Бывшему сотруднику автосалона начислили утильсбор за проданные им машины

История произошла в Саратове, однако описанные проблемы характерны для всей России

Бывшему сотруднику автосалона Hyundai и Kia Виктору (имя изменено) пришло требование Федеральной таможенной службы (ФТС) доплатить более 700 тысяч рублей утильсбора плюс пени за ввезённые в 2022–2023 годах автомобили. Виктор рассказывает, что автосалон был крупным дилером корейских марок и после начала СВО занимался параллельным импортом машин из Казахстана, используя сотрудников в качестве «дропов» или «гусей» — так на жаргоне называют посредников при ввозе автомобилей параллельным импортом. Хотя до августа 2023 года ограничений на ввоз физлицами не было, постфактум ФТС посчитала такой импорт коммерческим и потребовала доплатить по 175 тысяч рублей за каждую из четырёх ввезённых Kia и Hyundai, изначально оформленных на Виктора. Эта история произошла в Саратове, но она — один из многих примеров того, как таможня сейчас взыскивает недостающие платежи с импортёров и/или владельцев «параллельных» автомобилей.

В чём смысл ввоза автомобиля через «гусей»

Виктор рассказывает, что после ухода корейских марок из России его компания перешла на их покупку у официальных дилеров в Казахстане. Однако сделать это напрямую через юрлицо было невозможно из-за ограничений, которые накладывают корейские компании на продавцов в соседнем государстве. Поэтому автомобиль изначально покупался гражданином Казахстана и продавался физлицу с российским паспортом — «гусю». По словам Виктора, некоторые фирмы использовали сторонних перекупщиков, но компания, в которой он работал, предпочитала ставить машины на сотрудников. Это позволяло экономить на утилизационном сборе, который при ввозе частным лицом составлял 3,4 тысячи рублей, а для юрлиц (до августа 2023 года) — 178,4 тысячи рублей в случае с машинами, двигатели которых имели объем 1–2 литра.

Именно эту схему ввоза искоренили в августе 2023 года, когда помимо общего увеличения утильсбора ограничили количество автомобилей, которые может ввозить частное лицо — не более одного в год. В случае перепродажи такой машины обязанность по оплате повышенного утильсбора теперь лежит на новом владельце. Однако до августа такое разграничение не действовало, поэтому доплату вменили Виктору, как импортёру всех четырёх машин.

Kia Sportage c 2-литровым мотором и автоматом стоит в Казахстане от 13,9 млн тенге (2,9 млн рублей). В России его цена ближе к 4 млн рублей

По словам Виктора, в момент ввоза машин не было ограничений на их количество, поэтому схемой пользовались повсеместно:

— Если у вас машина, ввезённая параллельным импортом из Казахстана, почти в ста процентах случаев её первоначально регистрировали на физлицо, — объясняет Виктор. — После некоторые компании ставили автомобиль на себя, как на «юриков», а наш дилер продолжал работать с физлицами. Чётких ограничений количества ввезённых машин не было, говорили, вроде, можно ввозить две-три машины, а у меня получилось четыре, может быть, поэтому я привлёк внимание ФТС. Они через базу ГИБДД проверили, что машины больше не стоят на учёте на моё имя, и решили взыскать разницу в утильсборе.

«Мы выбрали неправильную тактику»

В августе 2023 года ФТС инициировала так называемую камеральную проверку в отношении Виктора, о которой он узнал, получив судебный приказ о необходимости доплатить 700 тысяч рублей плюс пени. Этот приказ он отменил, и тогда ФТС обратилась в районный суд, который вынес решение в пользу ведомства. Виктор попытался бороться и апеллировал в областном суде Саратовской области, но решение устояло и там.

— Мой юрист, думаю, выбрал неправильную тактику, и пытался развалить дело по процессуальным признакам, давил на то, что я не был уведомлен о проведении в отношении меня камеральной проверки, — поясняет Виктор. — Но суд не принял такие аргументы.

