Читатель прислал нам фотографию обмелевшего Аргазинского водохранилища с пометкой: «Уже десять лет обещают наполнить водоем. Так скоро Челябинск без воды останется». Мы проверили соцсети, и действительно в последние два дня многие рыбаки и туристы замечают проблемы: некоторые пишут, что уровень водоема упал на 30–40 см за неделю.
Отмечу, что это совпало с моментом, когда региональное Министерство экологии заявило о восстановлении уровня Шершневского водохранилища к концу мая. Шершни питаются через Миасс от Аргазинского водохранилища, поэтому в соцсетях считают эти явления связанными. Падение уровня воды в Шершнях обеспокоило челябинцев еще в апреле, причем ситуация наблюдалась и в прошлом году.
В Минэко объяснили явление маловодными годами, в течение которых происходит снижение запасов воды.
— Снижается соответственно и уровень водных объектов Челябинской области, что также связано с активным водозабором, — объяснили в министерстве. — Аргазинское водохранилище — это искусственный водоем, уровень воды в котором регулируется и находится на постоянном контроле.
Также в Минэкологии напомнили, что для поддержания уровня воды в Аргазях был построен Долгобродский канал, который может перебрасывать воду из реки Уфы в Миасс.
— В случае возникновения необходимости он будет использован, — заверили в Министерстве экологии.
Позже я созвонился с Виталием Безруковым, который от лица Минэко добавил пару интересных деталей. По его словам, уровень Аргазей упал на 4 метра (я даже переспросил, потому что звучит весомо), но до нижней отметки ещё метров семь, и решение о переброске воды из Долгобродского водохранилища будет приниматься, только если ситуация станет критической, а пока она далека от этого. Он сказал, что запас в Долгобродском водохранилище составляет 280 млн кубов, то есть, грубо, годовое потребление Челябинска, но просто так перекачивать его в Аргази смысла нет, потому что это стоит денег: процесс требует подключения насосов, и куб обходится в 2 рубля (на электричество), то есть 50 млн кубов — 100 миллионов рублей.
Три года назад я проехал вдоль Долгобродского канала и выяснил, что если его новая часть выглядит вполне работоспособной, то старая проходит по заросшему открытому руслу. Кроме того, канал не работает без насосов, установленных недалеко от плотины на Долгобродском водохранилище, и их состояние вызывало вопросы. С тех пор мы неоднократно просили чиновников прокомментировать текущее (или вялотекущее) состояние канала, но четкого ответа не получили. Долгобродский канал был сделан в том числе для компенсации водозабора Томинского ГОКа, который потребляет десятки миллионов кубометров воды в год, сливая ее потом в виде пульпы в Коркинский разрез (гляньте вот).
Кстати, оголение дна Аргазинского водохранилища считается рискованным из-за большого количества накопленных осадков медного производства Карабаша, которые поступали сюда долгое время по руслу реки Сак-Элга.