Операторы услуг по аренде самокатов (кикшеринга), включая Whoosh, к началу летнего сезона 2024 года значительно ужесточили наказание за разнообразные нарушения пользователей, пишет «Коммерсант». Самые крупные штрафы положены за езду в нетрезвом виде или ДТП с причинением вреда здоровью или имуществу: размер штрафа составляет 100–150 тысяч рублей, а деньги списываются с карты. За передачу самоката ребенку штраф 10 тысяч, за поездки вдвоем на самокате — 5 тысяч рублей. Проезд пешеходного перехода обойдется в 1 тысячу, а нарушение правил самокатной парковки — 500 рублей.
Штрафы за самокатные нарушения были и раньше, но в 2023 году не превышали 1 тысячи рублей. В случае серьезных нарушений предусмотрена блокировка аккаунта пользователя, а кроме того, операторы кикшеринга обсуждают возможность создания единого черного списка пользователей, которых блокируют пожизненно.
Анархия, хаос, вседозволенность
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает увеличенные штрафы операторов кикшеринга большим шагом вперед:
— Мы также предлагаем добавить на самокат QR-код, чтобы каждый смог сфотографировать припаркованный в неположенном месте самокат, считать код, загрузить фотографию. И сервис рассмотрел бы эти материалы, выставил штраф, если некорректная парковка подтвердится. Система «Народный инспектор» здорового человека, если хотите. И сразу же порядка на улицах станет намного больше. Не придется устраивать цирк с вывозом самокатов, как это произошло в Санкт-Петербурге. Но проблема в том, что с частными СИМ (средствами индивидуальной мобильности. — Прим. ред.), которых в разы больше, чем прокатных, ситуация остается неизменно сложной. Анархия, хаос, вседозволенность — иначе это не назвать.
Подают в суд в конвейерном режиме
А что будет, если на счету пользователя кикшеринга нет достаточной суммы для оплаты штрафа? Автоюрист Лев Воропаев говорит, что подобная практика уже устоялась применительно к каршерингу (краткосрочному прокату машин) и в случае с самокатами, скорее всего, будет аналогичной:
— Компания по аренде самокатов подает исковое заявление в гражданский суд, и делается это в конвейерном режиме, то есть у них есть юротдел, есть шаблон заявления, они вписывают данные нарушителя, а сами зачастую даже не появляются в суде, — объясняет он. — Как правило, суды снижают размер штрафа, но если говорить о езде в пьяном виде, то сейчас есть установка на борьбу с этим явлением, поэтому и суды могут оставлять заявленный штраф в силе.
После вступления в силу судебного решения самокатчику-нарушителю грозит уже общение с судебными приставами, списание денег, блокировка счетов и другие меры.
Могут ли посадить самокатчика?
Указанные штрафы выписывает оператор кикшеринга, но дополнительное наказание пользователю прокатного самоката может грозить в рамках административного или уголовного кодексов. В частности, за различные нарушения (в том числе езду пьяным) применяют статьи 12.29 КоАП и 12.30 КоАП. Штрафы по ним, правда, небольшие — в пределах 1500 рублей.
Статья 264 УК РФ за ДТП с тяжелыми пострадавшими или погибшими к водителям легких самокатов (средств индивидуальной мобильности) не применяют, поскольку они не считаются механическим транспортным средством. Тем не менее прецеденты уголовного преследования самокатчиков есть, в частности, по статьям 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) и 118 УК РФ (причинение вреда здоровью по неосторожности).
Почему важна мощность самоката
Но ситуация меняется, если мы говорим о более мощных самокатах, которые уже не являются СИМами. Вообще, в определении средства индивидуальной мобильности в ПДД нет его технических характеристик, например, не прописана предельная мощность. Но из общего контекста Правил следует, что транспортные средства с моторами мощнее 250 Вт относятся к мопедам, для которых необходима категория водительских прав М1. На них распространяются все требования к водителям механических транспортных средств.
— Судебная практика в этом вопросе несколько раз менялась, но наш Седьмой кассационный суд сразу придерживался позиции, что самокаты мощнее 250 Вт являются мопедами, — рассказывает Лев Воропаев. — Это был, наверное, единственный суд в стране, которые так интерпретировал этот вопрос. Верховный суд в какой-то момент занял обратную позицию, но осенью прошлого года в конце концов поддержал именно такую трактовку. То есть теперь все электросамокаты мощнее 250 Вт считаются мопедами.
