Авторынок вышел из кризиса. Продажи вернулись к уровню «до СВО»

В феврале 2024 года в России продано 104 тысячи автомобилей, сообщает агентство «Автостат». Это на 85% выше значений февраля 2023 года, но ещё важнее, что на 5% перекрыт уровень двухлетней давности — последнего месяца перед масштабным спадом после начала СВО. Подобное произошло впервые за два года, например, ещё в январе 2024 года продажи уступали прошлогоднему уровню 7%. Это позволяет с осторожностью предположить, что российский авторынок вернулся к докризисным показателям.

Продажи восстанавливались весь прошлый год, по итогам которого было продано чуть более 1 млн новых легковых машин, что примерно в полтора раза ниже допадемийного уровня. Начиная со второй половины 2023 года ежемесячные продажи автомобилей превышали уровень 100 тысяч машин, и февраль этого года не стал исключением. С учётом сезонности, можно ожидать и дальнейшего роста продаж в количественном выражении: марта и апрель традиционно считаются наилучшими месяцами для авторынка.

Оживление происходит на фоне снижения цен, хотя явление не носит характера устойчивой тенденции: скидки предлагаются на автомобили прошлого года. К декабрю произошло затоваривание складов, что повысило сговорчивость дилеров в начале года. Динамика весенних цен пока неясна, но серьёзных поводов для их снижения не видно.

Драйвером продаж остаются кредиты, выдача которых в феврале значительно выросли — на 89% в количественном выражении и в 2,2 раза в денежном (относительно февраля 2023 года). Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов считает, что ситуация является довольно любопытной с учётом высокой ключевой ставки в 16%:

— Было ожидание, что автокредитование снизится, но оно продолжило расти, — рассказал он. — Понятно, что в денежном выражении этот рост оказался больше, поскольку цены на машины значительно выросли. Коллеги из еКредит тоже видят на рынке автокредитов рост самих заявок и рост их одобрений, который составил примерно 18% по новым автомобилям и около 13% по подержанным.

Лидером продаж предсказуемо стала Lada (28,7 тысячи машин), за которой идут Geely (12,3 тысячи) и Haval (12 тысяч). Наиболее востребованной иномаркой по-прежнему остаётся Haval Jolion.

Среди электромбилей лидером по-прежнему остаётся Zeekr 001

Подскочили и продажи электромобилей: в феврале реализовано 1905 таких машин, что в 3,5 раза больше, чем год назад. Это лишь чуть ниже уровня декабря прошлого года, который стал рекордным для электрокаров за всю недолгую историю их присутствия в России (1922 единицы). Zeekr по-прежнему доминирует на рынке, обеспечивая более половины продаж, тогда как результаты Evolute, Volkswagen и «Москвич» заметно слабее. Продажи электрокаров наверняка стимулирует апрельское изменение правил параллельного импорта, которое сильнее всего скажется именно на рынке электромобилей. По нашим оценкам, популярный Zeekr 001 может подорожать на величину до 2 млн рублей.

Добавить комментарий