В суде ФТС аргументировала свою позицию следующим образом, цитируем: «Количество ввезённых транспортных средств с августа 2022 года по сентябрь 2023 года превышает общепринятые потребности одного гражданина или семьи. Периодичность приобретения и ввоза транспортных средств вызывает сомнение в их предназначении для личного пользования. Таким образом, таможней установлен факт нарушения действующего законодательства, а именно: плательщиком указана недостоверная цель ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации».

Виктор добавляет, что все сотрудники автосалона в качестве цели ввоза указывали: «Для личного пользования».

«Можно сразу подавать на банкротство»

Виктор уволился из автосалона ещё в 2023 году и, говорит, их отношения испортились, поэтому он не мог обратиться к руководству с просьбой о помощи.

— Может быть, в суде можно было напирать на то, что я выполнял работу, был трудоустроен, и автосалон также несёт часть ответственности. Но мой юрист заверил меня, что мы легко выиграем дело, а сам я не очень разбирался в юридических тонкостях. Хотя позиция автосалона, безусловно, в этой ситуации циничная.

Однако перспектив бороться дальше нет, и Виктор говорит, что хочет взять кредит, расплатиться по долгам и поскорее забыть о ситуации:

— Начисление пени приостанавливается на момент судебных разбирательств, но сейчас, после вступления в силу решения областного суда, мне начисляют что-то в районе полутора тысяч в день, поэтому, думаю, лучше заплатить, — говорит он. — Всего получается около 800 тысяч рублей. Таких ситуаций очень много: некоторым из парней пришли требования доплатить 15 миллионов рублей, но это в каком-то смысле даже проще: можно сразу подавать на банкротство.

В зоне риска — и владельцы «параллельных» машин

Владельцы машин, ввезённых до августа 2023 года, могут не волноваться насчёт утильсбора: его начисляют импортёрам. Однако для более поздних машин обязанность доплачивать разницу в утильборе лежит на владельце автомобиля. И утильсбор не является единственной зоной риска: ранее рассказывал, что ФТС вправе взыскивать всю разницу в НДС, таможенных пошлинах и акцизах, а также пересчитывать платежи в случае занижения таможенной стоимости.

Срок исковой давности по таким делам составляет три года, в течение которых ФТС может потребовать у автовладельца доплату, а в случае отказа — обратиться в суд и добиться приостановки регистрации автомобиля. Лев Воропаев считает, что эта практика будет применяться избирательно, но достаточно регулярно:

— По-хорошему, ФТС должна сначала уведомить владельца о необходимости погасить долг, но я подозреваю, что они будут уведомлять человека, который ввез автомобиль. А новый владелец, вероятно, даже не узнает об этом, пока у машины не приостановят регистрацию, — говорит Лев Воропаев.

В качестве дополнительной меры правительство ввело с 1 апреля 2024 года новые правила исчисления утилизационного сбора, к которому теперь сразу плюсуют всю разницу в пошлинах, НДС и акцизах, если машина была растаможена по условной «киргизской» схеме.

21 Comments

  1. Итог получается один: богатые богатеют, а бедные бледнеют. Ни один автосалон не станет кормить своих гусей.

    1. Я думаю, здесь нужно сотрудникам собираться в кучу и адресовать коллективный иск в отношении конкретного дилера. Напирать на то, что не были должным образом уведомлены в последствиях. Сложно, да, но не на себе же тащить. Ну выплатили сотрудникам тысяч 20-30 за машину, это капля по сравнению с суммами прибыли. Тем, кто со стороны привлекался гораздо сложнее. Сотрудникам можно показать трудовые отношения с дилером.

      1. Ну, тут бы надо знать, на каких условиях они работали, был ли договор, что там было прописано. Формально-то если использовалась схема с частной продажей и юрлицо в ней вообще никак не фигурировало — то как ему предъявить? Условно, юрлицо скажет, что вообще не было в курсе. Или что сотрудники прекрасно знали о необходимости оплатить все сборы.

        Для меня проблема в самом подходе наших законодателей, когда всё применяется задним числом. Ведь что такое «для личного пользования»? Ну, привёз я машину, попользовался день без регистрации, продал — по каким критериям это нарушение закона? Позже они чётко прописали критерии — год владения. Но до этого таких норм не было, так что и какие претензии к этим перекупщикам?

