Mitsubishi из ОАЭ: пошлины, риски и «тёплые опции»

Этот Mitsubishi Montero Sport ввезён из Объединённых Арабских Эмиратов через Казахстан

До кризиса 2022 года Андрей планировал купить Skoda Octavia, которая уже тогда попадала в разряде дефицита, а потом и вовсе ушла из России: сборка в Нижнем Новгороде остановлена прошлой весной. Оставшиеся экземпляры продают сейчас за 4-5 млн рублей, и Андрей прикинул, что выгоднее привезти из Эмиратов более матёрый автомобиль — новый внедорожник. С помощью специалистов-посредников он импортировал семиместный Mitsubishi Pajero Sport (в Эмиратах он называется Montero Sport), и помог нам разобраться, как формируется цена, есть ли у него подогревы и какие существуют подводные камни (а их оказалось немало).

Инфографика Семена Казьмина

Поскольку импорт машин из Эмиратов востребован, вокруг этого бизнеса наросло много схем. Андрей, например, столкнулся с тем, что под видом топовой комплектации продают одну из базовых, а недостающее оборудование подменяют продукцией дешёвых китайских фирм (скажем, сенсорные экраны) или даже ставят заглушки. При этом в Россию выгоднее везти именно дорогие версии, так что важно изучить, как они выглядят, чтобы не подсунули более дешёвую.

Mitsubishi Montero (Pajero) Sport — рамный внедорожник длиной более 4,8 метра с фирменной системой полного привода Super Select

Тонкости оформления

Автомобили из Эмиратов едут в основном через Казахстан и оформляются на физических лиц. Поэтому, говорит Андрей, если импортировать машину самостоятельно, лучше привлекать в Казахстане или родственников, или других надёжных людей. И дело не только в рисках прямого мошенничества, но и в нюансах оформления. Например, казахские перекупщики нередко предлагают автомобили без СБКТС (сертификата безопасности колёсного транспортного средства) или с документом, сделанным по сомнительным схемам. Уже после ввоза такой машины в Россию новый владелец сталкивается с проблемами при получении СБКТС и/или техпаспорта (ЭПТС).

Подлинность казахского СБКТС можно проверить по базе данных, российского — на портале Росстандарта. Например, конкретно этот автомобиль был сертифицирован в испытательном Центре Мангистауского филиала АО «НаЦЭкС», и этот сертификат был принят при постановке на учёт. При наличии у машины ЭПТС проверить его можно на портале системы «Электронный паспорт» (выписка платная).

Что такое СБКТС. Это сертификат безопасности колёсного транспортного средства, который необходим при первичном ввозе автомобиля в Евразийский таможенный союз (в него входят и Россия, и Казахстан). Он подтверждает, что автомобиль соответствует техническому регламенту безопасности Евразийского таможенного союза. СБКТС выдают аккредитованные испытательные лаборатории, и помимо документов нужно предъявлять сам автомобиль. Без СБКТС невозможно получить ЭПТС и поставить машину на учёт. Для крупных партий автомобилей используется другая форма сертификации через ОТТС (одобрение типа транспортного средства), но его получают импортёры или производители. К частному ввозу такая схема не относится.

Стоимость оформления СБКТС составила в районе 30 тысяч рублей, ЭПТС — столько же. Кстати, в ряде регионов сталкиваются с проблемами при оформлении СБКТС, например, недавно лицензию на подобную деятельность отозвали у единственной лаборатории в Новосибирске, из-за чего жителям приходится ездить в Казань или Владивосток.

При регистрации машины в ГИБДД Андрею велели ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС, хотя формально такую необходимость временно отменили (до 1 февраля 2023 года). Андрей говорит, что сам терминал ЭРА-ГЛОНАСС стоит 20-50 тысяч рублей, ещё 5 тысяч рублей установка, но работы выполнены тяп-ляп, поэтому Андрей планирует демонтировать устройство.

