Белоярская АЭС: ответ атомщиков на колонку Ожаровского

В управлении коммуникаций Белоярской АЭС отреагировали на критическую колонку физика-ядерщика Андрея Ожаровского, в которой он разбирал риски и сложности перевода уральской атомной станции на так называемый замкнутый ядерный цикл. Белоярская АЭС уже более года отработала на уран-плутониевом МОКС-топливе, что, по заявлению Росатома, позволяет использовать плутоний, который нарабатывается в атомных реакторах. Сейчас станцию готовят под использование топлива с содержанием других долгоживущих изотопов, что в случае успеха эксперимента должно создать технологию трансмутации, то есть перевода их в менее опасные состояния. Кроме того, используемые реакторы на быстрых нейтронах позволяют вовлечь в ядерный цикл природный уран-238, который в больших количествах остается после первичного использования обогащенного урана в классических реакторах. В Росатоме считают, что использование реакторов на быстрых нейтронах позволит существенно расширить топливную базу для атомной промышленности.

В своей колонке Андрей Ожаровский отметил несколько проблем с новой технологией, в частности, по его мнению, процесс получается очень дорогим. В том числе из-за необходимости создания новых радиохимических производств, где из отработавшего ядерного топлива будут выделять долгоживущие компоненты: плутоний и так называемые минорные актиноиды (изотопы кюрия, нептуния, америция). Кроме того, по его мнению, проблема опасных изотопов не решается на фундаментальном уровне, поскольку ряд долгоживущих элементов не поддается трансмутации. Он подчеркивает, что среди ядерных отходов есть изотопы с периодами полураспада тысячи и миллионы лет, и предложенный дорогой способ не решает ее полностью.

«Реакторы — единственные в мире»

На Белоярской АЭС на тезис о дороговизне производимого электричества ответили следующее:

— Все реакторы БН до настоящего момента являлись единственными в мире и, как любое уникальное производство, дорогостоящими. Как раз следующий БН-1200М призван стать образцом для серийного строительства быстрых реакторов, по стоимости он будет сопоставим с ВВЭР.

Что такое реактор БН-1200М? Это перспективный реактор тепловой мощностью 2,8 ГВт и электрической — 1,22 ГВт, который планируют запустить на Белоярской АЭС в дополнение к уже действующим и менее мощным БН-600 и БН-800. Как и они, БН-1200М является реактором на быстрых нейтронах: такая технология позволяет вовлечь в ядерный цикл не только изотоп уран-235, но и ряд других изотопов (плутония, америция, кюрия, уран-238), что расширяет топливную базу атомной энергетики.

На замечания Андрея Ожаровского о том, что, по отчетам МАГАТЭ, станция работала в среднем лишь 2/3 времени, нам ответили следующее:

— На БН-600 и БН-800 коэффициент использования установленной мощности не может достигать 90–95%, поскольку энергоблоки останавливаются на перегрузку топлива два раза в год. БН-1200 будет останавливаться на перегрузку один раз, и его коэффициент установленной мощности также будет сопоставим с реакторами типа ВВЭР (основной тип российских реакторов на тепловых нейтронах. — Прим. ред.).

Также на Белоярской АЭС подчеркнули, что никто не ставит на работающем реакторе эксперименты с минорными актинидами.

— Происходит нормальный процесс внедрения нового вида топлива с наличием актинидов в рамках получения разрешения Ростехнадзора. Трансмутация минорных актинидов не говорит о «сжигании» ОЯТ — речь идет о дожигании отработанного ядерного топлива и обеспечении его более безопасного хранения. С точки зрения воздействия на экологию это несомненный плюс.

«Отходов в 20 раз меньше»

Специалисты атомной станции отметили, что абсолютно безотходных производств не бывает в принципе и в данном случае речь идет о многократной минимизации отходов:

— Если сравнивать энергетические реакторы одинакового уровня мощности (например, 1 ГВт), работающие в замкнутом и разомкнутом топливном цикле, то пропорция такова: в замкнутом цикле энергетический реактор образует в 20 раз меньше отходов, подлежащих окончательной изоляции. Вдобавок при разомкнутом цикле после обогащения природного урана для загрузки топливом такого энергетического реактора остается больше сотни тонн отвального урана-238, который нужно хранить. А в замкнутом цикле отвальный уран используется для наработки нового топлива и выработки электроэнергии. Таким образом, польза замкнутого цикла очевидна.

