Evolute i-Joy: опыт эксплуатации как бы российского электромобиля

Evolute i-Joy — электромобиль настолько редкий, что в прошлом году даже Porsche Cayenne параллельным импортом навезли в два раза больше, чем продали «Джоев». Но тем интереснее поговорить с его владельцем, Сергеем из Красноярска, который последние 20 лет ездил исключительно на Toyota Camry, но в прошлом году купил первый в городе i-Joy. Забегая вперёд, скажу, что словно «эвакуатор» в тексте будет встречаться не единожды, более того, дело дошло до суда с дилером.

Сам по себе i-Joy — это лицензионная копия Dongfeng Fengon E3, китайского электрокроссовера размером с Nissan Qashqai. Кстати, в Россию планируют везти и его бензиновые версии под названием Dongfeng 500, а что касается электрического исполнения, по меркам серьёзных электромобилей (типа Zeekr 001) оно незатейливо: привод передний, мотор — 163 л.с., батарея —53 кВт*ч. Evolute i-Joy подходит разве что для городской езды: пробег на зарядке заявлен на уровне 400+ км, а в реальности…

Кроссовер городского класса i-Joy

— Я понял, что рассчитывать больше, чем на 250 километров, не стоит, — рассказывает Сергей. — Обосную эту цифру. Батарею на 53 кВт*час разряжать ниже 20% нельзя, значит, по факту имеем лишь 42 кВт*час. В технических характеристиках «Эволюта» написано, что расход составляет 12 кВт*час на 100 км — враньё! Если ехать со скоростью 40 км/час, не включать кондиционер и печку, то, может, и уложишься в 12 кВт*час. Но я покупал электромобиль, чтобы ездить в комфорте и достаточно быстро. И при нормальной эксплуатации Evolute i-Joy потребляет от 18 до 20 кВт*час на 100 км. Вот и получается, что батареи хватит лишь на 250 км.

Зачем тогда Сергей вообще решился на покупку i-Joy, тем более, его прайсовая цена составляет 3,5 млн рублей (со скидками получилось 2,59 млн)?

Сергей живёт в пригороде Красноярская, в 12 км от границы города, имеет своё дом с линией на 380 В, а дневные пробеги укладываются в 100 км, изредка — в 150 км. Но главное, Evolute i-Joy подкупил его живым характером.

— Первые мысли о покупке электромобиля возникли у меня в 2018 году, когда покупал нынешнюю Camry. Но в тот момент электромобилей в России почти не было, а стоимость была заоблачной. Потому не стал заморачиваться. Три года назад, когда подошёл срок менять очередную Camry, ждал новое поколение, но в России оно не появилась, а Toyota ушла. Вот и решил вникнуть, что предлагают китайцы.

Evolute i-Pro Сергею не понравился

Сергей смотрел разные модели Exeed, Geely, Haval, а в салон Evolute зарулил чисто из любопытства.

— Evolute i-Pro мне напрочь не понравился: не мой размер, да и страшненький. А вот Evolute i-Joy привлёк внимание, — говорит он. — Не слишком большой, но симпатичный кроссовер-паркетник. Забрался внутрь, тоже показался приятным. Решил прокатиться, благо была возможность провести тест-драйв, так вообще понравился! Легкий в управлении, тихий, отзывчивый на ускорении. Прямо-таки проникся. Поехал домой и стал копаться в интернете: отзывы неплохие. В дальние поездки за последние лет шесть не ездил и не планировал. Хоть понимал, что заявленные 400 км пробега на одной зарядке — фикция, но, думал, уж 300 километров он в состоянии проехать. Мне этого хватало за глаза. Короче, через неделю я созрел и поехал оформлять.

И первое приключение не заставило себя ждать. Автомобиль Сергею выдали с зарядом 48%, которых хватало на 180 км, поэтому он решил сразу ехать в РЭО ГИБДД: по прикидкам, пробег составлял в пределах 80 км.

— День был жаркий, июньский, я врубил кондиционер и поехал… Машинка располагала к быстрой езде, ну, я и притопил чуток… В РЭО, пока стоял в очереди, кондиционер не выключал. Когда получил номера и поехал домой, запас хода был километров 90, а до дома — не более 50. Меня это не напрягло, а напрасно… Ехал по пробкам, и когда выехал за черту города, до дома оставалось 12 км пути, а запас хода — лишь 20 км. Тут я озаботился. Выключил кондиционер, перешёл на самый экономичный режим со скоростью 40 км/час. Но запас хода таял на глазах. На каждом фактическом километре пробега запас уменьшался на два километра. Машина стала тупить, еле ехала и подёргивалась. Километра за три от дома понял: не дотяну! Благо по дороге был магазин стройматериалов и уличная розетка в нём. Объяснил продавцам ситуацию, они пустили. Час простоял на зарядке и понял, что за остатком хода надо следить в оба глаза. Но в целом это был мой косяк. Попросту спижонил…

Из плюсов — электромобиль позволяет экономить на топливе, хотя для самого Сергея это не очень принципиальный момент. Бытовой тариф составляет 3,6 рубля за кВт*ч, и при пробеге 100 км в день ежемесячный расходы получаются в районе 2 тысяч рублей. На Toyota Camry с расходом 9 л/100 км и при цене бензина 52 рубля за литр выходит в районе 13,5 тысяч в месяц.

