Об узбекских Chevrolet, Бу Андерссоне и АВТОВАЗе: говорим с бывшим соратником Бу

Кроссовер Chevrolet Tracker стоит в Узбекистане от 218 млн сум или около 1,6 млн рублей. Столь же просят в России за минимальные Lada Vesta из тех, что можно купить в реальности. Но в арсенале Chevrolet есть модели вдвое дешевле

Пока АВТОВАЗ очухивается после ухода Renault, на территории СНГ появился новый лидер по объемам производства, глядя на который невольно думаешь: примерно так бы развивался наш АВТОВАЗ, если бы не санкции и всё остальное. Речь об узбекском UzAuto Motors, том самом, где когда-то выпускали популярную Daewoo Nexia, а сейчас делают широкую линейку Chevrolet разных поколений, включая новые. Завод больше не принадлежит GM, он национализирован, а у руля стоит Бу Андерссон — бывший президент АВТОВАЗа и группы ГАЗ, вероятно, самый успешный топ-менеджер постсоветского автопрома. Мы же пообщались с Алексеем Агуреевым, экспертом по индустриальным коммуникациям, который работал советником Бу Андерссона и на АВТОВАЗе, и на UzAuto Motors. Мы попросили сравнить положение двух заводов, их производительность, а ещё ответить на самый любопытный вопрос: увидим ли мы узбекские Chevrolet в России?

Chevrolet Onix — одноклассник Lada Vesta. В Узбекистане производится с 1,2-литровым мотором, который в атмосферном варианте выдает 90 л.с., в турбоверсии — 132 л.с. Стоимость начинается от 177 млн сум (1,3 млн рублей). Версия с турбомотором и автоматом стоит около 1,5 млн рублей

Вообще авторынок Узбекистана в последние годы пухнет как на дрожжах: в 2023 году после очередного скачка он вырос до 452 тысяч машин. Это примерно вдвое ниже российских показателей, однако население Узбекистана в четыре раза меньше, чем в РФ. То есть в удельных цифрах спрос на автомобили в Узбекистане такой же, как в лучшие годы российского авторынка. Локомотивом это процесса являются как раз автомобили Chevrolet с долей рынка аж 82%. Семь наиболее популярных моделей в Узбекистане — естественно Chevrolet, причём на первом месте возрастной микровэнчик Damas, за которым идёт также устаревающие Cobalt и Lacetti. Но вот дальше две новых модели, Tracker и Onix, которые запускали уже при Бу Андерссоне. А уж совсем поразительно, что Узбекистан стал для Chevrolet вторым (после родных США) рынком, обогнав по объемам продаж и Китай, и Бразилию. На полях замечу, что в Узбекистане ещё и электромобильный бум.

Бу Андерссон (на фото справа) — вероятно, самый успешный топ-менеджер постсоветского автопрома

Кто такой Бу Андерссон? Швед по национальности, он имеет два образования — военное и управленческое. Карьеру в автопроме начинал в Saab, который в тот момент принадлежал General Motors, а с середины 1990-х годов перешёл в основной концерн, отвечая за закупки компонентов. В GM Бу Андерссон запомнился как жёсткий управленец с высокой дисциплиной, поэтому когда в 2009 году швед возглавил группу ГАЗ, было немало тревог по поводу его методов работы. Но Бу Андерссон хорошо проявил себя в качестве руководителя группы, а в 2013 году возглавил АВТОВАЗ, основным проектом которого в тот момент был запуск Lada Vesta. Бу Андерссон изменил многие подходы АВТОВАЗа, начав с внешнего вида туалетов, а через два года поразил многих, выдержав сроки запуска Lada Vesta с точностью до дня. При нём же была запущена Lada XRAY. Однако концерн Renault, которому принадлежал АВТОВАЗ, видел главой предприятия своего человека, поэтому в 2016 году Бу Андерссон оставил пост. Несколько лет он работал на производителя проводки и электрических компонентов Yazaki, а с 2021 года возглавляет UzAuto Motors. При нём вовремя запущены две новые модели Chevrolet, Tracker и Onix, а продажи ощутимо выросли.

