«Автостат» опубликовал интересную инфографику — топ-20 стран по продажам легковых автомобилей в 2023 году. Лидером с большим запасом остаётся Китай, хотя там наблюдается некий застой. На втором месте США, а третьим рынком стала Япония. Россия лишь на 16 месте позади Ирана и Турции, хотя и высоким ежегодным приростом продаж (+69%). Но это — исключительно эффект низкой базы. Если взять результаты 2012-2013 годов, мы были бы на пятом месте впереди Германии.
Обращает внимание, что во всех странах, кроме Индонезии, продажи автомобилей в 2023 году выросли, а общие мировые продажи прибавили 11%.
Что касается России, то важнее даже не абсолютная цифра, а удельные продажи на тысячу жителей — всего 7 автомобилей (поправьте меня, но у «Автостата», по-моему, ошибка). Хуже только в Индии и Индонезии, и этот факт иллюстрирует, насколько в реальности обеднели россияне. Наш якобы бурлящий авторынок иллюзорен (больше пыхтит, чем греется), а если ещё добавить удельную долю кредитов до 75-80%, ситуация становится особенно красноречивой. Если бы автомобили продавались у нас в темпах, как до 2014 года, по удельным показателям мы бы обгоняли Мексику, Бразилию и даже Китай. И, кстати, это ещё раз показывает, что России рановато бороться с избыточной автомобилизацией: она у нас сравнительно низкая, просто дурацкая организация движения, отсутствие парковок и низкая экологичность делает даже наш скромный автопарк таким зловещим. По количеству автомобилей на 1000 жителей мы аж на 66 месте, и от развитых стран отстаём примерно раза в два.
Возвращаясь к Китаю, общие продажи автомобилей впервые превысили 30 млн (легковые, грузовые, лёгкий коммерческий транспорт), при этом 9,5 млн пришлось на электрические машины — в эту статистику включают и чистые электромобили, и подзаряжаемые гибриды. На чистые электрички приходится 2/3 этого объема или 6,5 млн единиц (21% рынка). К сожалению, не нашёл данных по легковому рынку, думаю, там доля электричек выше и составляет примерно четверть, а в сумме с гибридами — 37%.
PS кстати, писал тут про очень крутую программу льготного лизинга электромобилей во Франции, так вот, спрос оказался настолько шквальным, что правительству пришлось срочно увеличивать квоту с 20 тысяч до 50 тысяч, и всё равно она закончилась к февралю.