Два года назад Renault Megane челябинца Ильи разбили в ДТП. Автомобилист получил от страховой направление на ремонт, но на карте города адреса сервиса не оказалось — указанная в документах фирма зарегистрирована в Санкт-Петербурге. После ряда «розыскных мероприятий» Илья выяснил, что страховая имела в виду автосервис «Фаворит» на Винницкой, 21, который уже фигурировал в наших статьях (один из его сотрудников предлагал «отпилить клиенту башку»). Владелец разбитого Renault побывал там и остался недоволен видом мастерской, он попытался уговорить страховую выбрать другую фирму, но ему снова выдали направление в заколдованное место. Руководитель автосервиса Андрей Прудников объяснил, что происходит.
«Оставляйте машину, разберемся»
В страховой компании после ДТП Илье выдали бланк, в котором в качестве способа возмещения было отмечено «направление на ремонт». Автомобилист не возражал, и его отправили в сервис на Винницкой, 19/1 — в некое ООО «МК Центр». Но найти такой адрес в навигаторе или 2GIS Илье не удалось. Забегая вперёд, скажем, что ответы кадастровых служб подтвердили отсутствие такого здания в Челябинске.
Илья вспоминает:
— Не найдя нужного адреса, я зашёл в ближайший сервис под названием «Фаворит» на Винницкой, 21, стал спрашивать, где может находиться мой сервис. Мне показали руководителя Андрея Прудникова. Я объяснил ситуацию, он сказал, что я приехал по адресу. Мы стали обсуждать детали, поскольку у меня были претензии к оценке ущерба: эксперт ООО «НМЦ ТехЮрСервис», которая проводила оценку, не учел ряд повреждений и указал фары от другой модели автомобиля, и мне нужно было утрясти этот вопрос. Прудников сказал, мол, сейчас разберём машину и ещё раз осмотрим. Пока я ждал разбора, прошёлся по сервису, поглядел, как работают люди. Я много лет работал в автопокраске и хорошо представляю процесс. То, что я увидел, меня не устроило. Я говорю одному мастеру: «Ну, кто так делает?», он мне в ответ, мол, вали отсюда. Я посмотрел на качество покрашенных машин, у них лакокрасочное покрытие было как апельсиновая корка. Я об этом сказал Прудникову, на что тот ответил, мол, всё, ты доразговаривался, до свиданья. Я ответил, что и сам не хочу ремонтировать в таком сервисе и уехал. У меня не было понимания — это просто случайность или действительно гоп-стоп.
Попутно Илья судился со страховой, поскольку в экспертной оценке фигурировала фара для Renault Flunce, а не Megane, и был ещё ряд претензий к оценке. По его словам, для финансового уполномоченного страховая предоставила другой, исправленный комплект документов — с указанием верных деталей, поэтому сначала финансовый уполномоченный, а потом и суды, не усмотрели в действиях страховой нарушений.
В любом случае он не хотел ремонтировать автомобиль в этом сервисе и обратился к страховой с заявлением поменять СТО, однако снова получил направление в ООО «МК Центр» на Винницкую, 19/1 и письменный ответ о наличии договора именно с данной СТО. Что это вообще за контора?
ОООчень путаная схема
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «МК Центр» зарегистрировано в квартире одного из домов в Санкт-Петербурге. Его связь с челябинскими сервисами вызывала у Ильи сомнения.
Сервис, находящийся на Винницкой, 21, работает под вывеской «Фаворит», а зарегистрировано по этому адресу ООО «ЮТЭК Сервис» (принадлежит Андрею Прудникову). Илья обратился с запросами и жалобами в ряд ведомств. В ответе прокуратуры ему написали, что ООО «МК Центр» на Винницкой, 19/1 нет, зато между этой питерской организацией и «Фаворитом» заключён договор. Илья планирует повторно обратиться в прокуратуру — его смущает, что от ООО «Фаворит» на Винницкой, 21 есть только одно название.
Получается такая схема: страховая направляет клиента в автосервис, указывая ООО из Санкт-Петербурга и несуществующий в Челябинске адрес. При этом челябинское ООО «ЮТЭК Сервис» готово принять машину, но его связь с указанным в направлении ООО «МК Центр» неочевидна. Сомнения клиента кажутся справедливыми.