  2. «Терзают смутные сомнения» Очень может быть что дилеры и не знали, о деятельности своих сотрудников.
    Ден знаки как перечисляли для покупки в KZ, в кассе наличкой под честное слово? А как сдавали деньги, после продажи в РФ,так же? А командировочные???
    Движение денег отследить не проблема, особенно у юриков. Вот только есть сомнения… Потому может менеджерам по выкупу, на ХХ ру зарплата от 200 тыров?

    1. Судить не берусь, может, и не знали. Но всё же склоняюсь к мысли, что это была обоюдовыгодная схема, и как тут делить ответственность — фиг знает. По идее, надо оставить в покое тех, кто ввез до августа 2023, потому что до тех пор не было чётких правил и на это годами закрывали глаза

      1. Артём, какие ещё тут нужны правила? Закон на то время уже был, просто многие сделали ставку, что он никогда не будет испрлняться. Ставка не сыграла, началось нытьё, что
        В конкретно это случае, атвосалон ещё конкретно так подставил сотрудников. Возможно, эти сотрудники целенаправленно набирались на роль «гусей», отбирались юридически наименее подкованные.

      2. В законе были ставки утильсбора для физлиц и юрлиц. Если бы в законе была категория «физлица, выступающие в роли автодилера» или что-то вроде — ну, тогда ок. А так он же и остался физлицом, а цель ввоза, по идее, до августа 2023 года на тариф не влияла.

        Я согласен, что и к перекупам вопросы, с нашим государством всегда так. Но всё же де-юре, к.м.к., именно в случае с утильсбором всё как-то криво

        Вот когда начнут нахлобучивать владельцев параллельного импорта с кривой растаможкой, там меньше вопросов, потому что они реально не доплатили и пользуются машинами, не предназначенными для российского рынка (растаможенные для внутреннего пользования в Киргизии и Казахстане). И это было на бумаге. А вот по утильсбору до 2023 года не было чётких правил, просто сейчас очень деньги казне нужны — отсюда и чёс.

        Да и с «киргизскими» машинами тоже вопросы, ниже написал. Нафига их вообще в Россию пускали и регистрировали, если это типа нельзя? Они госграницу пересекали, тут как бы государство неявно показывало, что проблем вроде как нет

  3. А как это вообще прокатывает в части того, что закон обратной силы иметь не может? На момент ввоза автомобилей это было законно, сейчас на каком основании начисляются эти суммы?

    1. Это хороший вопрос…

      В видении ФТС закон и в момент ввоза автомобилей был нарушен. То есть они исходят из того, что автомобиль для личного пользования — это одна-две машины на семью, поставленные на учёт на её членов. Если человек ввозит много машин и сразу продаёт — это уже не личный ввоз.

      С точки здравого смысла так и есть, но де-юре это вроде бы нигде не прописано. Что значит «личное пользование»? Не знаю, есть ли строгое определение, думаю, что нет, раз пришлось в 2023 году конкретизировать насчёт 1 года владения

    2. Пожалуйста, прочитайте внимательно, если уж не закон, то хотя бы статью. На момент ввоза автомобилей — да, это было законно, но для личного пользования величина утильсбора была одна, для коммерческого — другая.

      1. Строго говоря, не было разделения именно на «личного пользования» и коммерческого. Были тарифы для физлиц и юрлиц, это всё же другая классификация. Может быть, я чего-то не знаю, поэтому не буду веско говорить, но более понятное разделение появилось в 2023 году, а до этого вроде как если ввозит физик — то и тарифы для физиков

  4. Как-то не вызывает сочувствия ситуация. Понятно что играть в азартные игры с государством гиблая затея, но во все времена находится полно желающих поиграть в эту рулетку. Вот схемы у них там казахские, киргизские, армянские… все же так делают, нормальная тема, надежная, а потом ай-яй-яй, щемят!!! Ну а гуси… либо имели с этой схемы и осознанно рисковали или в темную, ну так это не новость, у нас по три раза на дню звонят номер карты спросить, но большинству хватает благоразумия положить трубку.

