«Москвич» зацвёл через полгода. А что вообще с оцинковкой «китайцев»?

Два скола на капоте начали цвести. Машине нет года

Владелец «Москвича-3» Алексей, который жаловался на подтекание масла в морозы, прислал в редакцию фотографии мелких сколов на капоте. Они уже покрылись ржавчиной, и Алексей написал: «Всего семь месяцев эксплуатации, и уже зацвели!». Сколы есть и на дверях «Москвича», но под ними пока виден «здоровый» металл. Вообще о коррозионной устойчивости китайских автомобилей много споров, и мы решили разобраться в вопросе. Сделать это оказалось непросто, потому что китайские марки не афишируют точные методы и технологии антикоррозионной защиты. Но общую картину сложить можно, и в ней есть как лидеры, так и аутсайдеры. Но сначала — небольшой ликбез об оцинковке кузовов, который можете пропустить, если знакомы с вопросом.

Почему все говорят о цинке

От коррозии металл спасают двумя способами: барьерным и протекторным. Первый — это физическая изоляция стальных деталей от внешней среды с помощью грунта, эмалей, лаков и разнообразных составов. Важными параметрами является толщина, эластичность покрытия и его адгезия, то есть прочность «склейки» с металлом. Но если вы поймали камень, возникнет скол, и тут поможет второй способ защиты — протекторный. Это и есть пресловутая оцинковка кузовных панелей, которая спасает даже оголившийся металл. Почему? Потом что у цинка в сравнении с железом ниже электродный потенциал, проще говоря, в присутствии воды первым будет «ржаветь» цинк, страхуя от разъедания сталь кузова. Эффект сохраняется для дефектов размером примерно до 5 мм.

Тесты машин на коррозионную устойчивость в соляных камерах проводило издание «Автревею». На этом снимке оцинкованная крыша Hyndai Solaris (вверху) и не оцинкованная Toyota Camry. Риски наносятся с тарированным усилием, правые — с наибольшим

Оцинковка бывает разной, в том числе, чисто рекламной: таковой считают холодную оцинковку, когда цинкосодержащий состав наносят на кузов подобно грунту. Есть ещё так называемый цинкрометалл — тонкий полимерный слой с цинковыми частицами. Способ также считает компромиссным. Полноценная оцинковка бывает двух видов: гальваническая и горячая. В первом случае растворённые в электролите ионы цинка под действием электрического поля перетекают на отрицательно заряженную стальную деталь, образуя ровный (по толщине) слой. При горячем цинковании металл покрывают расплавленным цинком, и этот способ считается самым надёжным, но энергозатратным и дорогим.

Тонкостей в процессе цинкования много, и у всех компаний своя философия. Скажем, АВТОВАЗ одно время покрывал цинком несущие структуры, тогда как наружные панели прекрасно цвели, создавая «Ладам» бурый имидж. Иномарщики наоборот предпочитали цинковать более уязвимые наружные панели. Важен и порядок операций. Оцинковать можно стальной лист, а потом отштамповать из него детали и сварить их вместе, но места сварки будут уязвимы из-за разрушения слоя цинка (их иногда защищают отдельно). А можно сначала сварить кузов и опустить его в ванну для гальванической или горячей оцинковки целиком: такую обычно и называют полной.

Как цинкуют «китайцев»

Очень по-разному. Упомянутый «Москвич-3» (то есть JAC JS4) не оцинкован в принципе, поэтому интересно посмотреть, зацветут ли со временем сколы на дверях машины Алексея.

Важная ремарка: в эти дни автозавод «Москвич» переходит с отвёрточной сборки на мелкоузловую со сваркой и окраской кузовов. Как это скажется на оцинковке неясно: отштампованные детали в любом случае приходят от поставщиков JAC. Но в будущем, возможно, технологию изменят

Отсутствие защитных покрытий характерно почти для всех бюджетных «китайцев». Например, у Kaiyi E5 оцинкованы только двери, а BAIC X35 и U5 Plus не оцинкованы вообще. Уточним, что в России они стоят 2+ млн рублей, что не выглядит бюджетно, но в Китае примерно вдвое дешевле и относятся к классу лоукостеров. Стоит ли удивляться, что цинка нет, например, в Changan Alsvin, самой доступной иномарке в современной России? Но куда более дорогой Changan Uni-K имеет уже оцинковку внешних панелей кроме крыши, внутренней части пятой двери и подпола багажника.

