В Белоруссии, которая входит в таможенный союз с Россией, появился официальный дилер Zeekr, компания «Атлант-М». Китайская марка Zeekr, входящая в концерн Geely, уже второй год лидирует на рынке электрокаров России, но до сих пор ввозилась исключительно параллельным импортом. Официальные «Зикры» предлагают много удобств: европейский разъем CCS2 для зарядки, адаптацию под климат, русификацию, а ещё гарантию 5 лет или 100 тысяч километров пробега на сам автомобиль, и 8 лет или 200 тысяч км — на тяговую батарею. Но ещё интереснее цены, которые стартуют от 126 тысяч белорусский рублей (3,5 млн рублей) за кроссовер Zeekr X и от 166,5 тысячи белорусских рублей (4,7 млн рублей) за популярный лифтбэк Zeekr 001. Это значительно дешевле ввезённых в России «серых» Zeekr, которые в случае с моделью 001 обычно стартуют от 5,5 млн рублей. Но на деле всё не так просто: мы связались с представителем официального дилера в Белоруссии и выяснили, можно ли ввезти такую машину в Россию.
В компании «Атлант-М» нам ответили, что дилер предлагает как автомобили, ввезённые параллельным импортом (они дешевле), так и официальные. При этом все они легализованы по схеме с нулевой таможенной пошлиной, а значит, при регистрации в России придётся доплатить: с 1 апреля эти платежи будут взиматься автоматически (ниже расскажу, насколько они велики).
Что касается официальных Zeekr, то речь, по словам сотрудника «Атлант-М», о легальных поставках электромобилей для европейского рынка. При этом пока в наличии есть только дорогие комплектации Flagship, стоимость которых нам назвали в долларах — $63 тысячи. Более доступные версии официальных Zeekr появятся позже, а параллельные машины в базовых версиях доступны уже сейчас.
Почему страны платят разные пошлины?
Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан и Россия входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), что допускает свободное перемещение товаров через границы. При этом в странах ЕАЭС, кроме России, действует беспошлинный режим ввоза электрокаров, продленный недавно на 2024 и 2025 годы. Каждая из четырёх стран имеет свои квоты, которые в 2023 году были максимальными у Белоруссии и Казахстана — по 15 тысяч электромобилей.
При этом «электрички» в странах ЕАЭС получают дешевле даже без учёта описанной схемы. Пусть таможенная пошлина на новые электрокары в Белоруссии составляет те же 15%, что и в России, но при этом нет других платежей, включая НДС и акциза. То есть даже если электромобиль не попадает в беспошлинную квоту, платежи при ввозе в Белоруссию значительно ниже российских.
Но правила совета Евразийской экономической комиссии запрещают вывоз электромобилей с обнулённой растаможкой в Россию. Долгое время власти стран ЕАЭС закрывали на это глаза, и такие машины свободно вставали на учёт в России. Однако с 1 апреля 2024 года начинают действовать новые правила, согласно которым при оплате утилизационного сбора в России будут приплюсовывать все недостачи по таможенной пошлине, НДС или акцизам.
Много ли придётся доплатить?
Весьма прилично. Для примера посчитаем правильный платёж для обновлённого Zeekr 001, которая вышла в марте 2024 года. В полноприводной версии с батареей на 100 кВт*ч он теперь развивает аж 789 л.с. и стоит от 299 тысяч юаней (3,9 млн рублей), то есть примерно на миллион дешевле белорусского варианта. Однако совокупный таможенный платёж в России составит 3,1 млн рублей, из которых львиная доля — это акциз (1,3 млн) и НДС (1,16 млн). Уточним, что в отличие от автомобилей с ДВС при ввозе электромобиля хоть юрлицом, хоть частником, оплачивается НДС (подробнее об этом). А вот разница в утилизационных сборах между машинами для частного пользования и на продажу не существенная: 3,4 тысячи рублей против 32,6 тысяч.
Таким образом импортёров Zeekr 001 из Белоруссии попросят доплатить в районе 3 млн рублей, что поднимет цену до примерно 7,7 млн рублей. Если автомобиль предлагают значительно дешевле этой стоимости, покупка может быть сопряжена с рисками, поскольку ещё летом 2023 года Федеральная таможенная служба обозначила желание взыскивать всю разницу с владельцев машин, ввезённых по льготным правилам стран-ЕАЭС. Срок давности по таким делам составляет 3 года, и юристы считают, что законодательных препятствий для подобных взысканий нет. Подобное мы уже видели несколько лет назад на примере автомобилей с армянскими номерами, но в этот раз речь о машинах, зарегистрированных в России. Поэтому при покупке автомобиля, ввезённого из стран ЕАЭС, требуйте у продавца таможенную декларацию и проверяйте полноту оплаты совокупного таможенного сбора.