В прошлом году иномарки стоимостью до 2 млн рублей в полном составе ушли из России, и даже занявшие их место китайские кроссоверы в основном дороже. Поэтому сегодня автомобили дешевле этой планки уже впору причислять к «бюджетным». Но рынок понемногу оживает, и в последнее время всё больше моделей метит в сегмент 1,5-1,8 млн рублей и даже дешевле. Вот пять наиболее любопытных моделей, продажи которых начинаются в мае-июне 2023 года.
Lada Vesta. Двойной рестайлинг
Производство рестайлиговой версии Lada Vesta NG стартовало в начале марта, а продажи должны начаться в мае этого года. АВТОВАЗ опроверг циркулировавшие в интернете слухи, что сроки смещаются на месяц. Изначально обновлённую Lada Vesta NG начали выпускать накануне СВО, но весной 2022 года производство в Ижевске было свёрнуто, и лишь в конце ноября тестовая сборка машина началась на конвейере в Тольятти. Нынешняя Vesta NG является доработанной версией той машины, и особое внимание уделили отказу от компонентов, поставляемых с западных рынков.
В отличие от Lada Granta, обновлённая Vesta предлагает с АБС и двумя подушками безопасности, а также кондиционером, мультимедиа, парктроником, обогревом сидений и почти полным набором привычных опций. Однако от идеи экрана-планшета на центральной консоли отказались, кроме того, первые автомобили собирают с 8-клапанным 90-сильным мотором. При этом «Гранты» уже выпускают с 16-клапанным 106-сильным двигателем, который Vesta получит в обозримом будущем. А вот вопрос с автоматом не решён: раньше на «Весты» ставили капризные «роботы» и вариаторы Jatco, но сейчас предлагают только с механической коробкой.
Не объявлена и цена обновленной Vesta. До февраля 2022 года модель стоила в диапазоне 1,1-1,6 млн рублей, однако дилерские остатки распродавали по ценам под 2 млн рублей. По нашим прикидкам, стоимость новой модели должна быть в районе 1,3-1,7 млн рублей, однако не исключено, что начнёт продажи с более дорогих версий.
«Баики» из склепа
В мае стартуют продажи автомобилей BAIC калининградской сборки, которые претендуют на статус самых доступных иномарок на российском рынке: стоимость седана U5 Plus и кроссовера X35 начинается от 1,7 млн рублей. Дешевле только «параллельные» Iran Khodro, о которых речь ниже.
Седан U5 выпускается в Китае с 2017 года, а в 2021 году прошёл рестайлинг. По размерному классу он сопоставим с Hyundai Elantra и Kia Cerato, оснащается 1,5-литровым 113-сильным мотором, который работает в паре с механической коробкой передач или вариатором. В базовой версии за 1,7 млн есть две подушки безопасности, мультимедиа, кондиционер, система стабилизации, легкосплавные колеса и камера заднего вида. Но версия с вариатором сразу на 230 тысяч рублей дороже, а топовая комплектация с климат-контролем, люком и светодиодными фарами обойдется в 1,89 миллиона рублей. Это всё равно дешевле, чем соразмерная Omoda S5.
Кроссовер X35 по размеру сопоставим с Hyndai Creta или Chery Tiggo 4 Pro. Базовая версия за 1,7 млн рублей предлагается только со 116-сильным безнаддувным 1,5-литровым мотором, а комплектация неплохая: фронтальные подушки, АБС, кондиционер, мультимедиа, камера заднего вида, легкосплавные диски. Но турбоверсии со 150-сильным мотором стоят заметно дороже, от 1,99 млн рублей, зато им положен выбор комплектаций. Наиболее дорогие Х35 обойдутся в 2,14 млн рублей.
Первый дилерский центр BAIC открылся в Москве ещё в апреле. Ожидается, что до конца года сеть BAIC будет насчитывать 80 автоцентров.
