Ежемесячные доходы китайских автобрендов на российском рынке превысили 1 миллиард долларов, что по нынешнему курсу близко к 100 миллиардам рублей, цитирует РИА Новости данные таможенной службы КНР. Это самый высокий уровень ежемесячных доходов китайских автоэкспортеров за всё время их присутствия на российском рынке. Означает ли это, что покупатели автомобилей в России спонсируют теперь Китай? И да, и нет. Подробности о продажах чайнабрендов — в нашем обзоре.
Много ли это, 100 миллиардов рублей ежемесячного дохода в масштабах российского авторынка? Это немало: для сравнения, в последнем докризисном, 2019 году российский авторынок имел ежемесячный объем на уровне 200 миллиардов рублей, и тогда китайские марки занимали его ничтожную часть. Сейчас их результатам помогают две тенденции, связанные с уходом западных автобрендов: китайские марки демонстрируют рекордный уровень продаж, а стоимость их автомобилей начинается в основном от 2 миллионов рублей.
Так, самой популярной китайской маркой по итогам августа стала Chery, реализовав 13,4 тысячи автомобилей. В августе 2019 года (в последний год до пандемии) ее продажи составляли 443 автомобиля, то есть реализация выросла в 30 раз. Но произошло это не внезапно: уже во время ковида на фоне дефицита прочих машин китайские марки пошли в гору, и в августе 2020 года Chery реализовала уже 1124 автомобиля, а в августе 2021 и 2022 годов — около 3 тысяч машин. Однако видно, что динамика этого года является беспрецедентной даже на фоне успехов пандемийных лет.
Прохожая ситуация с остальными китайскими марками. Haval продал около 11 тысяч автомобилей, тогда как в августе 2019 года реализовал лишь 1177 машин. Geely за четыре года увеличил августовский показатель с 716 машин до 8,4 тысячи.
Летом доля китайских марок на российском рынке чуть-чуть не дотягивала до 40% и превосходила результат российских марок, представленных лишь продукцией АВТОВАЗа и УАЗа. Дальнейшему увеличению доли китайских автомобилей препятствуют относительные успехи АВТОВАЗа, который сохраняет высокие продажи Granta и вернул на рынок Lada Vesta. Последняя, правда, не стала мгновенным бестселлером: по итогам августа рестайлинговая модель разошлась тиражом 5,1 тысячи машин, уступив более дорогим китайским кроссоверам Chery Tiggo 7 Pro Max и Haval Jolion. Продажи Lada Vesta сдерживает как достаточно высокая цена (в среднем — 1,5 миллиона рублей), так и сложности АВТОВАЗа с доставкой автомобилей до дилера и ограниченный пока объем выпуска: например, летом завод в Тольятти несколько раз уходил в корпоративный отпуск. Медленный прогресс АВТОВАЗа играет на руку китайским брендам, которые заполняют ценовой сегмент от 2 миллионов рублей.
Помимо уже упомянутых китайских марок, в лидерах Changan, который к лету вывел на рынок невероятное количество моделей (сейчас их 15) и стал наращивать продажи. Хорошо идут дела у Omoda, которая с единственной моделью, кроссовером C5, по итогам первого полугодия заняла пятое место в рейтинге китайских брендов. Сейчас марка добавила в обойму вторую модель — седан S5. В топ-10 продаж числится и Exeed, а в самом конце августа к лидерам присоединился и сравнительно новый бренд Tank.
Помимо уже привычных китайских брендов, в 2023 году появилось несколько новых, например Jetour, Jaecoo, Aito, Hongqi, LiXiang. Подавляющее большинство китайских машин ввозится из-за рубежа, а из лидеров рынка на территории таможенного союза выпускаются только Haval (завод под Тулой) и ряд моделей Geely (завод в Республике Белорусь). Поэтому львиная доля заработанных китайскими марками денег уходит за границу, а также оседает в российском бюджете в виде пошлин и утилизационных сборов. Как таковой вклад КНР в российский автопром пока невелик: упомянутые заводы были запущены еще до СВО, а за последние полтора года крупных инвестиционных проектов в России китайские марки не анонсировали.
Отверточную сборку китайских машин наладили в России несколько опустевших заводов, в частности «Автотор» (марки Kaiyi, BAIC, SWM), «Москвич» и завод «Соллерс» в Елабуге (оба выпускают автомобили JAC). Но серьезных достижений на их счету пока не зафиксировано: наиболее успешным является «Москвич», продавший в июле 2023 года более 2,1 тысячи машин, но часть из них ушла в корпоративные и чиновничьи парки. В любом случае результат не позволяет «Москвичу» претендовать даже на топ-10 российского рынка.
Производство китайских автомобилей под собственным брендом наладил и АВТОВАЗ: осенью стартуют продажи Lada X-Cross 5, которая является почти полной копией FAW Bestune T77. Модель собирают в цехах бывшего завода Nissan. Но ее рыночный потенциал ограничен, поскольку X-Cross 5 попадет в очень конкурентный сегмент кроссоверов ценой 2–3 миллиона рублей.
В целом же китайские марки в России зарабатывают всё больше, однако не спешат ввязываться в долгосрочные обязательства: пока их стратегия больше напоминает разведку боем и стремление выдоить обескровленный российский рынок. Нынешние результаты достигнуты китайскими марками даже без их присутствия в лоукост-сегментах: самый дешевый чайнакар Changan Alsvin стоит на уровне топовых Lada Vesta, а остальные «китайцы» значительно дороже.
По итогам августа, по данным агентства «Автостат», продажи автомобилей достигли 109,7 тысячи машин — это стало лучшим результатом за последние 20 месяцев, то есть с начала 2022 года. По итогам января — августа продажи машин превысили 600 тысяч, что близко к результату всего 2022 года. Если нынешние темпы сохранятся, к концу 2023 года объем рынка достигнет 1 миллиона автомобилей. Это неплохо, но и не рекордно: для сравнения, в последние допандемийные годы объем был в районе 1,5 миллиона единиц, а лучшим является результат 2012 года — почти 3 миллиона машин.
От нас ушли корпорации с мировыми именами. С 2014 года в телевизоре постоянно слышу про импортозамещение. По факту вот. Китайские аналоги всего. И почему-то по заоблачным ценам.