Минздрав опубликовал список из 280 препаратов, которые запрещают вождение, но при этом продаются совершенно свободно. Проблема обсуждается уже много лет, но перечень от Минздрава получился местами забавный и мало чем поможет.
Первой позицией в списке Минздрава идут «Валокордин», «Корвалол» и их аналоги. Эти капли уже заставили немало водителей хвататься за сердце при освидетельствованиях, потому что содержащийся в них фенобарбитал внесен в перечень психотропных веществ. И при обнаружении в моче в любых различимых количествах водитель признается опьяненным. Тут всё законно, практика устоялась.
Список Минздрава полезен, потому что, в отличие от упомянутого перечня, содержит более-менее привычные названия лекарств. Для сравнения, в полном списке психотропов встречаются названия из серии «2-(1-Бензил-1Н-индол-3-карбоксамидо)уксусная кислота» — вот и гадай, что это такое.
Минздрав попытался решить застарелую проблему «лекарственного опьянения», которое возникает не у целенаправленных наркоманов, а у водителей, принимающих лечебные препараты. С точки зрения ПДД и КоАП РФ неважно, чем именно опьянен водитель: алкоголем, героином или каким-то лечебным психотропом. И если с алкоголем и наркотиками всё ясно, их случайно не примешь, то с лечебной химией сложнее: ее перечень обширен, и без специальных знаний разобраться в нем почти невозможно. В идеале инструкция к каждому лекарству такого рода должна содержать четкий запрет на вождение, но вопрос не нормирован, и во многих случаях лекарства содержат пометку: «Не рекомендуется управлять транспортом, машинами и сложной техникой…».
Теперь, вроде бы, всё просто: открываем перечень Минздрава, ищем выписанный препарат и, если он там есть, отказываемся от вождения. Но дальше начинаются вопросы, например, а когда можно вернуться за руль? Через час после употребления? Через пять часов? Через сутки? А если препарат принимался курсом, сколько нужно ждать после его окончания? В отличие от алкоголя, психоактивные вещества могут находиться в организме дни и недели, и получается, лучше вообще подождать лет семь, когда, говорят, обновится каждая клеточка организма.
Изрядная часть перечисленных Минздравом лекарств попала в перечень из-за содержания этилового спирта. При этом для спирта установлен хотя бы минимальный порог чувствительности алкометра (0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе), что исключает наказание за случаи незначительного опьянения из-за тех же спиртосодержащих капель (если пить по инструкции). В случае с психотропными веществами такого порога нет: есть лишь чувствительность метода измерения. Это создает отдельную проблему, потому что статьи за пьяную езду ужесточались все последние годы, а попасть под них можно за следовые количества лекарственного препарата. И да, водители с «хроникой» рискуют загреметь под повторную пьяную езду, что грозит уже уголовной ответственностью. Где-то это может быть заслуженно, где-то нет: пока нет наглядного критерия опьянения, вопрос остается максимально непрозрачным.
Удивляет и включение в перечень самых ходовых лекарств, например, аспирина. В пояснении указано: «Содержит хлорфезнамин — блокатор Н1-гистаминовых рецепторов. Может вызвать сонливость, снижение скорости психомоторной реакции, нарушения координации и быстроты движений». Не буду спорить с врачевателями, но с таким подходом можно запретить вообще всё. Возраст старше 40 лет? Вождение запретить. Малоподвижная офисная жизнь? Туда же. Город с плохой экологией? Пусть пешком ходят (или на метротраме). И если с алкоголем вопрос проработан и есть какие-то минимальные пороги опьянения, то как быть с аспирином? Получается, схватив легкую простуду, вы обязаны отказаться от машины до полного выздоровления, потому что немалая часть самых банальных препаратов («Терафлю», «Синекод», «Максиколд» и так далее) теперь в списке Минздрава. В нем оказались даже ушные капли «Отипакс», то есть психоактивные вещества теперь запрещено употреблять не только орально, но и через уши. И любыми другими путями, скажем, через глаза: атропин тоже в перечне. Да что атропин, туда попала даже «Звёздочка».
Само появление этого обширного и местами спорного списка высвечивает суть проблемы: власти сами не понимают, что именно можно употреблять за рулем и в каких количествах. Водителям нужны максимально простые и внятные критерии, а не «ковровые бомбардировки», покрывающие весь список лекарств. Критерии должны допускать самопроверку: в случае с этанолом, например, можно купить алкометр и убедиться, что 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе действительно соответствуют различимому опьянению. А где такие критерии для аспирина или «Звёздочки»?
Я с трудом представляю, что кто-то откажется от вождения после порошка от простуды. Люди будут просто игнорировать этот список. Тем более с юридической точки зрения важнее всё же перечень правительства, и наркологи руководствуются им, так что пока список Минздрава носит лишь информационный характер.
Проблема психотропов есть: усложнилась не только медицина, но и сами наркотики, поэтому упомянутый выше перечень правительства постоянно разбухает. И в нем действительно есть вещества, которые случайно не примешь. Но лекарства по-прежнему остаются серой зоной.
И, если хотите мое мнение, признавать водителя опьяненным нужно не по факту употребления аспирина, а исходя из реальных физических кондиций. Неужели так сложно проверить реакцию, координацию и внимание человека с помощью простейшего приложения для компьютера? Если человек залил уши «Отипаксом» настолько, что попадает мимо белых и черных квадратов на экране, то вот вам и критерий опьянения. Разработка такого теста была бы куда проще и разумнее раздувания перечня препаратов, в который, не ровен час, скоро попадут сахар, соль и приправа для китайской лапши. А что, а вдруг?