Лана Литвер, ведущая презентации «Чезара», сделала статью для 1obl.ru о мероприятии, за что от меня ей огромное спасибо. Тут стоит поставить пометку: читайте, пока есть, ибо могут и удалить 😀
Про сам «Чезар» повторять не буду, перенесу сюда стенограмму нашего разговора с Ланой и зрителями во время презентации в её изложении. Получилось вроде интервью.
* * *
В романе есть мысль, которую обдумывает главный герой, и она близка в той или иной степени многим из нас: а что я тут делаю? Может, стоит уехать? Попытка понять, что за иррациональная связь держит тебя здесь, — это твой личный опыт?
Согласен, связь именно иррациональная. Герой сросся с Челябинском. Он как будто сломан, не может сделать шаг, хотя он человек довольно сильный и мог бы. Что его останавливает? Да, он пытается понять. И я сам такой. Я не считаю, что бегство от трудностей решает проблемы. Я испытываю искреннее уважение к тем, кто, осознавая все проблемы города и имея возможность уехать, остается. О них и речь.
По сути, это книга о столкновении двух менталитетов. Первый определен историей Урала, сформирован в эпоху первых железоделательных заводов, когда закладывался вектор развития территории: здесь важна дисциплина, самоограничение и терпеливость. Особенно терпеливость. По природным и экономическим факторам эти вещи были заложены и остаются в основе отношений с окружающим миром. В этом менталитете приняты жесткие рамки, многое решается путем насилия и принуждения, все вокруг воспринимается как ресурс: другие люди как ресурс, недра, природа и так далее. И этот менталитет над Челябинской областью, да и над Россией в целом, сильно доминирует.
Ему в книге противопоставляется другой менталитет, я бы сказал, внегосударственный: это люди, которые ищут прежде всего гармонию с самим собой и с окружающим миром: с природой, с исторической реальностью, с другими людьми.
Это довольно смелая книга по нынешним временам. Как у тебя обстоит дело с внутренней самоцензурой? Наматывал ли круги вокруг дома, размышляя, что вычеркнуть, а что оставить?
Когда я пишу как журналист или выкладываю свои посты в соцсетях — конечно, включаю. Когда я писал книгу — нет, я сильно не мучился. Никаких провокационных кусков я не выкидывал. Это художественное произведение. Для меня «Чезар» стал отдушиной в 2022 году. Я нарочно выбрал героя, непохожего на меня самого, человека в целом миролюбивого. Главный герой Кирилл — моя противоположность, он из силовых структур, человек с болевым боевым опытом, сторонник решительных действий.
Почему выбрал именно такого героя?
Я не хотел превращать книгу в манифест собственных идей. Мне хотелось, чтобы в книге был баланс. Я хотел к позиции, противоположной моей (той, для которой весь окружающий мир — ресурс), относиться достаточно бережно и с пониманием. Не изобличать никого как воплощение вселенского зла. В романе происходит трансформация героя из точки А до точки Б — и мне хотелось, чтобы это звучало достоверно. Поэтому нет, самоцензуры не было.
Что такое «Чезар»?
«Чезар» — название холдинга, который образовался на территории области и объединил все наши заводы. Один огромный холдинг, который превратил регион в своего рода княжество с определенным укладом и порядком. Такое государство в государстве. Эта история вымышленная, такого холдинга нет. Но она показывает, как Челябинск воспринимает свои отношения с властью. Мне хотелось показать эту пирамиду зловеще достоверно.
При этом в книге есть и герои, которые не попали в магнитное поле металлургической империи и живут по своим законам, параллельно ей. Я в принципе за то, чтобы был баланс. Чтобы мы не уходили в крайности. А в романе произошел сильный перекос в сторону одной стороны — выстраиваемая металлургическая вертикаль забила все остальное: свежие идеи, другой взгляд на мир, человечность… Есть только порядок, и ничего больше.
Экологические активисты в романе описаны как истеричные и не вполне разумные деятели. Почему?
Экологические активисты иногда требуют слишком быстро и слишком много. Мне ближе здравый и конструктивный подход, когда различимы полутона и оттенки. Я понимаю, что ничего не бывает враз. Думаю, любое экологическое движение должно настраиваться на очень длительную и постоянную борьбу. Не такими вспышками — вот вышли и требуем завтра чистый воздух, — а программой действий, рассчитанной на много лет.
Нужно терпение, умение слышать другую сторону. Потому что есть и объективные причины тому, что в Челябинске, в области все именно так с экологией. И с другой стороны, они не должны становиться отмазкой, почему ничего не происходит. Поэтому экологические активисты, которые уходят в психоз, у меня не всегда вызывают полное понимание. Хотя их повестку я разделяю.
Почему в альтернативную реальность, в роуд-муви с экологической повесткой ты фоном вплел федеральную повестку 2022 года?
Я начал писать роман в январе 2022 года. В феврале у меня перекрыло кислород. Я не мог сесть за книгу. Мне казалось, что мы оказались все в какой-то новой реальности и все, о чем я хотел писать: экология, роуд-муви, зона отчуждения, — уже совсем неактуально. Все равно, что думать, какую машину выбрать или куда поехать отдыхать летом. Я все забросил.
И потом я понял, что нужно добавить в роман линию, которая была бы синхронна с происходящим. Которая стала бы моим полотном.
А потом произошла еще одна трансформация: я понял, что империя, которую я описываю, менталитет, для которого все вокруг ресурс, — что экологи, что другие народы, что люди, — работает всегда одинаково: взять, подчинить, встроить в свою систему. Это явления из одного корня. И мне хотелось показать людей другого толка, которые смотрят на это радикально по-другому.
Ты фиксируешь раскол в обществе с уважением и пониманием каждой позиции. Это бесценно. Так точно зафиксировано время, что ты не только слышишь голос каждого человека, но и понимаешь, почему он так говорит, и веришь ему. Как будто нет вымышленных персонажей.
В создании диалогов я опирался на отзывы и реплики людей в соцсетях. Здесь я брал буквально реальных людей, которые со мной дискутируют. Я знаком с людьми подобного склада, и мне понятна структура мышления.
Сломанные люди создают сломанные миры — эта фраза идет в романе красной линией.
Да, пожалуй. Главный герой, он тоже этой системой надломан. И с другой стороны, он становится инструментом для надлома других людей. Получается такой самовоспроизводящийся процесс. Он начинает это осознавать. И весь его подвиг в том, что он сумел остановиться.
Где почитать?
1. Роман доступен на «Литрес», потребуется регистрация через соцсети (автоматическая) или почту.
2. Можете скачать с файлообменника. Пять форматов: fb2 — удобен для большинства ридеров, pdf — можно читать вообще везде, также есть два файла epub, один (меньший по объёму) заточен под iOs и стандартную читалку iPhone и iPad (приложение «Книги»).
3. Можете сразу читать в онлайне на сайте «Литреса» или на пиратских сайтах (там максимально простой формат).
4. Первую главу я также выложил на блог.
Очень интересно. Жаль, что не смог присутствовать.
Есть настроение в ноябре-декабре провести презентацию книги Аяврика, надеюсь, встретимся, всё наверстаем)