Серый импорт заставят доплатить. Изучаю постановление правительства

Обходные схемы ввоза автомобилей станут невыгодны с 1 апреля 2024 года: разницу попросят компенсировать при оплате утильсбора

Правительство РФ опубликовало постановление, которое вносит ясность в схему ввоза автомобилей через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС): все попытки сэкономить на растаможке будут пресекаться с 1 апреля 2024 года. По оценкам, стоимость некоторых моделей вырастет на 2-5 млн рублей. Доплатить разницу скорее всего попросят и тех, кто уже поставил машину на учёт, если она была растаможена с помощью тех или иных уловок.

Постановление правительства РФ №1291 от 13 февраля 2024 года меняет правила взымания утилизационного сбора. Самое главное — это новая формула для расчёта утилизационного сбора машин, которые ввозятся через страны ЕАЭС. К обычному утильсбору будут приплюсовывать ещё три слагаемых. Одно из них учитывает разность между пошлинами (фактической и официальной), следующее — разницу в НДС, последнее — разницу в акцизе. При расчёте разницы в пошлинах учитываются не только отличающиеся ставки стран ЕАЭС, но и занижение декларативной стоимости автомобиля.

Доплата 2 млн и больше

На практике это означает следующее: допустим, вы ввозите Zeekr 001. Пусть речь о средней комплектации ME, стоимость которой в Китае составляет порядка $44 тысяч (4 млн рублей). По российским правилам совокупный таможенный платёж в этом случае должен быть 2,65 млн рублей, из которых:

  • 1,1 млн — НДС,
  • 904 тысячи — акциз,
  • 603 тысячи — таможенная пошлина,
  • 12 тысяч — оформление,
  • утильсбор, который для юрлиц составляет 32 тысячи, для физлиц — 3,4 тысячи.

При растаможке электромобилей в Киргизии нет НДС, акциза и ещё ряда платежей, пошлина составляет 15% (в России для электромобилей она такая же). Всё в сумме позволяет сэкономить минимум 2 млн рублей, а если занизить декларативную стоимость электромобиля — то и больше. Теперь всю набежавшую разницу просто добавят к утилизационному сбору при его оплате в России.

За счёт «киргизской схемы» стоимость Zeekr 001 в прошлом году просела до 5,5-6 млн рублей, но после запрета серого импорта вырастет примерно на 2 млн, то есть окажется примерно вдвое выше китайской

Почему разницу взимают утильсбором?

Автоюрист Лев Воропаев поясняет, что это сделано для упрощения расчётов:

— Формула хоть и касается вычисления утильсбора, учитывает разницу других компонентов совокупного таможенного платежа, — поясняет он. — В правительстве не стали усложнять процедуру взымания доплат и просто включили всё в утилизационный сбор, чтобы таможенным и налоговым органам было проще контролировать правильность всех оплат. С 1 апреля всё, что человек сэкономил при ввозе через Киргизию или Казахстан, попросят компенсировать за счёт увеличенного утилизационного сбора.

— Имеет ли закон обратную силу? То есть могут ли распространить подобную схему на тех, кто уже поставил машину на учёт в России?

— Само постановление правительства не имеет обратной силы и начнёт действовать только с 1 апреля. Однако Федеральная таможенная служба уже анонсировала, что будет работать с автовладельцами, которые не доплатили те или иные сборы. Препятствий к этому нет и сейчас. Новое постановление правительство, скорее, подтверждает твёрдость намерений, и я думаю, что в течение следующего года-двух мы увидим систематическое взыскание разницы в пошлинах и других сборов через суды.

Chery Tiggo 7 Pro Max в Китае стоит от 100 тысяч юаней, то есть в районе 1,284 млн рублей. При частном ввозе в Россию общие платежи составляют 622 тысячи рублей. При растаможке по киргизской схеме — 613 тысяч. Кроссовер мог бы стоить в России в районе 2 млн рублей, но по факту его дилерская цена составляет 2,82 млн до 3,57 млн рублей. Но юрлица при ввозе в Россию платят 897 тысяч совокупных таможенных платежей, плюс есть расходы на доставку и маржа дилера

Второй пункт постановления правительства обязывает импортёра предоставлять декларацию на ввозимый электромобиль или последовательный гибрид (у таких машин колёса приводят только электромоторами). Лев Воропаев разъясняет, зачем нужно это нововведение:

— Видимо, электромобили часто ввозят через страны, где действуют ослабленные таможенные режимы для данного типа машин, в связи с чем таможенная декларация оформляется не всегда. Сейчас она становится обязательным документом для оплаты утилизационного сбора на электромобили.