На просьбу провести параллели между двумя предприятиями Алексей Агуреев отвечает, что противопоставлять их, в целом, неверно, потому что история, стратегия развития и, главное, условия сильно отличаются. Но, если придерживаться упрощённого принципа «счёт на табло», то в последние два года перевес на стороне Узбекистана.

— В 2023 году российская компания произвела немногим более 374 тысяч машин, узбекская — чуть более 395 тысяч, — говорит Алексей Агуреев. — Таким образом, уже второй год подряд UzAuto Motors по объёмам производства является лидером не только среди стран Центральной Азии, но и среди стран СНГ: это данные агентства «Промрейтинг».

Chevrolet Damas — лидер узбекского авторынка. Микроавтобус длиной менее 3,5 метров спроектирован ещё в 1980-х компанией Suzuki и продавалась под названием Every (Carry), но в 90-х превратился сначала в Daewoo Damas, а потом в Chevrolet Damas. В Узбекистане его собирают с 2014 года. Цена начинается от 93 млн сум — это 688 тысяч рублей

Основной объем производства идёт на внутренний рынок Узбекистана — без малого 370 тысяч автомобилей. Остальное экспортируется, и главным внешним рынком является Казахстан. Что касается параллелей с АВТОВАЗом, Алексей Агуреев подчёркивает, что гордится работой на тольяттинском заводе и всегда резко выступает против той критики, что обрушивается на предприятие сегодня:

— Умничать «в интернетах» легко, а вы попробуйте сами что-нибудь сделать. Тем более проблемы, с которыми сейчас сталкивается АВТОВАЗ, пожалуй, посложнее тех препятствий, что приходилось преодолевать в 2014-16 годах. Скоро будет два года, как АВТОВАЗ живёт и работает в условиях санкций. По времени это совпало с мировым кризисом микрочипов и с разрывом логистических цепочек в мире, то есть с трудностями столкнулись все. Но тольяттинцы объективно оказались, наверное, в самой сложной ситуации среди всех автопроизводителей из-за поголовного ухода иностранных поставщиков.

4-миллионный автомобиль на узбекском заводе собрали в 2022 году. Им стал новый тогда Chevrolet Tracker: кроссовер, близкий по размерам к Hyundai Creta

При этом Алексей считает, что для АВТОВАЗа ни в коем случае ничего не потеряно, и работа в нынешних условиях как раз демонстрирует потенциал завода:

— У нас в своё время любили к месту и не к месту вспоминать о том, что китайский иероглиф, обозначающий понятие «кризис», также может обозначать и «возможность», — продолжает Алексей. — На мой взгляд, российский завод из-за ухода иностранцев реально получил возможность начать всё с чистого листа, найти правильных поставщиков деталей и автокомпонентов и грамотно выстроить с ними взаимоотношения. Ведь было изначально понятно, что производственных рекордов в условиях санкций в 2022 году добиться невозможно и нужно работать на будущее. И, судя по итогам 2023 года, руководство АВТОВАЗа очень грамотно воспользовалось предоставившимся шансом. Именно поэтому в прошлом году компания произвела 374 077 автомобилей, почти вдвое больше, чем в 2022-м. Этот показатель стал рекордным для бренда Lada за последние 10 лет.

В Узбекистане автомобили Chevrolet производят в режиме полного цикла: штамповка кузовных деталей, сварка, окраска, сборка, моторное производство… По такой схеме в России работали, например, Renault и Volkswagen

Что касается UzAuto Motors, в прошлом году он нарастил выпуска на 20% и останавливаться не намерен: план на 2024 году — 430 тысяч машин (+9%).

— Тольяттинцам приходится сейчас идти методом проб и ошибок, не только насыщать рынок, но и делать стратегический задел на будущее, а показатели UzAuto Motors — это результат многолетнего труда, продуманного подхода и правильной государственной политики в автомобильной отрасли. И, конечно же, результат грамотно сделанных инвестиций, — объясняет Алексей Агуреев. — Разумеется, санкции против АВТОВАЗа в определенной степени помогли узбекскому автопроизводителю стать лидером по объёму производства в странах СНГ. Но если бы этот путь не был бы начат 30 лет назад, если бы Узбекистан не развивал бы последовательно и непреклонно собственное производство машин, то даже в условиях санкций АВТОВАЗ спокойно сохранил бы за собой лидерство. Просто соревноваться было бы не с кем.

