В конце октября вступило в силу постановление правительства РФ, которое вносит очередные изменения в правила параллельного импорта автомобилей. С одной стороны, правилам добавили прозрачности, например, у покупателей иномарки появляется возможность проверить автомобиль, чтобы затем не попасть на уплату повышенного утильсбора в будущем. С другой, новые правила довольно коварны, например, они возглагают обязанность платить увеличенный утильсбор не перекупщика, а его клиента (о чём тот может не подозревать). А главное, правительство сделало заготовку на будущее, позволяющую через два года обложить дополнительным сбором владельцев машин, ввезённых частниками через Казахстан, Киргизию и Армению. Похоже, нас ждёт очередной раунд эпопеи про «армянские номера», только под новым соусом. Мы попросили автоюриста Льва Воропаева прокомментировать нюансы новых правил ввоза иномарок.
Сборы подскочили в сотни раз
Ещё в августе правительство резко увеличило утилизационный сбор для импортируемых автомобилей (российские производители тоже платят его, но затем получают компенсации). Сбор был увеличен хитро: для частных лиц оставили символические тарифы 3,4-5,2 тысячи рублей, а для юрлиц, которые и так платили по высоким ставкам, нарастили их ещё сильнее. А главное, приравняли частников-перекупщиков к юрлицам. То есть, если автомобиль ввозится физлицом для продажи, утильсбор платится по ставкам для юрлиц. Разница колоссальная: например, при импорте 2,5-литровой подержанной Toyota Avalon из Китая физлицо платит 5200 рублей, юрлицо — 1,279 миллиона рублей. Всего же с учётом таможенных пошлин и прочих платежей импортёр оставляет на таможне 2,6 млн рублей. Стоит ли удивляться, что в России за подобные машины просят по 5 млн рублей и больше?
Лев Воропаев рассказывает, что октябрьское постановление правительства не меняет схемы принципиально, но вносит ряд уточнений. Так, например, из предыдущих редакций постановления не было понятно, может ли человек воспользоваться льготным тарифом единожды в жизни либо один раз в год. В новой редакции это проясняется: личным пользованием считается ситуация, когда автомобиль зарегистрирован на плательщика утильсбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. То есть можно возить по одной машине в год, оплачивая сниженный утильсбор в размере 3,4 тысячи (новые машины) или 5,2 тысячи (старше 3 лет).
Низкие ставки утильсбора не применяются для второго и последующего автомобиля, ввезённого частником в течение года. Полная ставка действует и для автомобилей с объемом двигателя более 3 литров.
Увеличенный сбор заплатит покупатель
Очень важный нюанс: в случае перепродажи менее чем через год машины, ввезённой для личного пользования, оплатить разницу в утилизационных сборах должен покупатель. Лев Воропаев подчёркивает, что хотя подход кажется неочевидным, он закреплён в федеральном законе. Поскольку эта разница может превышать миллион рублей, вопрос является совсем не праздным, а значит, при покупке «параллельной» иномарки у частника нужно проверять даты ввоза и размеры уплаченного утильсбора. И тут есть хорошая новость:
— С конца октября появляется новая графа в электронном ПТС, в которой отмечается, что автомобиль ввезён для личного использования, — поясняет Лев Воропаев. — Это позволяет потенциальному покупателю запросить выписку ЭПТС и убедиться, как именно автомобиль был импортирован.
Если вы покупаете машину с такой отметкой в ЭПТС у частника в течение года после оформления таможенного приходного ордера, необходимо доплатить разницу между утильсбором для «физиков» и «юриков».
«Ставят заградительные тарифы»
Лев Воропаев отмечает, что последние изменения процедуры направлены прежде всего на борьбу с серыми схемами импорта как таковыми.
