически для всех автомобилистов — считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. — По средней стоимости полисов мы видим, что ценовые колебания остаются незамеченными для подавляющего большинства автовладельцев. Однако нельзя игнорировать тот факт, что рост стоимости запчастей, а соответственно, и выплаты по ОСАГО, резко увеличили расходы страховых компаний. В такой ситуации некоторый рост стоимости «автогражданки» был неизбежен.

Для отдельных категорий цена выросла драматично и есть примеры водителей на самых обычных машинах, которым предлагают ОСАГО почти за 100 тысяч рублей. Средняя выплата увеличилась с 69 до 74 тысяч рублей (+7%), то есть в целом баланс сместился в пользу страховых. Попутно снизилось и число страховых случаев с 1,75 миллиона (за 9 месяцев 2021 года) до 1,62 миллиона (9 месяцев 2022 года). Отчасти это связано с растущим количеством отказов от страховки.

Как реформировали ОСАГО в 2022 году

С 13 сентября в очередной раз расширился тарифный коридор ОСАГО: относительно осени прошлого года максимальный тариф вырос на 39%. Предыдущее подорожание было в январе 2022 года. Весной существенно изменилась таблица коэффициентов бонус-малус, отражающих аварийность водителей. Если раньше разница в стоимости полисов между очень проблемным и идеальным водителем была пятикратной, то теперь достигла восьмикратной величины.

Возросло количество ДТП с водителями без полисов ОСАГО: мы рассказывали, как действовать в этом случае. Чтобы справиться с проблемой, депутаты предлагают в 6 раз увеличить штраф за отсутствие полиса.

Мы стали получать гораздо меньше жалоб на отказы страховых оформлять полис ОСАГО: эта проблема обострилась в прошлом году. Отчасти ее решению помогло введение пула перестраховщиков (объяснял, что это значит).

Добавить комментарий