Злорадство по поводу деприватизации ЧЭМК — шариковщина?

Окрестности ЧЭМК летом 2022 года. Пыль и гарь апокалиптические

Новость об аресте акций ЧЭМК и других предприятий челябинского бизнесмена Юрия Антипова стала неожиданность для многих и для меня, конечно. Не буду скрывать, первой реакцией была радость, чувство спонтанное и вряд ли достойное, но из песни слов не выкинешь: укол ликования был. Поскольку ликование возникло и в комментариях, некоторые назвали это «шариковщиной»: мол, несостоявшиеся люди радуются «раскулачиванию» того, кто успешнее их, и не могут просчитать на пару шагов вперёд.

Но дело не только в классовой вражде. Я, например, хорошо отношусь к людям любого достатка (включая богачей), если они не чванливы, делают что-то полезное и не лишены эмпатии к людям. Проблема ЧЭМК и его собственников в том, что в народной молве они остаются одними из главных отравителей города, которым на этот город всегда было плевать. Город — это что-то вроде заднего двора твоего завода, и это отношение ферросплавщиков сейчас отрикошетило им тем самым злорадством.

Может, я неправ? Может быть, есть аргументы в пользу ЧЭМК? Я бы с удовольствием послушал, вот только контакт с ними не наладился. Когда Челябинск попал в пул городов, где реализуется нацпроект «Экология/Чистый воздух», мы обращались с просьбой рассказать и показать, в каком направлении движется ЧЭМК, третий по объемам загрязнитель. С той же просьбой мы обращались на «Мечел» (первый загрязнитель), и после некоторых согласований они пустили нас и стал приглашать на регулярные туры, показывая модернизацию коксового производства и систему аспирацию литейного цеха одной из домн. Можно спорить, много это или мало, но открытость является отправной точкой любого экопроекта. А когда нечего показать, скорее всего, ничего и нет.

ЧЭМК же сослался на санкции, на послабления в период СВО, на разные обстоятельства. Мол, дуракам пол-работы не показывают. Как только, так сразу. Между тем едешь мимо завода в сторону Северного луча, пыль летит через забор так, что я один раз не выдержал и остановился, чтобы заснять удивительное преломление света в ферросплавном тумане. У меня к тому же свежа память о жизни в Тракторозаводском районе под боком от ЧЭМК (улица Культуры): запаркованная там машина за три года покрылась слоем красноватой пыли, которую я так и не смог отмыть. Продал пятнистую. Стоянщик рассказывал, что в четыре-пять утра приходит облако, от которого ест в глотке, а стёкла машин и домов становятся похожи на наждак.

Бывший совладелец ферросплавного комбината Александр Аристов любил продемонстрировать свой статус с помощью очередного Rolls-Royce. И классные британские машины не вызывали бы изжоги, если бы руководство ЧЭМК тратило пропорциональные деньги на обновление производства

Злорадство возникает не всегда. Скажем, когда у компании «АСКО-Страхование» отозвали лицензию, первой реакций было: «Да как так-то?!». Буду субъективен, но на фоне ленивого страхового бизнеса «АСКО-Страхование» казалась компанией почти европейской, стремящей не просто открысить жирный кусок рынка, а добиться эффективности. А страховой бизнес тогда эффективнее, когда люди меньше бьются, горят и тонут. Я, например, ездил с треккером, который считывал мой стиль вождения и давал жирные скидки на страховку, потому что я такой медленный и дотошный. И хотя владельцы «АСКО-Страхования» тоже были небедными людьми, моей первой реакций в том случае была досада и непонимание. Да что там: хотя я не фанат «кабэшечки», когда в 2018 году силовики устраивали рейды по предприятиям К&Б, хотелось посочувствовать, что бизнес и людей прессуют просто ради передела рынка.

Но также я понимаю, что злорадство по поводу собственников и управленцев ЧЭМК — довольно глупое занятие. Я понятия не имею, в чём подоплёка всех этих процессов, но почти уверен, что к экологии, интересам Челябинска или людей вообще эти процессы не имеют отношения. Рано или поздно, наверное, мы узнаем имя новых собственников и управленцев, которые могут оказаться не лучше прежних. И прежние заработали на этом активе достаточно, чтобы пережить всё наше злорадство где-нибудь в тепле и вообще не думать о нём. Подозреваю, что удобрять город четверть века пылью в принципе могут люди, чуждые сильной сочувственности. Ну да, я всё об эмпатии, но на ней и стоит любое здоровое общество.

А вообще в набирающей обороты истории с деприватизациями (вот ещё примеры) должно быть что-то тревожное для крупного бизнеса. До сих пор мы считали, что есть олигархи, которые вовремя оттяпали свои куски, научились чтить красные линии, дают стране угля, нефти и металла и поэтому являются неприкасаемыми. Это создавало не идеальный, но хотя бы предсказуемый порядок для самого бизнеса, инвесторов и так далее. Теперь мы видим всё больше примеров, когда — крекс-фекс-пекс — и у предприятия новые собственники. И наше злорадство по этому поводу тем более тщетно, что в этой схеме наша злость или наша радость вообще не учитываются. А потому и улучшений, в том числе, для челябинского воздуха, я бы не ждал.