Что касается необходимости создавать новые радиохимические производства, то эта проблема, по словам представителей Белоярской АЭС, является вполне решаемой:

— Мощности для радиохимической переработки на сегодня есть, если с дальнейшим развитием атомной энергетики понадобятся дополнительные, они будут построены так же, как строятся и новые энергоблоки. Разумеется, строительство любого промышленного объекта требует финансовых вложений, но продукция, которую произведет этот промышленный объект (в данном случае — электроэнергия), эти вложения окупит и принесет пользу обществу: электроэнергия нужна и для жителей, и для социальных объектов, и для промышленности. Нужно понимать, что сегодня без поступательного развития атомной энергетики невозможна энергетическая безопасность России, социально-экономическое развитие страны, снабжение промышленности и граждан.

Белоярская АЭС находится в 40 км от Екатеринбурга и 190 км от Челябинска

Белоярская АЭС — первая в СССР атомная электростанция, созданная для снабжения электричеством населения, и вторая промышленная АЭС (после Обнинской), запущенная в 1964 году. Первоначально использовала реакторы на тепловых нейтронах АМБ-100 и АМБ-200, которые вывели из эксплуатации в 1980-е годы. В 1980 году запущен реактор на быстрых нейтронах БН-600, в 2015 году — более мощный БН-800, в планах — запуск третьего работающего реактора БН-1200. Суммарная мощность АЭС сейчас составляет порядка 1485 МВт. Вот репортаж наших коллег с этой АЭС.

 

9 Comments

  1. Суммируя ранее сказанное, открываются нормальные перспективы для бизнеса: КПД отрицательный, значит, просто завозим ЯО на переработку и включаем необходимую нехватку сверху тарифа.

    1. Вообще интересна рентабельность атомной энергетики. Думаю, она на галимых субсидиях сидит. Ну, то есть можно считать так: купили обогащённый уран, произвели энергию, сдали ОЯТ. Думаю, в таком цикле всё более чем рентабельно.
      А теперь добавим в уравнение, что с этим ОЯТ нужно проделать десятки крайне дорогих процедур. Сначала оно отстаивается несколько лет (остывает). Потом его нужно растворить и разделить на разные франции. Потом часть фракций забрать на среднесрочное хранение, часть — на «бесконечное», часть отправить в Белоярский реактор (опять же, это пока только планы с непонятной производительностью), потом Белоярский реактор наработает новые изотопов, которые также нужно сначала охлаждать, потом делить, потом сортировать, потом захоранивать. И хранить, по сути, вечно, под присмотром специалистов и вооружённой охраны. Ну и какова там рентабельность, есть взять весь цикл, который длится сотни лет — это в лучшем случае (если удалось ликвидировать самые долгоживущие).

      1. Кажется, я придумал как нужно: отправлять весь этот зоопарк изотопов на Луну. будет, так сказать, мировая свалка. Дорого, непрактично. Вообще, слово «рентабельность» лишено всякого смысла, это только условность, что типа сумма усилий меньше, чем эффект на выходе. Однако, в конечном смысле, всегда рентабельность меньше нуля, потому что человек смертен 😀

      2. Я просто такой мысленный эксперимент предлагаю: допустим, вот мы живём в XXI веке и вынуждены хранить отходы производств, которые образовались во времена египетских фараонов. Вот какова «рентабельность» такого процесса для нас лично и для человечества вообще? А это и есть атомная энергетика, только пока фараоны — это мы)))

      3. Интересная мысль. А если относиться к ОЯТ не только как опасному веществу, но как к культурному наследию, типа тех же пирамид: тоже не особенно рентабельно, но культурно-историческая ценность велика.

  2. Кстати, это было в Футураме, когда Земля накопила столько мусора, что некуда было девать и они его просто собрали в кучу и отправили в космос. А он полетал и спустя несколько столетий вернулся назад. Ну они ничего лучшего не придумали, как собрать еще один такой же шар с мусором и им изменить траекторию первого.

    1. Ну так нужно мусор отправлять не просто в космос, а целенаправленно на солнце. Что бы, так сказать, продлить его агонию ещё на несколько секунд.
      Это можно начинать делать примерно когда наладится коммерческое транспортное сообщение с луной.

Добавить комментарий