Электродный цех ЧЭМК продолжает работу. А что происходит?

Это трубы цеха № 7, видимые с улицы Героев Танкограда. Электродное производство находится за ними

С начала марта планировалась полная остановка электродного производства ЧЭМК, но, по информации наших источников на предприятии, оно по-прежнему работает. О закрытии части деприватизированного завода к началу весны заявлял губернатор Алексей Текслер. Перед этим еще более масштабную инициативу по переносу комбината за пределы города одобрил Владимир Путин: остановка электродных цехов считалась первым шагом к этому. Разбираемся, что происходит.

Электродное производство называют одним из самых грязных на ЧЭМК. Его цеха располагаются в центре предприятия

Рабочие комбината подтверждают, что во второй половине февраля поднимался вопрос об остановке электродных цехов: персонал планировали перевести в другие подразделения и частично отправить в отпуск. Но производство продолжилось и после 1 марта: в распоряжении редакции есть видеозапись работы печей, а также подтверждения из нескольких источников, что цеха продолжают функционировать.

Региональные власти подчеркивали, что в случае с электродным производством речь идет о полном закрытии, а не переносе за черту города. Изготовлением электродов для электрометаллургии занимаются ещё несколько заводов в России и Челябинске, поэтому производство не является уникальным.

Алексей Текслер докладывал Владимиру Путину, что работы по улучшению экологичности электродного производства не велись

Ошибка 404

Новость о закрытии электродных цехов появилась и на сайте ЧЭМК, но впоследствии была удалена. Сохранившиеся веб-архивы позволяют восстановить ее текст:

— В соответствии с решением президента России Владимира Путина и согласно предложению губернатора Челябинской области Алексея Текслера Челябинский электрометаллургический комбинат приступил к процессу остановки электродного производства, расположенного на территории ЧЭМК. Уже идет постадийное отключение электродных цехов, которое планируется окончательно завершить 1 марта 2024 год. Администрация предприятия предпримет все необходимые меры для сохранения трудового коллектива. На ЧЭМК обеспечат дальнейшую хозяйственную деятельность акционерного общества и исполнение принятых обязательств, включая своевременную и в полном объеме выплату трудовому коллективу заработной платы, иных выплат, предусмотренных социальными программами комбината.

Текст удаленной новости

Теперь страница с релизом выдает ошибку 404.

«Пошла какая-то движуха»

Сразу несколько рабочих ЧЭМК, с которыми мы поговорили, отрицают факт закрытия электродного производства с 1 марта 2024 года.

— У нас там четыре цеха: смесильно-прессовый, обжига, графитации, мехобработки, ну, и еще склад готовой продукции, — рассказал один из сотрудников. — Работает там порядка 400 человек. Когда губернатор объявил о закрытии, вроде бы, пошла какая-то движуха, кого-то стали в другие цеха пристраивать, кого-то в отпуска отправили. Потом вроде все обратно переиграли, кого-то вызвали уже. Никаких бумаг нет, всё на словах.

ЧЭМК основан в 1929 году — это одно из первых металлургических предприятий города

К перспективе закрытия производства рабочие относятся в целом без панических настроений, хотя отмечают, что для многих это будет неудобно:

— Обещали разогнать по цехам. Это другой уровень зарплаты, другая работа, в каждом цехе свое оборудование, это опять по новой изучать все, по новой сдавать экзамены, — говорит наш источник. — И ты будешь новичок в цеху, то есть зарплата сразу ниже. Плюс смена графика.

Ещё одна головная боль — шлакоотвалы на границе завода

При этом перенос основных производств ЧЭМК рабочие, с которыми мы поговорили, оценивают скептически:

— Как это перенести? То есть нам снимать двигателя здесь, отвозить их туда? Это, по сути, просто строить новый завод. Это маловероятно, — рассуждают сотрудники комбината.

По последней информации наших источников, запасы сырья позволяют работать примерно до мая, что будет дальше — они не знают.