9 Comments

  1. Стало страшновато, что люди с деньгами обладают определенным потенциалом и не все из них могут «хранить верность до конца». Потенциала нужно лишить, тогда возможностей станет гораздо меньше. Возможно, скоро будет всплеск смертей в связи с проблемами с сердцем. С другой стороны, люди, которые обладают этими активами, не всегда согласны с таким положением дел, могут начать постреливать.

    1. Вообще ни какой радости у меня нлвость не вызвала. Как то об экологическом бэкграунде диже не подумал(воспринимаю как данность), а главное смена собственника тут ничего не меняет. Главное что как бы нынешний владелец не получил предприятие в собственность, четверть века вопросов к нему не воникало, а сейчас это ваглядит как силовой отъем капитала и для государства это плохой признак. Вести бизнес в таком государстве опасно. И государсво сейчас явно не выглядит тем чудесным собственником, вернув которому когда то «оттяпанное» предприятие, восстановили справедливость. Я вижу тут только гоп-стоп на высочайшем уровне.

      1. Абсолютно согласен. У меня не было удовлетворения по поводу приватизации, считаю ее проведенной с вопиющими нарушениями, но то, что происходит сейчас это, в принципе, то же самое, что и 30 лет назад.

      2. Я согласен насчёт тезисов, что смена собственника не в интересах экологии, конечно, делается. И что это попахивает рейдерским захватом.

        Я просто к тому, что Антипов и вся его команда (включая и уже «экса» Аристова), всегда держалась как-то человеконенавистнически. Ну четверть века владеют заводом и тупо доят предприятие, выжимают последние капли из советского наследия, инноваторы, блин. То есть тут даже не вопрос в том, честная приватизация или нет — я согласен, что можно было уже забыть и не ворошить. Вопрос в том, что как они распоряжались этим. Есть разные бизнесы, есть и те, кто всё же «и вашим, и нашим». Но тут не тот случай: хапали, убивая попутно город.Эти массовые отъезды из Челябинска и общая депрессивность города — это во многом следствие именно работы ЧЭМК и «Мечела». Но «Мечел» чуть-чуть зашевелился, а эти продолжают тупо делать бабло на жизнях.

        Вот именно в этом узком срезе возникла спонтанная радость. Я знаю, что она не обоснована, это чистая эмоция, ничего рационального. Просто когда люди к другим как к говну относились много лет, вот такие эмоции и возникают.

        Ну, а что новый собственник вряд ли будет лучше — это да. Хотя и и хуже вряд ли.

      3. А у меня ещё другая мысль была… Вот все эти собственники предприятий, когда всё началось, взяли под козырёк и давай вкалывать да в бюджет отстёгивать да ЧВК создавать. Ну что, поддержали курс — хлебайте. И я думаю, это не последний акт. И да, это печально, просто когда других по клеткам сажали, им пофиг было, они свои миллиарды на поставках в Китай делали и считали, что хорошо устроились. А те, кого кидали в клетки, предупреждали, что всё идёт к нарастанию беспредела, просто эти товарищи наделялись, что всё ограничится всякими либеральными иноагентами, а уж их-то, золотых коров, никто не тронет.

        «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

        И эту мысль надо усвоить сегодня вообще всем. Потому что нынешняя власть уже столько своих же принципов отменила, что в опасности не только «несогласные». Власть возьмёт всё, что ей нужно. И придёт за каждым, когда наступит время.

  2. ЧЭМК ровно тот завод, кто выдавил нас отравленным воздухом на Юг. Запах именно этого завода разносился над городом много лет. Факелы над трубами были видны. Дома жилые около этого завода расселяли, так как люди умирали. Отличный хозяин, раз это продолжалось несколько десятков лет и люди тратили деньги на лечение. Не жаль

    1. Мне вообще кажется, что вся братия челябинских металлургов-олигархов очень много сделало, чтобы город стал депрессивным. У них менталитет такой: они считают, что если дают рабочие места и отчисляют в бюджет, с них больше спрашивать нечего. Но если уж заполучил прибыльный завод, который находится в нескольких километрах от центра города, то с ним получаешь в нагрузку и ряд обязательств помимо чистой экономики. Иногда смотришь на другие города, где олигархи так или иначе пытаются оставить какой-то след (помимо дымного). Это создаёт в городе определённо настроение, является точкой роста. Дело тут не только в экологии. Дело в том, что челябинских промышленники работают тут методами вахтовиков, и не считают это место и людей вокруг чем-то важным и ценным. Для них это просто ресурс, и этот менталитет ничем не перешибить. Так что в этом смысле если уйдут этих товарищей — вряд ли кто-то всплакнёт. Переделать их вряд ли возможно.

      Другой вопрос, что прийти могут не лучше, но тут один хрен не ради города это делается

Добавить комментарий