Параллельные импортёры рассказали, что изменилось с 1 апреля

С 1 апреля изменились правила ввоза автомобилей в Россию из стран ЕАЭС, что исключает экономию на такой схеме и, как следствие, приведёт к удорожанию импорта. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как в реальности изменилась практика ввоза машин. Оказалось, что увеличенные таможенные сборы — это лишь вершина айсберга, например, попутно ряд машин запретили растамаживать в странах ЕАЭС, и часть автомобилей просто застряло в них — ввезти их в Россию пока невозможно.

Импорт вышел параллельно

Эксперты считают, что апрельские изменения правил следует рассматривать в более широком контексте, как часть работы правительства по упорядочиванию системы ввоза автомобилей. Разрешение на параллельный импорт появилось в 2022 году на волне ухода иностранных производителей из России. Оно позволяло импортировать в страну товар без разрешения правообладателя, но также давало ряд других послаблений. Например, при сертификации автомобилей, ввезённых юрлицами, в 2022 году вместо сложного и дорогого одобрения типа транспортного средства (ОТТС) разрешили получать значительно более простое заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Хотя само понятие «параллельный импорт» не подразумевало никаких льгот по таможенным сборам, очень быстро сформировалась практика дешёвого ввоза машин через страны ЕАЭС, где действовали льготные схемы растаможки для внутреннего пользования. Формально вывозить такие машины из Белоруссии, Казахстана или Киргизии было нельзя, но поскольку страны входят с Россией в таможенный союз, в первые полтора года процесс практически не контролировался.

Как работал ввоз через ЕАЭС раньше

Специалист по импорту электромобилей, автор телеграм-канала Tesla Transfer, Игорь Окороков рассказывает, в чём заключался смысл «белорусской схемы» на примере электромобилей:

— Автомобиль ввозил в Белоруссию её гражданин и таможил под 15%, это на сленге называлось «под Россию», потому что для граждан самой Белоруссии существовали нулевое значение таможенной пошлины для внутреннего использования. Когда гражданин России приобретал и ввозил на территорию РФ такой автомобиль, он не платил дополнительно акциз и самое главное НДС, который возникал бы, если бы он вёз напрямую.

Услуги белорусского посредника оплачивались, и поначалу стоили копейки, от $50, но постепенно, на волне ажиотажа, выросли до $500. Кроме того, в Белоруссии были категории льготников, например, многодетные семьи, которые могли экономить до 50% на таможенной пошлине, и их услуги стоили дороже — $500-2500 в зависимости от автомобиля.

Ситуация с Кыргызстаном отличалась, поскольку в целом ввоз через него получался дороже:

— В том числе, потому что сами граждане Кыргызстана брали нескромно, плюс отличались правила таможни, — объясняет Игорь Окороков. — Но там была возможность тем или иным способом занизить инвойсную стоимость автомобиля, причём очень существенно, например, для Zeekr 001, у которого фактическая стоимость $60 тысяч, указывалась $40 тысяч. Ещё больше занижали цену последовательных гибридов типа Lixiang, который в Кыргызстане считаются бензиновыми автомобилями, и без искажения инвойсов везти их было бы невыгодно. Конечно, интересно посмотреть на работу при новых правилах, потому что доплачивать придётся колоссальные суммы.

Как отбеливали импорт

В 2023 году правительство начало упорядочивать схемы импорта. В августе 2023 года увеличились утильсборы при коммерческом ввозе автомобилей, к которому приравняли также импорт машин физлицами, которые продают их ранее чем через год. Осенью 2023 года правительство внесло ясность в вопрос, какие именно машины подлежат параллельному импорту: схему распространили только на автомобили ушедших из России марок, что сделало, например, невозможным параллельный импорт Geely. А в конце января 2024 года изменили схему упрощённой сертификации с использованием ЗОЕТС: если изначально под неё попадали любые автомобили, не сертифицированные в России, то теперь она распространяется только на марки из перечня для параллельного импорта. Сильнее всего эта практика ударила по импортёрам электромобилей, поскольку электромарок типа Zeekr, Lixiang и Avatr в перечне нет. С февраля их ввоз из стран ЕАЭС возможен только частными лицами с получением сертификата о безопасности транспортного средства (СБКТС).