BAIC X35 — ещё один бюджетный «китаец» без полноценной оцинковки кузова, что отчасти компенсирует относительно толстый слой лакокрасочного покрытия

Но марки, представленные в России уже много лет, уделяют этому вопросу внимание. Например, тульские Haval Jolion и F7 имеют гальваническую оцинковку основных кузовных панелей, кроме крыши, причём места сварки дополнительно обрабатывают цинковыми составами. У Haval F7x оцинкована и крыша.

Haval F7 имеют оцинковку внешних панелей кузова, кроме крыши

У Chery Tiggo 7 Pro оцинкованы основные панели, кроме крыши и пятой двери. У городского кроссовера Tiggo 4 Pro не оцинкован капот, передние крылья, крыша, внутренние поверхности дверей и пятая дверь. А вот относительно новая Omoda C5 оцинкована неплохо: нет покрытия на крыше и внутренних верхних частях дверей, а также в подполе багажника, но внешние панели в основном защищены.

У Omoda C5 оцинкована большая часть внешних панелей

У Geely Coolray первого поколения (белорусской сборки) и Belgee X50 нет оцинковки на капоте, крыше, проеме и подполе багажника, но у рестайлинговой версии Coolray из КНР капот оцинкован. У Geely Monjaro неплохо оцинкованы внешние панели и часть внутренних (скажем, подкапотное пространство), но крышка багажника и его подпол — лишь частично.

Geely Monjaro делит с Volvo XC40 платформу CMA, но если швед имеет полную оцинковку горячим методом, то «Монджаро» — только частичную гальваническую

Кстати, а как дела у продукции АВТОВАЗа? Седан Lada Vesta, который по цене сопоставим с иными «китайцами», имеет оцинковку почти всех внешних кузовных панелей, кроме крыши, а универсал имеет цинк даже на ней. У Lada Granta, по данным самого АВТОВАЗа, защищены треть деталей кузова (по массе), при этом 75% оцинковки сделано горячим методом с двухсторонним покрытием.

Как узнать, оцинкован ли кузов

Ситуация весьма неоднородна, а информации от самих производителей о типах и полноте оцинковки мало. Поэтому большая часть таких сведений получается за счёт непосредственного измерения: многие приборы-толщиномеры имеют датчик цинка. Он не измеряет толщину цинкового слоя, но показывает его наличие. Если прибора нет, можете набрать в поисковике название интересующей модели плюс слово «оцинковка», и почти наверняка первая же ссылка выведет вас на результаты измерений живых машин. Кстати, технологии могут меняться, поэтому одна и та же модель разных лет выпуска может иметь разную степень оцинковки.

Есть толщиномеры с датчиком цинка, которые определяют наличие соответствующего слоя на стальных деталях

В целом, китайские автомобили из «чёрного металла» встречаются, но в основном в бюджетном сегменте, который в России (увы) стоит в районе 2 млн рублей. Что касается старожилов рынка и среднеценовых моделей, то они, как правило, имеют частичную оцинковку. Чаще всего в исключения попадает крыша, внутренние полости багажника, капот и «изнанки» дверей. Это означает, что такие машины делают из предварительно оцинкованного листа. Полное цинкование с погружением в ванну, когда защитным слоем покрывается 100% открытых поверхностей, китайские марки в основном не используют. Полную оцинковку часто имели премиум-модели (Audi A6, BMW 5), но не только: например, кузов Citroen C4 цинковался гальваническим способом, а Ford Focus — горячим.

При похолодании увеличивается электрохимический потенциал воды, а зимой дополнительным фактором является соль на дорогах: её раствор химически более активный. В Китае условия мягче, поэтому оцинковке уделяют меньше внимания (фото Натальи Лапцевич)

И напоследок. Сам по себе факт оцинковки не является панацеей: влияет качество грунтования и окраски, толщина покрытий, наличие дополнительных антикоррозийных мер. Поэтому вопрос с коррозионной устойчивостью китайских автомобилей выпуска 2022-2023 года открыт. А что касается «китайцев» старой волны, то ржавели они на ура не только из-за отсутствия цинковых покрытий, но и низкого качества металла и покраски: вот, например, состояние первого Chery Tiggo после нескольких наших зим.

Ранее рассказывал о том, как китайские автомобили пережили морозы: например, подтекание масла наблюдалось не только у «Москвичей».

Добавить комментарий