— Разница — чуть больше 10 тысяч в месяц, — говорит Сергей. — Не смертельно, но всё же зачем тратить больше? Наряду с комфортной динамичной ездой это основные плюсы «электрички».

Но и минусов хватает. Например, несмотря на формально российское происхождение, i-Joy оказался не русифицирован.

— В опциях ест навигатор: по нему можно найти дорогу в Румынии, можно составить маршрут по Бангладеш, а вот по России нельзя, — смеётся Сергей. — Понятно, это проблема решаемая, но почему она вообще должна быть? Возможно, её уже исправили, но у меня так. Другой момент: при покупке мне рассказывали, как я смогу по телефону поставить её на прогрев салона или запустить кондиционер. Но оказалось, что у меня какой-то не такой телефон, мне его надо поменять и вообще эту опцию мне могут установить за 60 тысяч рублей. И за русификацию надо доплатить. И за установку защиты батареи: не дорого, тысяч 60… И за установку предпускового подогревателя батареи типа «Бинар». И ещё одного для обогрева салона. Каждый из них стоит 70 тысяч рублей. Всё это мне не очень понравилось. Но это были цветочки…

Первая поломка случилась в августе прошло года, через два месяца после покупки.

— К тому времени я проехал около 5 тысяч километров, как на машине перестал заряжаться 12-вольтовый аккумулятор, — вспоминает Сергей. — Автомобиль встал прямо на трассе. Пришлось вызывать эвакуатор, ведь буксировать нельзя. Дилеры обещал возместить 7 тысяч за эвакуатор, но потом передумал. Неисправность устранили дней за пять, и благо у меня есть второй автомобиль… Оказалось, вышел из строя блок, отвечающий за зарядку 12-вольтового аккумулятора. Блока в наличии не оказалось, и его сняли с электромобиля, выставленного для продажи. В тот момент я подумал, что всякое бывает, главное — проблема решена.

Но ещё через месяц случилась новая неприятность, на этот раз во время дождя:

— Тяговая батарея была заряжена на 30% и вдруг мгновенно зарядка упала до нуля… — продолжает владелец. — Опять пришлось вызывать эвакуатор. Через день дилеры мне позвонили, сказали, что электромобиль исправен, они просто его зарядили, а виной всему стал заезд в лужу. Мои возражения, что ни в какую лужу я не заезжал, а машина должна надёжно эксплуатироваться в любую погоду, даже слушать не стали. Плюс ещё за диагностику заставили заплатить. Разозлили меня дилеры сильно! Ведь я прекрасно понимал, что причина в ином и предупредил, что если ситуация повторится, то проблема станет решаться через суд.

И через месяц всё повторилось вновь. И снова был вызов эвакуатора (уже третий), и снова дилеры пытались убедить Сергея, что машина исправна и её нужно просто зарядить. Однако больше Сергей экспериментировать не стал.

— Это просто опасно, ведь она может встать в любой момент, — говорит он. — Написал претензию. Естественно, получил отписку, теперь жду решения суда… А машина стоит без движения в гараже с 31 октября. Оставил я её с батареей, заряженной до 68%. Через три дня заглянул, батарея разрядилась до нуля. Опять зарядил, только теперь скинул минусовую клемму. Периодически проверяю: набрасываю клемму, и батарея показывает прежний уровень зарядки.

Европейская версия нашего Evolute i-Joy — DFSK Seres 3 (он же Dongfeng 500 или Fengon E3). Ну да, в китайском брендировании чёрт ногу сломит

То есть, судя по всему, речь идёт о нештатной утечки энергии, но дилер не в состоянии её локализовать. Сергей говорит, что у него есть претензии и к качеству самих «Эволютов», и к отношению дилеров. Однако, что самое интересное (и за что от меня личный респект) — в «электричках» как таковых Сергей не разочаровался:

— Как только разберусь с «Эволютом», при положительном для меня судебном решении обязательно куплю электромобиль опять! — говорит он. — Возможно «чистую электричку» типа Zeekr 001 или Zeekr 007, может, Avatr 11 или 12, а может, это будет Voyah Passion или Xiaomi SU7. Не исключаю и покупку последовательного гибрида, скажем, Voyah Free или Lixiang L7. Пока думаю, присматриваюсь, прицениваюсь… Конечно, дорого, но понравился мне электромобиль.

Подумав, Сергей добавляется:

— Разумеется, исправный…

Проект Evolute анонсировали в начале 2022 года, осенью стартовала отвёрточная сборка

Добавлю, что проект Evolute у меня пока большого оптимизма не вызывает. Липецкий завод «Моторинвест» имеет не самую солнечную предысторию: была попытка выпускать на нём внедорожники Great Wall, и закончилось всё судами и скандалами. В 2021 году Минпромторг объявил о вливании колоссальных сумм в развитие электромобильного производства в России, и «Моторинвест» стал первым крупным проектом такого рода. Однако до сих пор речь идёт о сравнительно простой отвёрточной сборке не самых передовых китайских «электричек», да и цены не патриотичны: Сергей получил большую скидку, но, если брать стоимость по прайсу, она мало отличается от параллельного импорта. А он позволяет привезти за те же деньги куда более современный электромобиль, будь то Volkswagen ID.4 или один из многочисленных BYD. В плюсы Evolute пока можно поставить лишь широту модельного ряда — аж шесть машин. В остальном проект выглядит ориентированным больше на корпоративные и госзакупки, чем на простых автомобилистов.

Добавить комментарий