Наконец, с 1 апреля заработала новая формула для расчёта утилизационного сбора машин, ввезённых из ЕАЭС: теперь к нему приплюсовывают всю разницу в пошлинах, НДС и акцизах, что нивелируют любую экономию от использования «белорусских» схем ввоза. Более того, правительство потребовало растамаживать электромобили только в России. Это породило и неожиданную проблему: по словам наших спикеров, часть растаможенных в Белоруссии машин застряло в республике, поскольку теперь процедуру нужно начинать в России.

«Везём только на юрлицо»

Руководитель проекта Black Rock Premium Cars & Club Дмитрий Еременко рассказывает, что компания приняла решение ввозить автомобили только на юридическое лицо, проводя полную таможенную очистку в РФ, включая оплату НДС. То же касается и автомобилей в возрасте 3-5 лет. По оценкам, удорожание для физлиц составит порядка 30%, поскольку ввозная пошлина в Россию — 48% (для автомобилей с ДВС).

В компании Electrocars Rus (специализируется на электромобилях) нам подтвердили, что схемы импорта изменились.

— Ввозить машины через Кыргызстан стало не выгодно из-за изменения расчёта утилизационного сбора, — пояснили в компании. — Прямой ввоз автомобилей в РФ стал более прозрачным из-за уплаты всех платежей в рамках таможенной очистки и появления реестра со средней стоимостью импортируемых автомобилей. Теперь конечный покупатель более защищён от махинаций со стороны недобросовестных поставщиков. Говоря об изменениях цен, у добросовестных продавцов изменения несущественны, так как они и раньше оплачивали пошлины в полном объёме. А вот частным продавцам заниматься такой деятельностью теперь невыгодно.

В компании Electrocars Rus считают, что новые правила сделают рынок более цивилизованным

акже специалист Electrocars Rus рассказал, что хотя ввоз электромобилей на юрлица в Россию теперь запрещён, остаётся возможность продавать их в стране от юрлица с уплатой НДС:

— В таком случае стоимость увеличивается, но для покупателя юрлица возмещают НДС при покупке, поэтому прибавка в стоимости несущественна. Автомобильный рынок стал более прозрачным и понятным для конечного покупателя.

В компании отметили, что по новым правилам растамаживать ввезённые в страну электромобили и последовательные гибриды необходимо именно на территории России.

— Так как правительство выпустило заблаговременное уведомление, случаев с «застрявшими» автомобилями мало. В нашей компании таких случаев нет, так как мы перешли на прямой импорт на территорию Российской Федерации в феврале, — добавили в Electrocars Rus. — Прямой ввоз в РФ на данный момент является самым разумным решением, несмотря на сложности перевода денежных средств напрямую в Китай.

«Это только эмоциональный фон»

Один из импортёров, не захотевший называть своего имени (работает на автосалон, занимающийся электромобилями), рассказал, что глобальных проблем для рынка не возникло:

— Просто теперь для нормальных компаний появляется смысл везти напрямую из Китая, при этом мелким перекупам сделать это будет сложнее, в том числе, из-за сложностей с переводом денег в Китай. Я не предвижу большой разницы в нашей работе. Раньше мы покупали партии машин в Бишкеке, с точки зрения логистики это был крюк, но мы его не ощущали, потому что покупали уже в Киргизии. Думаю, теперь рынок станет более профессиональным.

Что касается цен, то, по оценкам спикера, они вырастут, но не критично с учётом возможностей аудитории, на которую рассчитан такой импорт.

— Сейчас Zeekr 001 в дорестайлинговом исполнении стоит от 6,6 млн, рестайлинговый, с учётом новых правил, думаю, будет 7,5-8 млн рублей, но он мощнее, так что грамотный продавец всегда найдёт слова, чтобы убедить клиента.

По разным оценкам, Zeekr 001 подрожает на 1-2 млн рублей

Он отмечает, что при ввозе электромобиля на частное лицо (а теперь можно только так) всё равно платится и акциз, и НДС, и они составляют львиную долю от совокупного таможенного платежа.

— Думаю, главная проблема — невозможность вернуть НДС в данном случае: в это основной минус, иначе схема была бы вообще отличной, — добавляет он. — Но в любом случае никаких проблем не будет: да, есть небольшой эмоциональный фон, но и только. Тем более в самом Китае электромобили дешевеют, что компенсирует часть расходов.

Добавить комментарий