История «банкротного» Land Cruiser. Его отсуживают у покупателя за долги продавца

Три года назад житель Карталов Иван приобрел новую Toyota Land Cruiser Prado (J150) у компании «Ап-Групп» в Набережных Челнах. Машину доставили на автовозе, мужчина убедился, что она новая и юридически чистая. За этот Land Cruiser Иван отдал 2,8 миллиона рублей, что, по его оценкам, было на 100 тысяч ниже стоимости у официальных дилеров. А в 2023 году южноуралец стал получать грозные письма из Арбитражного суда: оказалось, что прошлой весной компания «Ап-Групп» обанкротилась, и хотя машина была куплена задолго до этого, Иван рискует потерять ее, если сделку признают недобросовестной. От подобного не застрахован никто: процедура банкротства допускает аннулирование договоров купли-продажи даже задним числом. Мы выяснили, как так получилось и можно ли проверить юрлицо на чистоплотность перед покупкой автомобиля.

Land Cruiser по цене ниже рынка

Иван рассказывает, что автомобиль он нашел через объявления в интернете. Фирма «Ап-Групп» предлагала машины разных марок, этот Land Cruiser она купила у официального дилера Toyota в Екатеринбурге. Вообще, при покупке нового автомобиля всё это должно было насторожить, ведь по таким схемам нередко работают «серые дилеры». Тем более Land Cruiser — товар очень ликвидный, и для продажи его по цене ниже рыночной должны быть веские причины.

Но Иван согласился на сделку, внеся 100 тысяч аванса и доплатив еще 25 тысяч за доставку в Карталы. Проверив машину на месте, он рассчитался с продавцом полностью.

Проблемы начались в 2023 году, когда Иван стал получать уведомления о предстоящем судебном разбирательстве (заседание назначено на 4 апреля), которое установит, была ли продажа автомобиля законной. Оказывается, в июне 2021 года один из кредиторов «Ап-Групп», ООО «Спецсервис», подало заявление о признании компании банкротом из-за долга в 30 миллионов рублей. Через год, в мае 2022-го, суд удовлетворил это требование, и в «Ап-Групп» был назначен конкурсный управляющий. Он инициировал судебные разбирательства по делам о продаже имущества «Ап-Групп», включая сделку с Land Cruiser Ивана.

По мнению управляющего, которое отражено в документах суда, сделку по заниженной цене провели, чтобы причинить вред имущественным правам кредитора, а Иван это должен был знать.

Но покупатель отрицает, он подчеркивает, что купил машину за полтора года до инициации процедуры банкротства и за два с половиной года до того, как оно фактически состоялось.

— Я же машину не на какие-то левые деньги покупал, я честно копил, — говорит Иван. — Машина на момент покупки была чистой, откуда я должен был знать, что через три года фирма обанкротится? И они говорят, я купил по заниженной цене: она была совсем немного дешевле, чем у официального дилера, я отдал 2,8 миллиона рублей и могу это подтвердить всеми документами.

«Сделка может быть аннулирована»

Мы попросили прокомментировать ситуацию автоюриста Льва Воропаева.

— Случай не уникальный, и конкурсный управляющий вправе инициировать подобные дела, — говорит Лев Воропаев. — Таким образом государство борется с фиктивными банкротствами, когда проблемная компания выводит активы, например распродает имущество по заниженным ценам. Конкурсный управляющий проверяет сделки и пытается аннулировать подозрительные.

Но ведь в данном случае машина была куплена за полтора года до начала процедуры банкротства. Разве в этом случае сделка может быть аннулирована?

— Может. Если речь о неравном исполнении сделки (то есть продаже по заниженной цене), то срок составляет один год до подачи заявления о банкротстве, если же банкротящейся компании был причинен существенный ущерб, например, стоимость актива превышала 20% балансовой стоимости компании, то три года.

Но ведь человек объективно не мог знать, что через два-три года компанию обанкротят.

— Это ему придется доказывать уже в суде. Многие сведения о юрлицах есть в открытом доступе, например, на сайтах арбитражных судов или в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Если видно, что компания находится в предбанкротном состоянии, есть претензии кредиторов, есть заявления о признании ее неплатежеспособной, то покупатель должен учитывать эти обстоятельства.