Мы обратились в администрацию губернатора с вопросами о закрытии электродного производства и переносе ЧЭМК. Ответ мы опубликуем по мере получения. Получить оперативно комментарий от руководства ЧЭМК нам также не удалось. По информации ряда сотрудников, завод сейчас находится в фазе транзита власти, и новые управленческие структуры ещё не сформированы, а поэтому трудно говорить о ближайших планах.

Что говорят эксперты

Заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Юрий Максименко считает, что поручение президента будет выполнено в любом случае и вопрос здесь не в технической возможности (она есть).

— Президент не раз говорил, что нужно заниматься экологией серьёзно, и разговоры о переносе подобных крупных промпредприятий из городов идут давно, и вопрос не в том, насколько это сложно, это в большей степени вопрос денег, финансирования, — говорит он. — Ферросплавы очень востребованы как материал в промышленности, и сейчас, может быть, не самый оптимальный момент для закрытия действующих производств, но теперь (при наличии политической воли у президента — прим. ред.) переносить предприятие из столь насыщенной агломерации, конечно, придётся. Срок такого проекта я бы оценил в 5-7 лет, потому что есть вопросы проектирования, вопросы новых технологий, их готовности к применению. Думаю, очень важно правильно выбрать момент: если мы сейчас затеем перенос, то, может быть, потеряем больше, чем приобретём. Как бы мы не торопились в вопросах экологии, всё происходит так, как должно быть. Но экология для президента — очень важный момент, поэтому раз решили переносить — перенесут. Вопрос лишь когда?

Эксперты склоняются к мысли, что пока предприятие будет работать в прежнем режиме, потому что для его переноса требуется большой объем предварительной работы

Промышленный эксперт Леонид Хазанов также считает, что срок такого проекта составляет от 3 до 7 лет.

— Срок зависит от выбора площадки под перенос, от скорости проектирования производственных, административных и вспомогательных зданий, и от того, будет ли закупаться новое оборудование или старое переноситься по частям, — объясняет Хазанов. — Это дорогостоящее занятие, и оно займёт время.

При этом электродное производство именно ЧЭМК не является уникальным. По словам Леонида Хазанова, производители электродов есть и в России, и в Китае. Что касается более глобального проекта по переносу завода, он считает, что первые результаты мы увидим не ранее, чем года через два:

— Прямо сейчас ничего не начнётся, процесс будет растянут по времени, — говорит Леонид Хазанов. — Давайте отведём под проектирование, скажем, года два. То есть пока предприятие как работало, так и будет работать. Я думаю, перенос будут делать так, чтобы не было негативного воздействия на сталелитейные заводы. Я склоняюсь к тому, что будут строить новое предприятие, купят оборудование, что-то перекинут, конечно. Но проблем для металлургов не будет никаких. ЧЭМК является очень значимым производителем ферросплавов, поэтому любые его остановки скажутся прежде всего на чёрной металлургии, а дальше и на других отраслях, начиная от автомобилестроения и заканчивая ВПК.

Что происходит с ЧЭМК

6 Comments

  1. Все правильно, здесь закрыть, в Китае купить. Путь проверенный двадцатилетием. Я не к тому, что все нужно оставлять так как есть, но с плеча рубануть: завтра переносим завод — ну это бред. Выборы кончились, можно и обождать. Хотя, как будто это как-то могло повлиять. Для меня неясен сам вопрос: электродное производство это самое грязное на этом заводе? Во всем мире (я имею в виду цивилизованные недружественные страны) как производят эти электроды? Или они вообще не занимаются производством?

    «Производство доменно-конвертерным способом составило в 2022 году 71,5% от общего объема мирового выпуска стали, а электрометаллургическим — 28,2%. На долю конвертерной стали приходится 90,5% продукции в Китае, 56,3% в странах Евросоюза, 45,8% в Индии.
    В США преобладает электрометаллургия, которая обеспечивает 69% стальной продукции, тогда как конвертерная сталь составляет лишь 31%. В России, напротив, доменным способом выплавляется 65% стали, а на электрометаллургических производствах — 33,1%»

    при этом, годовое производство
    США 80,5 млн т
    Россия 75,8 млн т
    Как, интересно, там справляются, так же как в Челябинске, игнорируя проблему с экологией?