Мы позвонили по телефонам ООО «МК Центр». Ответил мужчина, он сказал, что находится в Челябинске и уточнил, что компания работает по договору субподряда с челябинским ИП Квашниной. Предприниматель с такими данными фигурировала и в прошлой статье: это довольно стерильная организация, с которой, по словам Андрея Прудникова, у сервиса на Винницкой заключён договор. Представитель «МК Центр» заявил, что компания занимается организационной частью процесса и отвечает за документооборот, а фактически работы проводит автосервис на Винницкой, 21. То же самое сказали Илье при звонке на питерский номер «МК Центр».
Позже Илья нашёл ещё несколько человек, включая героя нашей предыдущей статьи, попавших в схожую ситуацию. Оказалось, что в сервис на Винницкой отправляют клиентов многие крупные страховые города. Сейчас наш читатель разыскивает других пострадавших от этой ситуации: если вы один из них, свяжитесь с редакцией 74.RU через форму обратной связи под статьей.
«Есть такие компании — прокладки»
Руководитель ООО «ЮТЭК Сервис» Андрей Прудников ответил на претензии автомобилиста. Мы спросили, почему указанный в направлении адрес «бьёт» куда-то мимо самого автосервиса?
— Как говорят: язык до Киева доведёт, — ответил Андрей Прудников. — 99% наших клиентов могут элементарно найти наш автосервис, можно спросить в рядом стоящих магазинах. Можно же в страховую позвонить, она свяжется с нами, и я к любому клиенту приеду домой и сопровожу до сервиса.
Он пояснил, что путаница с адресами возникла, потому что раньше сервис относился к улице Молодёжной, 18б, и это сбивало клиентов с толку, так что сотрудники сервиса повесили табличку Винницкая, 19/1, которая существует и сейчас, просто закрыта кустами. После этого зданию был официально присвоен адрес Винницкая, 21, и сейчас висят новые баннеры.
Мы также спросили, почему сервис принимает автомобили, которые страховая отправляет в некое питерское ООО?
— Есть такие компании, прокладки, агрегаторы, посредники между страховыми и автосервисами, у них заключены договоры в Москве, в Питере, и они потом ищут сервисы, заключают также договоры и распределяют работы. Есть много таких организаций, «МК Центр», в принципе, порядочная, через них транзитом деньги проходят, они за свои услуги, за то, что ведут контакты, бухгалтерию и прочее небольшой процент берут, мы меньше получаем. А есть ещё куча организаций, с которыми мы начинали работать, но сейчас от всех отказались, потому что те забирали 50% от суммы выплат.
— Хорошо, но не получается ли так, что страховая направила клиента в одну организацию, а ремонт делает другая, и в случае любых разбирательств клиенту просто скажут, что он обратился не по адресу?
— Сейчас мы приостановили работу, но по тем обязательствам, которые мы взяли на себя, даже в ущерб себе мы бы отремонтировали автомобиль.
Аналогичным образом на последний вопрос ответили в «МК Центр»: в случае проблем с качеством ремонта сервис на Винницкой устранит недостатки. При этом юристы считают, что схема с многостадийным субподрядом используется страховыми и сервисами для ухода от ответственности:
— Страховые направляют человека в некую фирму, которой не оказывается в указанном месте, и клиент сдает автомобиль фактически другой компании, поэтому впоследствии, когда она сорвет сроки ремонта или сделает его некачественно, он не сможет ничего предъявить страховой, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.
Что делать клиенту: мнение юриста
Руководитель юридической компании «Форлекс» Николай Попов говорит, что по закону об ОСАГО клиент не может просто так отказаться от предложенного сервиса, если тот удовлетворяет изложенным в законе критериям.
— Впечатление клиента, что «сервис мутный», не являются основанием для отказа от ремонта с точки зрения закона, — поясняет Николай Попов. — В законе об ОСАГО есть пункт 15.2 статьи 12, в котором указано, что если ни одна станция техобслуживания, с которой у страховщиков заключен договор, не соответствует установленным правилам страхования, страховщик может направить туда клиента только с его согласия, если же такового нет, то осуществить выплату. Но в остальном у владельца автомобиля нет права менять сервис, он может лишь предъявлять претензии станции техобслуживания, если его не устраивает качество ремонта. Ситуация, конечно, сложная, и качество ремонта зачастую низкое, плюс сервисы иногда требуют дополнительных денег или угрожают, что задержат ремонт или сделают его плохо.
— А разве в описанной ситуации можно говорить о соответствии сервиса каким-то критериям, если страховая направляет клиента в некое питерское ООО, указывая челябинский адрес, по которому работает другое ООО?
