Вредны ли для двигателя сильные морозы?

В университете на «Автотракторном факультете» преподаватели часто повторяли нам: «Один холодный пуск с точки зрения износа — всё равно что 200 км пробега». Правда, их опыт больше относился к моторам старой школы, но в любом случае морозы приводят к разного рода «спецэффектам». Например, замерзшее моторное масло имеет повышенную вязкость, хуже прокачивается и не сразу поступает к деталям. А у классического ДВС самые нагруженные пары трения имеют подшипники скольжения, которые очень чувствительны к подаче масла и его параметрам. Я решил поискать исследования, где износ от холодных пусков измерялся бы количественно, и нашёл парочку. Результаты, кстати, интересные: в целом, тезис про «200 км» подтверждается, другое дело, что это не так и много.

Например, в этом исследовании, проведенном на моторе ЗМЗ-4062.1 (ставился на последние «Волги»), авторы измеряли износ деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленвала в циклах из 20 холодных пусков. Двигатель в процессе разогревался от -20…-30 °C до +40 °C. Диаметральный износ цилиндра достигал максимума в 4,64 микрометра.

Средний износ гильз двигателя ЗМЗ-4062.1 после 20 холодных пусков (по высоте цилиндра)

Насколько существенна эта величина? Она ощутима. Для этого мотора ремонтный диаметр цилиндра отличается от номинального на 0,5 мм, но заметным считается износ от 0,05 мм. Чтобы в описанном режиме «сточить» такую величину, потребуется более 200 холодных пусков. В Челябинске прошлой зимой (с ноября по март включительно) дней и ночей, когда температура опускалась ниже -20 градусов, было всего 12. Соответственно, «морозный фактор» приведёт к критическому износу через 10-15 лет эксплуатации, хотя тут нужно учитывать износ и по другим причинам. В сухом остатке получается, что холодные пуски подтачивают здоровье мотора, хотя всё равно процесс занимает годы. В северных регионах, где морозы держатся дольше, ситуация может быть радикально иной, однако там и подход к холодным пускам свой: бывает, машину в принципе не глушат на ночь.

А это графики механических потерь при холодном пуске двух моторов Ford объемом 1,8 л, приведенные к давлению в цилиндре (поэтому единица измерения — бары). Они содержатся вот в этом исследовании, и показывают, что по мере разогрева мотора его механические потери сокращаются в пять раз. При этом доминирующая «статья расходов» — это трение цилиндро-поршневой группы и подшипников коленчатого вала, где и происходит основной износ

Кстати, исследование на моторе ЗМЗ-4062.1 сравнивало также два режима прогрева: на холостом ходу и под нагрузкой (на малом ходу). Результаты получились интересными, например, при прогреве на холостом ходу износ поршневых колец был гораздо ниже, зато увеличивался износ гильз цилиндра и особенно вкладышей коленчатого вала. Авторы исследования пришли к выводу, что прогрев на малом ходу является оптимальной стратегией, о чем также писал ранее. Важно: в любом случае в сильный мороз нужно дать мотору хотя бы минуту-другую поработать на холостом ходу, а нагрузку наращивать очень плавно. То есть в первые минуты двигаться с небольшими скоростями и не злоупотреблять оборотами двигателя.

Короче, если уж в качестве критерия брать именно износ металла, то он хотя и присутствует, но слишком уж критичным не является: несколько холодных дней в году не убьют мотор. Другое дело, что морозы сказываются на двигателе самым непредсказуемым образом: у меня, например, прошлой зимой был великолепный опыт, когда на ходу выдавило перемёрзшую прокладку под фильтром, из-за чего масло полилось рекой. Хорошо, вовремя заметил дымок из системы вентиляции. В сервис я приехал на эвакуаторе и был уже третьим с такой поломкой: говорят, у французских движков есть проблема с той прокладкой. Страдает и аккумулятор, например, чему также посвящал отдельный разбор.

Ну, и в целом, придерживаюсь такого правила: после холодного пуска в сильный мороз темп езды увеличивать очень постепенно, потому что прогреться нужно не только мотору, но и амортизаторам, гидроуситителю, трансмиссии.

4 Comments

  1. А вот все эти тестирования на волговском моторе с каким маслом делались? Мне кажется, первая цифра большое значение имеет и результат сильно бы отличался для масел 0w и 10w.
    А так да, всегда так и делал, завел, 3-5 минут в зависимости от мороза и плавно, не спеша, не вращая руль едешь 10 км/ч, потом быстрее и быстрее)

    А щас купил тепловую пушку балу за 1700 руб, 2 квт. Подключил к реле сонофф. Включаю с телефона пушку, пушка стоит под машиной и греет двигатель снизу. Красота 🙂 Но тут надо очень качественную электрику делать, чтобы всё это дело не спалить.

    1. Масло было 5w-30, то есть не самое вязкое. В целом, я думаю, не нужно слишком обобщать результаты таких тестов: грубо, технология изготовления волговского движка и какого-нибудь современного может сильно отличаться с точки зрения упрочнения поверхностного слоя и качества обработки (скажем, качество хонингования, которое влияет на режим смазки). Но и вязкость масла влияет, конечно. Но у нас многие у нас используют скорее масла 5W или 10W, так что с этой точки зрения, думаю, тест вполне релевантен.

    2. А у тебя где машина стоит, на подземной парковке? Там в принципе теплее должно быть. Но вообще классная альтернатива предпусковым подогревателям, наверное)

      1. Не, машина в гараже стоит, там теплее градусов на 10, чем на улице. На подземной парковке я бы не стал пушку включать, это электричество ОДН, некрасиво было бы.

Добавить комментарий