Сильная сторона автомобиля — проходимость. У этого Mitsubishi 3-литровый бензиновый мотор (209 л.с.), восьмиступенчатый автомат и полный привод Super Select

Сколько стоит растаможка

В Таможенном союзе ЕАЭС действует единая система ставок, но есть важный нюанс: для автомобилей, которые используются только на территории Казахстана, введены сниженные ставки (стандарты ВТО), однако при ввозе таких машин в Россию необходимо доплатить разницу между казахской и единой для союза пошлиной (ЕТТ — единый таможенный тариф). Велика ли разница? Да, она может быть очень большой, и в данном случае составила 821 тысячу рублей. Вот как получилась эта сумма.

В Казахстане Mitsubishi имел таможенную стоимость $21 тысячу. Кстати, одно время процветала схема занижения декларируемой цены, но, по словам источников в отрасли, сейчас казахская таможня по умолчанию ставит стоимость как минимум в $20 тысяч, что в любом случае ниже покупной цены, но всё же не в десятки раз.

Итак, $21 тысяча — это 9,92 млн тенге по курсу на день операции, к которым по казахским тарифам приплюсовали 15% пошлины, а потом к общей сумме добавили 12% НДС и ещё 20 тысяч тенге за оформление.  Итого таможенные сборы составили 2,88 миллиона тенге, или 440 тысяч рублей. Но это — казахская пошлина «для внутреннего пользования». Ввозить такие машины без доплаты запрещено, о чем прямо говорится в разъяснении таможенной службы Казахстана.

Единая пошлина таможенного союза гораздо выше: для автомобилей до 3 лет она составляет 48% таможенной стоимости, но менее 5,5 евро за кубический сантиметр объема двигателя. При объёме 2998 куб. см для этого Mitsubishi выходит 16 489 евро или 1,253 млн рублей. Соответственно, разницу в 800 с лишним тысяч необходимо доплачивать до вывоза машины из Казахстана. Но, по моей информации, в России поступают машины, растаможенные по сниженным казахским тарифам, и почему так происходит, никто точно не знает: возможно, таможня пока закрывает глаза. Тут вспоминается история с автомобилями на армянских номерах, которые одно время везли в Россию как бы беспошлинно, а через несколько лет ГИБДД занялась их отловом.

НДС в России при ввозе частным лицом не взимается, но есть плата за таможенное оформление 8,5 тысячи рублей и утилизационный сбор 3,4 тысячи.

Это Montero Sport в максимальной комплектации

В сумме Mitsubishi Montero (Pajero) Sport в топовой комплектации обошёлся в $68,9 тысяч, что по нынешнему курсу равно 4,86 млн рублей. Для Андрея он получился дешевле, потому что часть расходов оплачивалась по более выгодным курсам. Оставшиеся в России Pajero Sport калужской сборки в богатых версиях стоят порядка 6-7 млн рублей, так что сэкономить на ввозе из Эмиратов удаётся 1-1,5 млн рублей. Точные цифры назвать сложно, потому что стихийность сделок делает цену очень волатильной: меняются курсы валют, используются разные схемы растаможки.

Версии для арабских стран лишены части опций, например, подогрева зеркал. Но критичной недостачи нет

Приспособлены ли Mitsubishi из ОАЭ для России?

Mitsubishi Montero (Pajero) Sport сделан на базе пикапа L200, а один из главных производителей пикапов в мире является Таиланд, где и был произведён данный экземпляр до ввоза в ОАЭ. Обе страны отличаются жарким климатом, поэтому, например, Андрей сразу заменил охлаждающую жидкость с полной промывкой систем. В остальном никакой адаптации для России не потребовалось.

У автомобиля есть полноценно работающая «печка», правда, она лишена воздуховодов ко второму ряду сидений, которые Андрей докупил отдельно. Подогрев сидений есть на переднем ряду, что касается заднего, то зачастую в Montero Sport из арабских стран есть и проводка, и обогревающие маты, но нет кнопок их активации, так что при желании поставить обогрев второго ряда можно без особых затрат. Подогрев есть у заднего стекла, но его лишены зеркала, лобовое стекло и руль. Аккумулятор у бензиновой версии один, у дизельных внедорожников — два.

Калужские Pajero Sport шли исключительно с пятиместным салоном, данный же экземпляр — семиместный, и для Андрея это был один из важных критериев при выборе.