Фирма со шлейфом дел

Вот сведения реестра о компании «Ап-Групп»: первое упоминание приходится на 16 июня 2021 года. Но на сайте Арбитражного суда мы видим, что с 2009 года компания фигурирует в числе ответчиков более чем в полусотне дел: в основном истцы обращались с требованиями о взыскании задолженностей. Является ли это поводом обвинить Ивана в том, что он знал или мог знать о тяжелом положении компании, но проигнорировал это обстоятельство?

— Это решит суд, — поясняет Лев Воропаев. — Но в теории, да, если компания демонстрировала явные признаки финансовой несостоятельности, к лицу, заключившему с ней сделку, могут быть вопросы. Но даже в этом случае аннулируют не любые сделки, а те, что совершены по заниженной цене или причинили компании ущерб.

О самой компании «Ап-Групп» известно немного: по данным сервиса «Контур.Фокус», она зарегистрирована в подмосковном городе Долгопрудный, при этом ФНС признала эти сведения недействительными (обычно так делают «мутные» фирмы). Учредителем является Зоя Доценко, уставный капитал составляет 600 тысяч. Сейчас компания признана банкротом. Связи с официальными дилерами у «Ап-Сервис» не прослеживаются, равно как нет и негативных публикаций с упоминанием фирмы. При этом основная форма деятельности компании — строительство жилых и нежилых зданий, хотя в списке из 45 родов деятельности значится и торговля машинами. Покупать новый автомобиль у компании с такими исходными данными рискованно.

А была ли занижена цена?

Автомобиль был куплен в конце 2019 года и доставлен 3 января 2020 года, когда Toyota Land Cruiser Prado у официальных дилеров стоила в диапазоне 2,5–4,5 миллиона рублей. Ивану автомобиль с базовым 2,7-литровым бензиновым мотором обошелся в 2,8 миллиона рублей. Как решить вопрос, насколько рыночной была эта цена?

— В суде каждая сторона будет доказывать свою позицию как может, — продолжает автоюрист. — Обычно конкурсные управляющие имеют аргументы в свою пользу, возможно, есть оценка автомобиля, которая говорит о занижении стоимости. Может сложиться так, что суд по ходатайству автовладельца назначит отдельную экспертизу. При этом обычно при оценке рыночной стоимости автомобиля принимается во внимание 5% на торг, то есть если машина действительно стоила на 100 тысяч дешевле, чем у дилера, признаков занижения стоимости быть не должно.

Пятипроцентный разбег для этой цены составляет 140 тысяч рублей. Лев Воропаев также подчеркивает, что, если цена автомобиля будет признана существенной на фоне балансовой стоимости самой компании, сделку также могут обнулить как наносящую вред фирме.

— Автовладельцу нужно доказать в суде, что он является добросовестным покупателем, который не связан с делами банкротящейся компании, а также обосновать, что он купил машину по рыночной или близкой к ней стоимости. Можно также показать происхождение денег, например выписки с банковских счетов, на которых он копил нужную сумму, — советует Лев Воропаев.

При покупке автомобиля у юрлица необходимо учитывать такие риски и проверять финансовое здоровье компании всеми доступными способами, в том числе через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Кстати, Иван — далеко не единственный пострадавший от этой истории: например, под вопросом судьба Mercedes-Benz C200, купленного у этой же компании. Арбитражный суд отказал конкурсному управляющему в наложении ареста, но состоятельность самой сделки также будут проверять.

Если автомобиль заберут?

Если сделку аннулируют, Иван должен будет вернуть автомобиль и получить взамен заплаченные им деньги. Но это слабое утешение: во-первых, машины с тех пор сильно подорожали и он сможет себе позволить разве что китайский кроссовер. Но главное — вернуть деньги должна будет сама «Ап-Групп», так что ждать компенсации Иван может долго. Наилучший выход для него: доказать в суде, что он является добросовестным покупателем.

1 Comment

  1. Печальная история, сталкивались с таким в жизни, но всё решилось в нашу пользу — юрист был очень сильный. Правда там цена вопроса была на несколько порядков выше, но и «отжимальщик» имел мощный административный ресурс. История длилась 3 года и до сих пор есть отголоски в виде всяких кассационных судов и т.п.
    Не завидую, Ивану, в общем.

Добавить комментарий