    1. Вероятно, электродное производство может быть относительно чистым, просто не на столетнем предприятии, которое, в отличие от айфона, не любит обновляться.

      А рубануть с плеча именно в части электродного производства вроде как можно. Ну, то есть есть альтернативы и основной процесс не пострадает, а челябинская экология выиграет.

      1. Я к тому, что любой процесс, тем более в больших масштабах, это не шапками кидаться. Согласен, что можно и электроды везти из другого места. Я несколько о другом: там, где эти электроды производятся/будут производиться, там как с экологией? Я привел цифры по американской металлургии, не знаю только, где они электроды берут: сами производят или из Китая везут (скорее всего). Это особенность человека: не замечать проблем, если они где-то далеко, если где-то коптит электродный заводик, то и хрен с ним. Американцы обладают самым главным для китайцев: рынком сбыта и долларами. Так что они могут с хорошей пользой для себя выторговать приемлемые условия. А у нас несколько по-другому. Сколь либо серьезных козырей, кроме сырья, нет.
        А так да, люди справедливо рассуждают: какой смысл снимать старое оборудование, использовать старый техпроцесс, если все равно все делать заново. По-сути нужно построить новый завод.

      2. В идеале да — строится отдельное предприятие, и происходит плавный транзит. Что касается «где-то коптит электродный заводик» — всё же речь про то, что если и будет новый заводик, то построенный с наилучшими доступными технологиями, а не обноски советского времени, тем более в 4 км от центра мегаполиса. Понятно, что даже при переносе ЧМК его не в Арктику отправят, а будет он, грубо, в Сосновском районе под боком у каких-нибудь СНТ, которые будут поначалу заваливать нас гневными письмами. Но я думаю, что если сделать всё по уму, после запуска завода они будут мало замечать его, также как мало замечают сейчас мусорный полигон жители Полетаево. Впрочем, о месте пока судить сложно — думаю, первые лет пять мы потратим на его поиск ))))

  2. Артем, понимаешь, когда ты поднимаешь какую-то тему, которая отравляет людям жизнь, в любом смысле этих слов, сразу возникает вопрос в голове: а как там, у них? С теми же какашками на полях. Ну неужели, в недружественных странах такие же проблемы? Я с трудом себе представляю, чтобы в условной Японии люди задыхались от зловоний и полчищ насекомых. Ну раз там решается, то и у нас можно решить. Вроде ферма это не металлургический завод, да и новых настроили знатно. Но проблема остается из года в год. Я даже загорелся идеей прозондировать этот вопрос утилизации в других странах, но как-то сразу потух отсутствием времени. Я даже предполагаю, как это реализованы. Скорее всего, их предварительно сбраживают в танках, метан от брожения как-то утилизируют. А все остальное на удобрения. Даже не удивлюсь, если под боком фермы стоит завод по переработке полуфабриката в удобрения. Возможно, отдельный завод на несколько ферм.

    1. Думаю, что примерно так. Как давний чтец Гардиан, иногда натыкаюсь на сообщения, что в условной Франции поля потравили какой-то химией, жители бьют тревогу. Бизнес — он везде бизнес. Но да, в целом там изначально всё более благополучно и упорядоченно, поэтому люфтов меньше. У нас же ещё мешает тот факт, что и технологически, и ментально мы в руинах СССР с десятилетним периодом беспредела и всего 20 годами спазматичного и нестабильного роста. Многие проблемы разрешимы, если их решать, но это помимо денег и прочего требует равномерности — не так что вынь да положь, а регулярно, каждый день, снова и снова… А у нас же всегда как у студентов: семестр балдёжа, тяжёлая ночь перед экзаменом и опять двойка.

Добавить комментарий