А лазейки пока остаются. После отказа Грузии от роли транзитного хаба для «параллельных» автомобилей, основной поток идёт через Киргизию, Армению и Казахстан. Хотя эти страны входят в Единое таможенное пространство ЕАЭС и на них территории действует единый таможенный тариф (ЕТТ), есть у них и льготные схемы растаможки, предназначенные сугубо для внутреннего пользования. Формально вывозить такую машину из страны нельзя, но этот процесс почти не контролируется, а разница в поборах велика. На примере Mitsubishi Montero Sport мы показывали, что по казахским правилам пошлина составляет 2,88 млн тенге или 571 тысяч рублей (по текущему курсу). По единому таможенному тарифу ЕАЭС нужно отдать 16 489 евро или 1,610 млн рублей. Разницу в 1,039 млн рублей, в теории, нужно доплачивать при ввозе в Россию, но пока за этим не следят.
Лев Воропаев говорит, что власти пытаются упорядочить ситуацию, например, расширяется список документов при ввозе автомобиля, что позволит выявлять автомобили, ввезённые по сниженным тарифам. При этом в августовском постановлении правительства есть малозаметная на первый взгляд сноска №6, сформулированная к тому же крайне путано. А суть её в следующем:
— Примечание касается автомобилей, которые ввезены в Россию для личного пользования из стран ЕАЭС, — поясняет Лев Воропаев. — Если в течение двух лет такой автомобиль не встанет на учёт в одной из стран ЕАЭС, кроме России, то его владельцу необходимо будет оплатить утилизационный сбор по высокому тарифу для юрлиц. То есть, фактически, государство устанавливает заградительные пошлины, но в виде утилизационных сборов. Оно говорит: если не хотите платить, то вывозите машину и регистрируйте в Киргизии или Армении, и пусть там разбираются с этим, условно, автохламом. Если же хотите использовать в России, то платите полный утильсбор, который формально является формой компенсации экологического вреда.
Эксперт поясняет, что пока эта формулировка не вызвала большого ажиотажа и никто не пытался её оспорить, поэтому нет и официальных разъяснений. Как она будет работать на практике через два года, не очень ясно. Скорее всего, владельцам «параллельных» машин, ввезённых после 1 августа 2023 года по сниженным ставкам через ЕАЭС, предложат заплатить увеличенный утильсбор. Для автомобилей с объемом двигателя 1-2 литра он составит 300,6 тысяч рублей (новые) и 528,8 тысячи (подержанные). Для двигателей объемом 2-3 литра величины достигают 844,8 тысячи и 1,279 млн соответственно. А максимальная ставка действует для б/у автомобилей с моторами более 4 литров — 1,624 млн рублей.
Что в итоге?
Параллельный импорт не запрещают, скорее, государство душит теневые схемы ввоза автомобилей по сниженным тарифам. Правительство борется с частниками-перекупщиками, и на этом фоне более безопасной выглядит покупка автомобиля, импортированного юрлицом с оплатой полных утилизационных сборов. Даже если ввезти машину самостоятельно или купить её у хозяина, который владел ею более года после ввоза, остаются риски, что два года спустя придётся оплачивать дополнительный утильсбор.
Похожая ситуация уже возникала с автомобилями, которые ввозили через Армению. Там одно время действовали сниженные таможенные пошлины. В 2020 году начались облавы на автомобили с армянскими номерами, владельцам которых предлагали доплатить разницу в пошлинах, составлявшую зачастую сотни тысяч рублей. Не исключено, что подобный же чёс со временем начнётся и в отношении параллельного импорта.
Стоило один раз засветить своего кросавчега и всё, теперь из интернета он не уйдёт:)
По сути, моя машина абсолютно белая и чистая со всех сторон, не представляю что должно произойти, чтобы принудить меня к чему-то.
Выписку ЭПТС получал вчера, никаких новых отметок не появилось. Правда, она у меня приобретена в январе 2023.
В твоем случае каких то проблем быть не должно, это больше касается тех, кто после 1 августа на частника ввозит. И опять про сниженные казахские пошлины пока речи нет, их, по идее, Казахстан должен требовать, а точнее, он не должен был выпускать такую машину. Ps у тебя же номера другие? А то могу затереть