— В данном случае я бы написал претензию в страховую, возможно, снабдив её фотоматериалами, которые бы доказывали, что компании, указанной в направлении, по данном адресу нет. В этом случае страховая может в ответе приложить, например, документы, которые устанавливают порядок их взаимодействия с данным автосервисом, либо даст альтернативную информацию.
Уточним, что в законе об ОСАГО и правилах ОСАГО требования к автосервисам изложены в самых общих чертах, и главными критериями является возможность осуществить ремонт в течение 30 суток, нахождение в пределах 50 км от места жительства клиента (места ДТП) и сохранение гарантийных обязательств в оговоренных случаях.
Лев Воропаев добавляет:
— Подобные требования клиента справедливы, потому что по закону об ОСАГО, передать автомобиль нужно именно той организации, которая указана в направлении. Если сотрудники действуют на основании доверенности, они должны продемонстрировать эту доверенность, — поясняет он, также советуя снимать любые несоответствия на камеру и направлять претензию в страховую.
В чём профит схемы
Натуральное возмещение ущерба является приоритетной формой компенсации с 2016 года, но в последнее время используется всё реже, в том числе, из-за непредсказуемого срока поставки запчастей. Страховые предпочитают платить деньгами, но есть важный нюанс: выплата производится с учётом коэффициента износа (ранее подробно рассказывал об этом), что в случае подержанных автомобилей снижает платёж до двух раз относительно калькуляции ущерба. Если же страховая не может организовать ремонт, она обязана выплатить компенсацию уже без учёта коэффициента износа.
Сейчас страховые чаще склоняют клиентов получать выплату деньгами с учётом износа, и порой в заявлении на выплату даже нет пункта о натуральном возмещении (поэтому, кстати, удобно оформление ДТП через «Госуслуги», там такой выбор есть).
Но часть клиентов настаивают на ремонте, и, судя по всему, страховые используют многоступенчатые субподряды, чтобы запутать клиентов и в случае судебных разбирательств иметь возможность оспорить претензии, сославшись, например, на выполнение ремонта организацией, не указанной в направлении.
Надоели «юристы в кавычках»
Сам Андрей Прудников указывает и другую сторону проблемы: в его сервис часто направляют тех, кого он считает автоподставщиками. Они, по его словам, сразу же требуют отказ в ремонте, чтобы получить выплату в полном объеме, а если сервис предлагает сделать ремонт, цепляются за каждую мелочь, чтобы добиться отказа. Он написал письмо в адрес многочисленных ведомств и даже президента РФ, в котором, в частности, отметил:
— К нам в автосервис часто приезжают «юристы в кавычках» и «порядочные клиенты, случайно попавшие в ДТП в кавычках», требующие, чтобы мы написали отказ от ремонта, и потом они идут в страховую получать деньги без учета износа. Мотивируют получение компенсации деньгами по-разному: они не доверяют страховым компания, не доверяют автосервису, требуют установить оригинальные запчасти на машины, которые давно сняты с производства. Клиент хочет получить побольше и отремонтироваться подешевле, а разницу положить в карман. Они говорят нам в открытую: мы в прошлый раз попали в ДТП, получили со страховой 200–300 тысяч, а отремонтировались за 50 тысяч, и сейчас хотим отжать со страховой максимально.
Проблема автоподставщиков действительно распространена в Челябинске: вот пример такой группы. Есть мнение, что страховые отправляют в подобные автосервисы тех, кого считают автоподставщиками, чтобы усложнить их «бизнес». Однако помимо профессиональных групп лже-пострадавших есть и просто клиенты, которые хотят получить адекватную выплату, но страховые и сервисы склонны видеть угрозу в любом, кто не соглашается на компенсацию с учетом коэффициента износа.
В этой истории охуенно просто всё:)
И страховая, которая отправляет в ебеня в контору ООО «Срали-Мазали», и сама контора, только по вывеске которой видно качество производимого ремонта и клиент, который страхует хер пойми где, чтобы потом гарантированно поиметь такие проблемы.
Осаго — это налог и результат вашей(получается и нашей) политической деятельности(никакой). Все пытаются наебать и уйти от наказания.
Более или менее от чего-то страхуют всякие каски и доп. услуги, типа ремонт у официального дилера. А просто сама по себе осаго… бесполезная херня, на мой взгляд.