Есть третий ряд сидений. В Россию такие версии не поставлялись

Комплектация у автомобиля максимальная, например, есть мультимедийная система, круговой обзор, многочисленные электронные помощники: система автоторможения, активный круиз-контроль, АБС, система стабилизации.

Российские дилеры Mitsubishi не поддерживают гарантию на автомобили, ввезённые параллельным импортом. Андрей говорит, что с удовольствием заплатил бы, условно, 100 тысяч рублей, чтобы получить трёхлетнюю поддержку производителя. Зато ему удалось застраховать автомобиль по каско всего за 55 тысяч рублей: оказалось, что Montero Sport, в отличие от Pajero Sport, оцениваются как менее рискованные.

Автомобиль не только довольно длинный (4785 мм), но и очень высокий, а с боксом на крыше вообще великан. Длина колёсной базы 2,8 метра, просвет — 218 мм

Что такое Mitsubishi Montero (Pajero) Sport

В отличие от классического Pajero, версия с добавкой Sport имеет совершенно другую концепцию и построена на агрегатах пикапа L200. Но есть и отличия, например, задняя подвеска у Pajero Sport пружинная, у пикапа — рессорная. Как и старший брат Pajero автомобиль получил трансмиссию Super Select: ездить можно на заднем приводе или на полном с блокируемым межосевым дифференциалом. Есть также понижающая передача, а задний межколёсный дифференциал можно заблокировать. У всех конкурентов Pajero Sport (например, Toyota Fortuner) используется более простая система привода Part Time, когда передние колёса включаются жёстко, без дифференциала. Ездить с таким полным приводом по твёрдым покрытиям нежелательно, в отличие от схемы Super Select.

Это дорестайлинговая версия. В Калуге автомобиль собирают с 2017 года

Трёхлитровый шестицилиндровый двигатель развивает 209 л.с., но также есть версия с 2,4-литровым дизелем (181 л.с.), хотя в Эмиратах её найти сложнее: там в принципе дизели не очень популярны. Автомат — восьмиступенчатый. Генетика пикапа заметна в багажном отсеке, куда по линию окон при пятиместном салоне можно уложить 673 литра. Со сложенными сиденьями автомобиль превращается почти в фургон.

Сиденья двух задних рядов можно сложить

До 2017 года Mitsubishi Pajero Sport везли в Россию из Таиланда, после чего производство внедорожника наладили в Калуге на одном заводе с Peugeot и Citroen. В 2021 году была освоена рестайлинговая версия, как на фото. С весны 2022 году завод в Калуге поставлен на паузу, а по информации дилеров, машина быстро попала в разряд дефицита.

Андрей говорит, что присматривался и к китайским автомобиля, например, в бюджет укладывался Haval Dargo или H9, но он предпочёл более известную модель, пусть и без заводской гарантии.

Это один из самых проходимых автомобилей на рынке

Ранее я рассказывал, во что обойдётся BMW X3 из Германии, но схема получается многозвенной. Зато сравнительно легко купить другого «немца»: крупные холдинги везут Volkswagen для китайского рынка.

Omoda C5. На смену «корейцам»

5 Comments

      1. Изучил я тут принцип работы дифференциала торсен. Короче устройство гениальное, это понятно. Я одно понять не могу, как же они придумывают всё это? Вот смотришь, вроде очевидно всё и просто, но попробуй придумай что-то подобное по эффективности…

      2. Поздравляем Андрея с приобретением. Каско прям копейки.

        Не в тему, но пока по всем миру везут китайские электромобили. В Австралию повезут гибридный тойота ланд крузер 70 )))

      3. В технических вузах целые курсы читают по деталям машин и теории машин и механизмов (ТММ), где как раз такие штуковины изучаются. Люди массу всего необычного в этой области изобрели, и червячные передачи (самоблокирующиеся), и гипоидные, планетарные и т.п. Ну, и дифференциалов немало, с эффектом самоблока в том числе. Это не так сложно, если знать теорию, хотя она требует хороших познаний в математике и трёхмерного мышления, потому что векторы сил там располагаются в пространстве чёрти как ))

Добавить комментарий