    1. Ну есть такое…

      А с другой стороны, сейчас на каждую ситуацию найдется какая-нибудь наколка от государства. Условно, купили квартиру, живёте, потом приходят долги за старого владельца и оказывается, что это типа законно. Когда закон меняется на ходу, всякое бывает. И в каждом случае всегда кто-то со стороны говорит: «Ой, дак сами виноваты».

      То же с отъемом недвижимости, то же с отъемом заводов.

      Я за то, чтобы правила игры были максимально понятные. Вот на кой хрен вообще пускали машины, растаможенные мимо правил ЕАЭС, в Россию? На кой чёрт их ставили на учёт? Зачем выдавали все разрешительные документы? У государства было тыща возможностей людям обозначить, что вот такой импорт не приветствуются. Я реально не понимал, как такая машина может выезжать из Казахстана — ну это типа нонсенс. Но государство всеми доступными ему способами сказало: так можно. Ни таможня не обращала внимания, ни лаборатории, ни ГИБДД. Потому люди и везли

  5. Ну как бы понятны выводы из комментариев: развели лошков, так им и надо. Сложно что-то возразить на эту аргументацию.

    1. Как это работает? Те, кто реальные деньги заработал продолжают их зарабатывать, а кто-то другой теперь будет платить за них все остальное.

  6. Подождите… В таможенном кодексе сказано про декларирование в личное пользование, а значит без дальнейшего коммерческого интереса. Именно в этом вся казуистика. Указал одно, а сам тут же продал. Нужно ещё и по налоговому кодексу проценты провести. Авто ведь не находилось в собственности более определённого периода после которого налоги не платятся.

    1. Ну, не берусь тут судить веско. Просто в постановлении правительства, которое определяло утильсборы, было разделение на физлиц и юрлиц. Чисто формально, по-моему, приличия соблюдались, а сам факт продажи… Ну, а что, если купил машину для личного пользования, продавать её потом нельзя? Можно. А сколько тогда нужно ездить? После августа 2023 года сказали — один год минимум, окей. А до этого критерия не было.

  7. А никого не смущает название этого сбора? Может в том то и дело, что мы имеем дело с государством которое попутало всякие берега как в отношении внешнего мира, так и в отношении своих граждан. Выдоит оно всех кого пожелает досуха и ни кому не пожалуешься. А это всего лишь один из маленьких штришков ко всей сегодняшней ситуации.

    Вот заплатил я за свой автомобиль УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР и куда мне обратиться, когда придет время его утилизировать? Я так понимаю судя по сумме сбора меня встретят в шикарном офисе, личный менеджер напоит кофе, автомобиль на новеньком эвакуаторе отправится на фабрику по переработке, а мне выдадут велосипед, чтобы я добрался до дома? Вот нет же, никто ничего за эти деньги делать не собирался и не собирается.

    1. Ну, в названии «утильсбор» проявляется просто скудность фантазии наших законотворцев. Когда в 2012 году по правилам ВТО Россия должна была снижать пошлины, обойти это решили с помощью дополнительного сбора, который фактически является эквивалентом таможенной пошлины. Можно было, конечно, какое-то более изящное название придумать, например: «нам-очень-нужны-деньги-а-вам-жалко-что-ли-сбор».

      Кстати, если бы это действительно был утильсбор, то он исчислялся бы, скорее, от массы автомобиля, а не объема мотора. И для электромобилей тогда не было бы льготных ставок, потому что вряд ли утилизация электромобиля в десять раз дешевле.

  8. Это не скудность, это отсутствие всякого стеснения, если не сказать больше и наш любимый новояз.

    Если бы это действительно был утильсбор, то его, возможно, не было бы. По крайней мере для бензиновых автомобилей. Так-то даже самый ржавый хлам можно сдать на металлоприёмку и еще немного денег получить. А уже если в автомобиле остались годные компоненты, то велкам на разборку где тоже денег дадут.

Добавить комментарий