Обувная фабрика. Фотореп

Сразу и не поймёшь, что делает этот замысловатый аппарат. Обувное производство — это не только иглы и молоточки

В цехах пахнет кожей и обувными кремами, и это почему-то воскрешает ассоциации с азиатскими магазинчиками. К тому же тут довольно жарко, хотя летом, думаю, будет круче: на столах многих работниц — вентиляторы. Труд в основном монотонный, многие сидят в наушниках и на внешние раздражители реагируют нехотя — слишком погружены в свои мысли. Но есть и те, кто фотографируется с удовольствием и позирует.

Я постоянно езжу мимо обувной фабрике «Юничел», но никогда не был внутри, поэтому легко согласился на приглашение пройтись по её цехам. Сказать откровенно, запомнить всю лавину информации о том, как перфорируется кожа и выглаживается её край перед склейкой, я не в состоянии, поэтому ниже — лишь небольшой фотоотчёт, который в общих чертах рассказывает, как делают обувь промышленным способом. Кстати, читая про «Юничел», я обнаружил, что в это здание на улице Чайковского Челябинская обувная фабрика переехала ровно 55 лет назад.

Пальцы швеи. За ними чувствуется история
В этом цехе идёт раскройка материала, в данном случае, замши. Делается это с помощью резаков особой формы (они висят позади)
Резаки делают тоже на «Юничеле»: вообще это фабрика полного цикла, что, по мнению руководства, имеет и плюсы, и минусы (в Италии, мол, было бы семь заводов)
Машина для нанесения логотипа на стельки
Этот аппарат сканирует лист кожи и располагает на нём выкройки будущих деталей оптимальным образом, уменьшая отходы. Оператор отмечает дефекты, чтобы они не попали в будущие заготовки
А это лазерная раскройка
Лазерная раскройка особенно удобна для мелких деталей, вроде всяких хлястиков и проставок
Швейный цех, где из отдельных фрагментов получают верхнюю часть обуви
Прострочка
А в этом цеху занимаются стельками. Как я понял, под стельками понимают не те вкладыши, которые мы вставляем обувь, а всю нижнюю часть, под которой располагается уже подошва
Стелька имеет неплоскую форму: на этой машине её изгибают под стопу
А вот машина с первого снимка: она плотно придавливает сшитый верх ботинка к колодке, а затем обжимает нижнюю часть, готовя его к подклейке стельки, а потом подошвы
Есть на производстве и конвейер
Здесь обувь готовят к приклеиванию подошвы, но это не единственный способ: подошву могут «приплавлять» прямо в процессе изготовления или пришивать Здесь обувь готовят к приклеиванию подошвы, но это не единственный способ: подошву могут «приплавлять» прямо в процессе изготовления или пришивать
В основном на «Юничиле» работают женщины: их, наверное, процентов 90
Но встречаются и мужчины
А это цех, где заливают полиуретан в форму для подошв. Верхняя часть обуви приклеивается сразу
Вот кроссовки с ещё жидкой подошвой поступают в инфракрасную печь
А в этом цехе делают подошвы, которые потом приклеют или пришьют к обуви
Заливка формы полиуретаном
А это выемка готовой подошвы. Её потом покрасят в нужный цвет
Некоторые подошвы пришивают
Эти зарубки-гофры обозначают размер, в данном случае, 42-ой. Это наиболее популярный размер для мужской обуви, для женской — 37-ой
Чьё-то рабочее место
А это заготовка для изготовления колодки
Колодки имеют очень сложную форму, поэтому их фрезеруют на станке с ЧПУ
После получения формы колодку доводят до ума уже вручную
Колодки для россиян отличаются от таковых для итальянцев или китайцев: стопа у нас при прочих равных шире и имеет более крутой взъем
Фотореалистичное изображение будущего кроссовка в 3D-программе. Раскройки получаются автоматически
Генеральный директор обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко. На предприятие он пришёл ещё в середине 80-х, потом был перерыв, когда он два года провёл во Вьетнаме (там он тоже занимался обувным бизнесом), но в 1991 году вернулся и стал коммерческим директором, а в 1998 году — генеральным
Часть оборудования китайское, но много итальянского и немецкого. Владимир Денисенко говорит, что кризис 2022 года сказался на предприятии, например, осложнились поставки сырья и материалов из Германии и Италии, однако всё это уже в прошлом: компании удалось наладить новые логистические цепочки, хотя получается дороже
Фабрика производит порядка 2,5 млн пар обуви в год. Всего в России выпускают примерно 500 млн пар в год. Но если учитывать обувь из натуральной кожи, «Юничел» занимает примерно 10% рынка
«Юничел» предлагает относительно недорогую обувь, и в качестве основных конкурентов видит продукцию, которой торгуют Zenden и Kari. Бичом является дешёвая поддельная обувь из Китая: в кризисные времена спрос на неё, как правило, растёт
«Юничел» занимается гражданской продукцией, включая и обувь для туристов. Но военную обувь под заказы Министерства обороны не шьёт: её нужно делать по достаточно архаичным ГОСТам, и качество зачастую страдает. Впрочем, «Юничел» отгружает обувь, например, по заказу силовых структур, хотя они носят единичный характер
У «Юничела» три фабрики: в Челябинске, Златоусте и Оренбурге

2 Comments

  1. Я и не знал, что столько ручного труда. Думал, там все автоматизировано

  2. Я и не знал, что столько ручного труда. Думал, что там все автоматизировано

Добавить комментарий