«Полностью уничтожит альтернативу дилерам»

Руководитель проекта Black Rock Premium Cars & Club Дмитрий Еременко объясняет, как будет действовать новая схема:

— В момент, когда владелец автомобиля регистрирует автомобиль, чтобы перевести его ПТС в статус действующего, он должен заплатить, условно, 3400 рублей утилизационного сбора, но теперь к этой сумме добавят разницу таможенных пошлин, НДС, акцизов. А для новых бензиновых автомобилей таможенная пошлина в России составляет 48%.

Импорт европейского премиума сохранится, но будет дороже

По оценкам специалиста стоимость автомобилей, ввезённых параллельным импортом, возрастёт на 25-30%.

— Я очень грубо прикидывал, что BMW X5 30d Pro будет стоить в районе 17 млн рублей, тогда как сейчас такие машины продают за 13-14 млн рублей, — поясняет Дмитрий Еременко.

— А насколько это драматично для рынка «параллельных» машин?

— Это полностью уничтожит альтернативу официальным дилерам, которые торгуют китайскими автомобилями, потому что разница в цене исчезнет. Если говорить о европейском премиум-сегменте, BMW, Porsche и так далее, то спрос всё равно сохранится, просто цена будет ещё выше и аудитория уже. Думаю, что больше премиальных машин будет покупаться через юридических лиц, имеющих возможность оформить сделку через лизинг, потому что в этом случае есть возможность зачесть НДС, что существенно снижает фактическую стоимость автомобиля. Но и ввозить тогда нужно на юрлицо, что сократит число продавцов на рынке.

Представитель другой компании, которая занимается параллельным импортом, в ответ на наш запрос был лаконичен: «Цены сейчас улетят в стратосферу».

Забирают то, что сэкономили

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин определил нововведение фразой «Киргизской схеме ввоза конец».

— Национальный автомобильный союз давно (полтора года точно) предупреждает россиян, что Правительство РФ недовольно существованием лазейки в виде стран ЕАЭС, позволяющей обходить российскую таможню и занижать таможенные пошлины на авто, и найдёт способы собрать то, что «сэкономили», — считает он. — Что лазейке конец, было понятно с конца прошлого года. Мишустин предложил ЕАЭС до 1 апреля начать передавать все основные данные о растаможке российским таможенникам. Это решение ещё не принято, предложение очень не нравится нашим партнёрам по ЕАЭС, перекрывает им огромные денежные потоки. Сейчас вышло постановление Правительства, закрывающее канал. Кратко: все, что было «сэкономлено» за счёт растаможки в Киргизии, будет начислено в Российской Федерации через утилизационный сбор. И НДС, и акциз, и пошлина. Ну, и сам утиль, конечно.

Официальные дилеры получают картбланш: конкуренция со стороны параллельного импорта снизится

Антон Шапарин отмечает, что возможен и вариант с доначислением платежей тем, кто уже эксплуатирует такой автомобиль в России:

— Что-то подсказывает, что и такой вариант развития событий возможен летом 2024 года, — говорит он.

Он подчёркивает, что нововедения приведут к большому росту цен и обеднению ассортимента:

— Будет исчезновение целого ряда экзотических «китайцев» из российской продажи: они были интересны к ввозу только потому, что цена в РФ отказывалась приятной для потребителя.

Тяготы параллельного импорта

О планах России прикрыть «киргизские схемы» ввоза стало известно после заседания межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате в начале февраля. В частности, Россия инициировала разработку единой схемы контроля автомобилей, которые ввозятся через ЕАЭС. Странам-участникам Союза предложили принять меры, чтобы исключить переток в Россию автомобилей, которые растаможены по льготным правилам.

Кроме того власти борются с автомобилями, которые проходят «заочную сертификацию» (без предоставления машины в аккредитованную лабораторию). А новых правилах оплаты утилизационного сбора есть ремарка, которая позволяет властям собрать с владельцев «параллельных» машин дополнительный утильсбор, если они не поставят их на учёт в течение двух лет в одной из стран ЕАЭС, кроме России.

В августе удар по параллельному импорту нанес рост утилизационных сборов и надбавка за частный ввоз более одного автомобиля в год.

Добавить комментарий