Слушай, ну, я бы ОСАГО совсем со счетов не списывал: у меня среди знакомых немало примеров, кому деньгами даже с учётом износа выплатили вполне реальные деньги, которых хватило на ремонт. Я думаю, это всё равно лучше, чем ничего: ну, ты же наверное сам уже вкусил прелести судебных тяжб с виновниками ДТП. Это как минимум очень муторный и длинный процесс. Пусть ОСАГО даже не 100% ущерба компенсирует, но это хоть какая-то отправная точка, а так, считай, тачка разбита и впереди год прений с неизвестным результатом.
А вот идея с «натуральным ОСАГО» — это бред сивой кобылы с самого начала, и страховые были от него не в восторге, и практика показала, что это «фиаско, братан». И выродилось это вот в такие хрен пойми конторки, которые являются ширмой для наказания особо упоротых клиентов и автоподставщиков.
Нифига, нет. Ты говоришь «иногда работает как-то удовлетворительно». Такой результат в моей среде называется: «С понедельника ты ищешь новую работу».
«Хватило на ремонт» — какой ремонт? Я когда дастера продавал занизил цену потому, что он был в ДТП, хотя ремонт был супер-пупер отличный благодаря доп. полису. Мне эту разницу, конечно, никто не вернет. И этого «хватило на ремонт» в обычных условиях ОСАГО и хватает разве что на ремонт средней паршивости, но никак не до состояния «новый». А ведь изначально замысел такой, что тот, кто не виноват, не должен терпеть убытков и издержек всяких. А это совсем не так сейчас работает, сам понимаешь. Это и есть хреновое качество услуги. Это и есть хреновый контроль со стороны государства. И да, виновато именно государство, оно это спроектировало, допустило и поддерживает по сей день. Хотелось бы, чтобы обычный человек это понимал и чувствовал каждый раз, может что-то поменяется в головах.
И лично я как как плательщик честно заработанных(своим умом) денег хотел бы получать качественную услугу. Мало денег? Ок, назовите справедливую сумму, я заплачу, но услуга должна быть качественная, а не гоп-контора. Нормальному человеку вообще появляться в такой говно-фирме стрёмно.
Регулировать всё это дерьмо должно государство и делать это качественно. А они болт клали — это результат той самой пассивности, о которой я говорил. Результат неумения строить причинно-следственные связи.
Ты можешь сказать, что я всё за уши притягиваю, может быть. Я готов выслушать аргументы и принять их:)
>>> И этого «хватило на ремонт» в обычных условиях ОСАГО и хватает разве что на ремонт средней паршивости, но никак не до состояния «новый». А ведь изначально замысел такой,
Не думаю, что замысел именно такой. ОСАГО, как любая обязательная вещь — это принцип минимальной достаточности. Хочешь защититься по всем фронтам — есть каско. А ОСАГО это очень важная штука для снижения социальной напряжённости. Потому что без него мигом появятся фирмы-братки, которые за толику долга будут вышибать его из виновника, и никому от этого не будет лучше.
Да и не сработает принцип «до состояния новой», ибо битая машина есть битая. Не существует таких технологий ремонта. Есть просто минимизация ущерба, чтобы человек ещё лет десять поездил на этой машине. Это лучше, чем если она 10 лет будет стоять, пока он вышибет из виновника долги.
Ну ок, пусть так как ты говоришь. Но и этого сейчас особо не наблюдается, судя по статье. Я получал выплату по ОСАГО, но мне повезло, так сложилось, что авто был японский, запчасти дорогие, а пострадали они не сильно, но достаточно для того, чтобы их признали «заменить». Тут денег хватило на норм ремонт, но уверен, что так далеко не всегда.
>>>И лично я как как плательщик честно заработанных(своим умом) денег хотел бы получать качественную услугу. Мало денег? Ок, назовите справедливую сумму, я заплачу, но услуга должна быть качественная,
каско
>>>Регулировать всё это дерьмо должно государство и делать это качественно. А они болт клали — это результат той самой пассивности, о которой я говорил.
Я с тобой согласен. Я же не настаиваю, что ОСАГО — некая совершенная система. Отнюдь нет. Страховые тупо доили рынок и ни хрена не делали, а теперь тупо лоббизмом занимаются.
Я лишь говорю, что сам принцип ОСАГО — он неплох. Я против отмены ОСАГО, но я абсолютно за его улучшение. Как по мне, нужна дикая дифференциация водителей по степени аварийности. 10 лет не попадаешься в аварии — тариф ОСАГО становится нулевым. Попадаешь — получай по 100 тысяч в год.
Так я же говорю, что проблема именно с натуральным ОСАГО. Там да, полный развал системы, но страховые в первую очередь предложат деньгами (правда, за минусом износа, да, и это проблема).