Это означает, что к ним может быть применен весь спектр «водительских» статьей, например 12.8 КоАП (за езду в пьяном виде): в этом случае нарушителю грозит лишение прав всех категорий и штраф 30 тысяч рублей на первый раз, а в случае рецидивов — вплоть до уголовной ответственности. За езду пьяным на маломощном самокате санкции ниже — штраф 1000–1500 рублей, как для велосипедистов (плюс упомянутые выше штрафы от самих операторов кикшеринга). То же касается уголовной ответственности: если самокат мощнее 250 Вт, за ДТП с тяжелыми пострадавшими или погибшими водителю грозит статья 264 УК РФ.
Лев Воропаев подчеркивает, что вопрос всё равно остается неоднозначным из-за сложностей с установлением мощности электросамоката:
— Какой-то единой и понятной методики установления этой мощности нет, как нет и экспертов, способных это сделать, — объясняет он. — Суды зачастую принимают во внимание любые данные: сфотографированную инспектором табличку на самокате, характеристику из интернета или даже из объявления о продаже. У электромоторов есть два типа мощности: пиковая и 30-минутная (она ниже), и зачастую неясно, какая имеется в виду. Китайские компании в маркетинговых целях могут указывать на самокате завышенную мощность, но в случае серьезного ДТП это приведет к существенному усилению ответственности для водителя самоката.
Эксперт отмечает, что вопрос мощности даже прокатных самокатов зачастую является спорным. И поскольку судебная практика в отношении самокатчиков стала ужесточаться, к этому виду транспорта нужно относиться с той же серьезностью, как и к мопедам или мотоциклам. Ответственность зачастую такая же.
Правила странно написаны: велосипед с двигателем мощнее 250 Вт это мопед, а СИМ при любой мощности мопедом не является (и механическим транспортными средством тоже).
А мне кажется, что самокат с мотором 250+ Вт считается мопедом. Об этом Воропаев и говорит
По логике мопед, но если ПДД читать буквально, то, на мой взгляд, СИМ мопедом не является.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
А правоприменение это отдельное дело.
Да вроде всё логично.
Если двигатель маломощный, то агрегат попадает под определение «транспортного средства», но не «механического транспортное средства». То есть это СИМ. Если мотор 250+Вт, то имеем уже механическое транспортное средство, например, мопед (до 4 кВт) или мотоцикл. Я не вижу особенных странностей. Хотя лучше было в определении СИМов чётче критерии прописать.
В определении механического транспортного средства указано, что оно не распространяется на СИМ, независимо от мощности СИМ. Мопед это именно механическое транспортное средство. А СИМ это просто транспортное средство.
А в чем противоречие? Ну, то есть мехтранспортное средство — это не СИМ, а мопед — это мехтранспорт, следователь мопед — не СИМ. Вроде всё логично. И у самоката есть две альтернативы: если мотор малой мощности, то это СИМ, если мощность побольше — то мопед, если ещё больше — мотоцикл или что-то ещё. То есть я не вижу тут противоречивости формулировок. Любой транспорт в зависимости от мощности попадает в ту или иную категорию вполне однозначно.
Поясню, что сложности были с прежними редакциями. Потому что до появления мелких самокатов механический транспорт был по умолчанию безмоторным: велосипед, тележка, прицеп, коляска и т.п. (было исключение для великов с моторчиком). Но тут появились СИМы: у них моторчик есть, на велики не похожи, но и приравнивать их к механическому транспорту (условно, к мопедам и мотоциклам) тоже не получалось, потому что иначе надо запретить езду по тротуарам и без прав. В итоге ввели уточнения, и теперь получилось, что мехтранспорт начинается от мощности моторчика 250 Вт. То есть просто сместили эту границу и всё. По-моему, с точки зрения логики тут всё норм.
Вот, значит противоречие в том, как понимать определение СИМ: я читаю его так, что электросамокат это всегда СИМ, вне зависимости от мощности.
Так ведь «электросамокат» — это понятие, которого нет в ПДД, то есть оно, скорее, обывательское. А с точки зрения ПДД классификация другая: есть разные форм-факторы малого транспорта (моноколёса, сигвеи, самокаты), и если они менее 250 Вт, то они являются СИМами, а если мощнее — то нет.
Это как с определением «грузовик». Для обывателя «Газель» с кузовом — это грузовик, а с точки зрения ПДД при полной массе до 3500 кг она уравнена в правах с легковым транспортом.
Но для велосипеда чётко указали, что при мощности более 250 Ватт это уже не велосипед, а для СИМ подобной записи нет, хотя по аналогии можно было бы сделать.
Да, согласен, что ТТХ СИМов могли бы чётче прописать, чтобы исключить любые кривотолки. Думаю, что само понятие велика вполне уже укладывается в понятие СИМа и скоро будет слито с ним, что было бы логично, потому что ПДД для них практически (а может, и полностью) идентичны