Иран приходит со своей «Тарой»
Возвращение иранских автомобилей в Россию затянулось. Так, у марки SAIPA есть уже два импортёра с правом поставок автомобилей в Россию. Продажи должны стартовать до конца весны, но подробностей до сих пор нет. Между тему, крупный российский холдинг «Рольф» привёз первую партию автомобилей уже известной в России марки Iran Khodro. Пока речь идёт о схеме параллельного импорта, зато впервые появилась определённость с ценами на иранские автомобили.
Цены выглядят почти привлекательно: базовый IKCO Tara стоит 1,519 млн рублей, и среди новых иномарок более дешёвых вариантов пока нет. Автомобиль построен на базе Peugeot 301 (поставлялся в Россию в 2013-2016 годах), то есть относится к седанам В+ класса и заполняет нишу Hyundai Solaris и аналогичных моделей. Двигатель TU5P имеет французские гены и при объеме 1,6 литра выдаёт 113 л.с. В базовой версии седан предлагается с механической коробкой передач, кондиционером, двумя подушками безопасности, АБС, ESP, подогревом сидений, люком, камерой заднего вида. Версия с шестиступенчатым автоматом стоит от 1,7 млн рублей.
Марка IKCO пыталась продавать в России седан Samand в нулевых годах, но тогда он не выдержал конкуренции с Renault Logan, Chevrolet Aveo и другими бюджетными седанами.
Livan заменит Lifan
Некогда популярная в России марка Lifan обанкротилась в 2020 году, а её активы были выкуплены компанией Geely. На руинах усопшего бренда китайцы создали другой с созвучным названием Livan (к ближневосточной стране он отношения не имеет). Изначально Livan сориентировали на электромобили на базе аналогичных моделей Geely. Но есть в линейке и бензиновые машины, и один из кроссоверов Livan X3 Pro c мая будет продаваться в России.
Эта модель будет одним из самых компактных и дешёвых паркетников из Китая. Длина модели едва превышает 4 метра, то X3 Pro компактнее Hyundai Creta. Генезис его весьма запутан: автомобиль берёт начало от хетчбэка Englon SC5-RV 2011 модельного года, на базе которого в 2017 году создали кроссовер Geely Yuanjing X3, также известный как Vision X3 Pro или Maple X3 Pro. Вот эту модель со 113-сильным 1,5-литровым мотором и передним приводом планируют продавать в России. Коробки передач две: пятиступенчатая механика или вариатор.
Самое интригующее — это стоимость модели, которая из-за своей компактности и простоты стоит в Китае от 50 тысяч юаней, то есть порядка 600 тысяч рублей. Более оснащённые версии стоят под 70 тысяч юаней (840 тысяч рублей). Пошлины, утилизационные сборы и логистические расходы, по опыту других моделей, добавляют к китайской цене примерно 60-80%, но даже так получается, что X3 Pro может уложиться в диапазоне 1-1,3 млн рублей.
Lada примеряет китайский «кроссовок»
В начале лета стартует производство Lada X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Петербурге, который в прошлом году перешёл под контроль АВТОВАЗа. «Новинка», судя по первым снимкам, является полной копией китайского переднеприводного кроссовера FAW Bestune T77, который продаётся в России с конца 2021 года. Он оснащается полуторалитровым турбодвигателем мощностью 160 л.с. в паре с механической коробкой передач или семиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями. По размерному классу T77 сопоставим с VW Tiguan.
Стоимость самого FAW Bestune T77 составляет от 2,169 до 2,432 млн рублей, но, по данным сайта «Автостат», для первой питерской «Лады» могут выбрать ценовой диапазон до 2 млн рублей. Если АВТОВАЗ действительно уложится в эти границы, X-Cross 5 может стать одним из самых любопытных предложений в сегменте. Наиболее серьёзными конкурентами для него станут Haval Jolion (от 1,8 млн рублей) и Chery Tiggo 7 Pro (от 2,71 млн рублей, но есть скидки).