Chevrolet Cobalt изначально создавался для бразильского рынка и дважды приходил в Россию: в 2011 и 2020 годах. Особенного успеха он не снискал, но в Узбекистане — на втором месте по продажам. Цена начинается от 124 млн сум, то есть от 918 тысяч рублей

Алексей Агуреев рассказывает, что узбекское предприятие изначально ориентировалось на поддержку стратегического партнёра. Поначалу им стала корейская компания Daewoo, которую сменил концерн General Motors. Но в 2018 году американцы вышли из капитала предприятия, и оно стало полностью национальной компанией.

— Но это не привело к разрыву отношений с американцами: наоборот в альянсе UzAuto Motors и GM наступила новая фаза сотрудничества, возможно, более интенсивного, чем когда-либо прежде, — говорит Алексей Агуреев. — Именно благодаря ассоциации с GM несколько лет назад узбекская компания начала переход на современную агрегатную платформу GM GEM. В настоящее время UzAuto Motors на этой базе ведёт массовое промышленное производство двух популярных моделей — Chevrolet Tracker (кроссовер) и Chevrolet Onix (седан).

Один из этапов подготовки кузова Chevrolet к окраске

Алексей подчёркивает, что одним из ключей к успеху стало налаживание работы с поставщиками автокомпонентов и организация совместных производств на территории Узбекистана, в результате чего реальный уровень локализации достиг 70%. Этот рецепт использовал и российский автопром, но после ухода западных производителей отрасль откатилась на четверть века назад и сейчас, фактически, начинает всё по новой. В Узбекистане же производство Chevrolet развивается последовательно: машины делают в режиме полного цикла со штамповкой, сваркой и покраской кузовов, а также с полной сборкой автомобиля.

— Многие считают, что все детали приходят из-за рубежа, мол, не могут же двигатели производиться в Узбекистане, — продолжает Алексей Агуреев. — Конкретно двигатели производятся в Ташкенте на дочернем предприятии UzAuto Motors PowerTrain.

Поставка автомобилей Chevrolet в Россию, в теории, могла бы стать интересна обеим сторонам, но Алексей говорит, что вопрос сейчас носит не экономический, а политический характер. То есть пока не рассматривается.

От редакции добавим, что концерн General Motors был в числе первых автомобильных компаний, присоединившихся к санкциям. Ещё в 2015 году концерн отказался от российского производства, оставив завод в Петербурге, где собирали Chevrolet Cruze и Opel Astra. В 2022 году он также одним из первых заявил о полном сворачивании продаж в России. До изменения политической обстановки поставки Chevrolet в Россию маловероятны.

Chevrolet Onix, как и Tracker, построены на глобальной платформе GM GEM. В России седан мог бы стать альтернативой Lada Vesta и Hyundai Solaris, но с учётом пошлин и прочих ограничений шансов на это мало

В принципе, Chevrolet узбекской сборки можно везти из Казахстана, но проблема в цене. Узбекистан не входит в ЕАЭС, поэтому придётся проходить полную таможенную очистку. Например, Chevrolet Onix стоит от 177 млн сумов (1,3 млн рублей), к которым нужно добавить в районе 640 тысяч таможенных сборов и стоимость доставки — и это в случае, если везёте для себя. При перепродаже сборы возрастут ещё на 300 тысяч, в общем, даже базовый Onix получится не дешевле лучше оснащённых китайских седанов вроде Geely Emgrand или Omoda S5. А вот если убрать таможенные барьеры, узбекские Chevrolet станут опасным соперникам для АВТОВАЗа. И именно поэтому барьеры не уберут.

Ранее Алексей Агуреев рассказывал о работе с Бу Андерссоном на АВТОВАЗе, где его прозвали Борис Иваныч. Ну, и мои впечатления о нём.

Добавить комментарий