В университете на «Автотракторном факультете» преподаватели часто повторяли нам: «Один холодный пуск с точки зрения износа — всё равно что 200 км пробега». Правда, их опыт больше относился к моторам старой школы, но в любом случае морозы приводят к разного рода «спецэффектам». Например, замерзшее моторное масло имеет повышенную вязкость, хуже прокачивается и не сразу поступает к деталям. А у классического ДВС самые нагруженные пары трения имеют подшипники скольжения, которые очень чувствительны к подаче масла и его параметрам. Я решил поискать исследования, где износ от холодных пусков измерялся бы количественно, и нашёл парочку. Результаты, кстати, интересные: в целом, тезис про «200 км» подтверждается, другое дело, что это не так и много.
Например, в этом исследовании, проведенном на моторе ЗМЗ-4062.1 (ставился на последние «Волги»), авторы измеряли износ деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленвала в циклах из 20 холодных пусков. Двигатель в процессе разогревался от -20…-30 °C до +40 °C. Диаметральный износ цилиндра достигал максимума в 4,64 микрометра.
Насколько существенна эта величина? Она ощутима. Для этого мотора ремонтный диаметр цилиндра отличается от номинального на 0,5 мм, но заметным считается износ от 0,05 мм. Чтобы в описанном режиме «сточить» такую величину, потребуется более 200 холодных пусков. В Челябинске прошлой зимой (с ноября по март включительно) дней и ночей, когда температура опускалась ниже -20 градусов, было всего 12. Соответственно, «морозный фактор» приведёт к критическому износу через 10-15 лет эксплуатации, хотя тут нужно учитывать износ и по другим причинам. В сухом остатке получается, что холодные пуски подтачивают здоровье мотора, хотя всё равно процесс занимает годы. В северных регионах, где морозы держатся дольше, ситуация может быть радикально иной, однако там и подход к холодным пускам свой: бывает, машину в принципе не глушат на ночь.
Кстати, исследование на моторе ЗМЗ-4062.1 сравнивало также два режима прогрева: на холостом ходу и под нагрузкой (на малом ходу). Результаты получились интересными, например, при прогреве на холостом ходу износ поршневых колец был гораздо ниже, зато увеличивался износ гильз цилиндра и особенно вкладышей коленчатого вала. Авторы исследования пришли к выводу, что прогрев на малом ходу является оптимальной стратегией, о чем также писал ранее. Важно: в любом случае в сильный мороз нужно дать мотору хотя бы минуту-другую поработать на холостом ходу, а нагрузку наращивать очень плавно. То есть в первые минуты двигаться с небольшими скоростями и не злоупотреблять оборотами двигателя.
Короче, если уж в качестве критерия брать именно износ металла, то он хотя и присутствует, но слишком уж критичным не является: несколько холодных дней в году не убьют мотор. Другое дело, что морозы сказываются на двигателе самым непредсказуемым образом: у меня, например, прошлой зимой был великолепный опыт, когда на ходу выдавило перемёрзшую прокладку под фильтром, из-за чего масло полилось рекой. Хорошо, вовремя заметил дымок из системы вентиляции. В сервис я приехал на эвакуаторе и был уже третьим с такой поломкой: говорят, у французских движков есть проблема с той прокладкой. Страдает и аккумулятор, например, чему также посвящал отдельный разбор.
Ну, и в целом, придерживаюсь такого правила: после холодного пуска в сильный мороз темп езды увеличивать очень постепенно, потому что прогреться нужно не только мотору, но и амортизаторам, гидроуситителю, трансмиссии.
А вот все эти тестирования на волговском моторе с каким маслом делались? Мне кажется, первая цифра большое значение имеет и результат сильно бы отличался для масел 0w и 10w.
А так да, всегда так и делал, завел, 3-5 минут в зависимости от мороза и плавно, не спеша, не вращая руль едешь 10 км/ч, потом быстрее и быстрее)
А щас купил тепловую пушку балу за 1700 руб, 2 квт. Подключил к реле сонофф. Включаю с телефона пушку, пушка стоит под машиной и греет двигатель снизу. Красота 🙂 Но тут надо очень качественную электрику делать, чтобы всё это дело не спалить.
Масло было 5w-30, то есть не самое вязкое. В целом, я думаю, не нужно слишком обобщать результаты таких тестов: грубо, технология изготовления волговского движка и какого-нибудь современного может сильно отличаться с точки зрения упрочнения поверхностного слоя и качества обработки (скажем, качество хонингования, которое влияет на режим смазки). Но и вязкость масла влияет, конечно. Но у нас многие у нас используют скорее масла 5W или 10W, так что с этой точки зрения, думаю, тест вполне релевантен.
А у тебя где машина стоит, на подземной парковке? Там в принципе теплее должно быть. Но вообще классная альтернатива предпусковым подогревателям, наверное)
Не, машина в гараже стоит, там теплее градусов на 10, чем на улице. На подземной парковке я бы не стал пушку включать, это электричество ОДН, некрасиво было бы.