Один из нас. Человечность на фоне апокалипсиса

Посмотрел восемь из девяти эпизодов сериала «Один из нас» (The Last of us), который залобызали критики. Поделюсь мнением с точки зрения фаната одноименной игры, обе части которой проходил дважды (это мой детокс после завершения очередной книги). Я всегда считал их суперкинематографичными, но также боялся, что маркетологи убьют душу игры, превратив историю в блокбастер. Аллилуйя, этого не произошло.

Первый плюс сериалу за бережную передачу атмосферы игры, словно её завернули в защитную плёнку и аккуратно развернули после доставки. Апокалипсис получился визуально жирным, насыщенным, осязаемым, за что мы и обожали исходник, где порой прям замираешь от невероятной красоты и срани вокруг. Какой-то критик написал, мол, режиссёры слишком увлеклись визуалом и на самом деле мир, разорённый и обоссанный зомбаками, не будет таким пышным и ярким, но я не соглашусь. Даже если эстетика фильма отличается от реальных картинок заброшенных мест, такой вектор задавала сама игра. Это художественный приём, и он цепляет, так что порой хочется поставить сериал на паузу и просто разглядывать локации (в игре это делаешь постоянно).

Помимо атмосферы игра держится на химии двух персонажей, крепкого 50-летника мужика Джоэла и 14-летней Элли. Он выступает в роли этакого Терминатора, миссия которого — доставить спасителя человечества до точки назначения. Она же разбавляет его сосредоточенность шуточками и выходками, но при этом не раздражает. Первоначальная отчуждённость сменяется привязанностью, и процесс показан так убедительно, что веришь, плачешь и завидуешь.

Педро Паскаль, сыгравший Джоэла, вписался безупречно, и сериальная инкарнация мне нравится даже больше игровой: Джоэл вышел живым, телесным, чуть менее героическим, но очень располагающим.

Принять Элли фанатам сложнее, потому что в игре она симпатичная, бойкая и обаятельная, тогда как Белла Рамси совершенно на неё не похожа, кроме того, обладает специфической внешностью человека, который чем-то перманентно удивлён. Поначалу казалось, что смотреть на неё в роли Элли невозможно, но отдадим должное всей команде: образ Элли вытянули и через пару серий её связка с Джоэлом смотрится также органично, как и в игре. А если вы не знакомы с игрой, вам и подавно понравится.

Повествование движется вдоль сюжета игры, но с удачными отклонениями. Авторы не поддались искушению скопировать игру дословно. Они убрали то, что не вписывается в киношный формат, и добавили несколько интересных фишек. Так, в этом сериале про зомби сами зомби появляются раза этак четыре. Авторы отказались от очевидной идеи превратить сериал в бесконечное крошилово заражённых, и сосредоточились на людях (ну, и крошилове оных). Зомби, кстати, вышли не очень убедительными, в основном актёры в масках, ну, да ладно, они тут не главные.

Сериал украшают вставки в виде приквелов и небольших ответвлений, которые делают историю более понятной. Критики особенно хвалили третью серию, и да, она получилась самодостаточной и драматичной, хотя и с элементом противоречивости, потому что персонажи в ней из тех, кого в России пропагандировать запрещено (нет, не навальнисты). Оторванной от основного сюжета сделали и шестую серию, но она показалась мне затянутой.

Игра The Last of us отличается гипертрофированной жестокостью. Ты часами душишь кого-то отрезом трубы или разбиваешь черепа битой. Кровища, мозги, подгнившие трупы, замученные люди — всего этого прямо с избытком. Сериал, конечно, намного мягче, но всё равно тяжёлый. Пусть в нём почти нет стычек с заражёнными, но полно историй про человеческую жестокость и предательство, хотя в условиях апокалипсиса оба этих понятия размываются. Главные звери – сами люди.

От сериала по мотивам игры ждёшь неких условностей, этакого ужаса понарошку, чего-то фантичного, пряничного. Но «Один из нас» — фильм максимально серьёзный. Он вообще не про выдуманный апокалипсис, он про людей. Про то, что с ним происходит в отсутствие государства, законов и будущего…

И сериал не рисует всё одной краской. Он не рождает чувства беспросветности, безнадёги. Он показывает столько же любви, сколько и жестокости. Во всей чернухе он оставляет капсулы человечности, из которых когда-то, наверное, вырастет новая цивилизация. И эта человечность укоренена в чём-то природном и даже животном, а потому так устойчива к обстоятельствам. Связка Джоэла и Элли — тому подтверждение.

Рекомендую.

PS а ещё случайно наткнулся на получасовую документалку «Выход», она офигенная. Про русский север, моржей и одинокого учёного. Снято на десятку из десяти.

Добавить комментарий