Как автомобилист отсудил у «серого дилера» 4,5 млн рублей

Герой этой статьи клюнул на объявление о продаже нового Volkswagen Polo за 600–700 тысяч рублей (фото Ильи Бархатова)

В прошлом году Михаил (имя изменено) приобрел Volkswagen Polo в челябинском автосалоне «Смолино-Моторс»: автомобиль достался ему в кредит за сумму, которая значительно превышала запланированную. Кроме того, пробег оказался скручен более чем на 100 тысяч километров. Покупатель обратился в суд, выиграл дело и взыскал с компании более 4,5 миллиона рублей — это почти в четыре раза больше стоимости самого VW Polo. Рассказываю, откуда взялась такая сумма.

«Поло» обошелся почти в 3 млн

Я уже рассказывал историю Михаила, поэтому повторю вкратце. В начале 2023 года он решил поменять свою Chevrolet Niva на иномарку посвежее, доплатив 200 тысяч рублей. Автомобилист клюнул на объявление сайта «Смолино-Моторс», где за 600–700 тысяч предлагались новые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. Цена была примерно втрое ниже рыночной, поскольку к тому моменту обе модели продавались из дилерских остатков и стоили более двух миллионов рублей.

ООО «Смолино-Моторс», по данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрировано в Москве 29 ноября 2022 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Гендиректор и учредитель компании — Антон Борисович Бутузов. По состоянию на конец 2023-го баланс организации составлял 92 млн, выручка за год — 263,6 млн, чистая прибыль — 3,9 млн рублей. Компания является ответчиком в 31 судебном разбирательстве.

Принцип работы автосалона «Смолино-Моторс» напоминал подходы компаний, которых я неофициально называю «серые дилеры» или швыр-конторы. Михаил, житель Кургана, приехал в Челябинск, но нужной машины не оказалось в наличии. После долгого ожидания и уговоров его склонили к покупке подержанного Volkswagen Polo 2020 года за 1,25 миллиона рублей. Указанная цена была близка к рыночной, но к ней добавилась еще 241 тысяча рублей за услуги некого ООО «Д.С. Дистрибьютор». Эта контора часто фигурирует в подобных сделках и предоставляет не очень понятные услуги, связанные со страховкой от неплатежеспособности. Юристы сомневаются в возможности получить компенсацию по подобной «страховке». Кроме этого к ежемесячным выплатам Михаила приплюсовали почти пять тысяч за некую «банковскую страховку». В итоге с учетом переплаты по семилетнему кредиту Михаил должен была заплатить за свой «Поло» почти 2,8 миллиона рублей, а ежемесячный платеж вдвое превышал его пенсию.

На сайте «Смолино-Моторс» и сейчас продают автомобили по цене значительно ниже рекомендованной розничной

Состояние автомобиля также оказалось хуже, чем рассчитывал Михаил: диагностика у официального дилера показала, что на машине когда-то стояло газобалонное оборудование, многие элементы требуют замены, а пробег скручен со 143 805 до 25 303 км.

Стойка на неустойку

Михаил обратился к юристу компании «Автоадвокат» Наталье Усовой, которая специализируется на расторжении подобных сделок. Удовлетворить претензию в досудебном порядке автосалон отказался, поэтому сторона Михаила подала исковое заявление в суд Центрального района Челябинска. Представители «Смолино-Моторс» и «Д.С. Дистрибьютор» на первое заседание не явились, во втором участвовали по видеосвязи из Москвы.

Ключевым документом для суда стало заключение эксперта ООО АКЦ «Практика», который установил, что показания одометра на дату оценки (32 260 км) не соответствуют фактическому пробегу автомобиля (150 120 км).

Суд удовлетворил большую часть требований Михаила, и общая сумма компенсаций в 4,5 миллиона рублей сложилась из нескольких компонентов. Со «Смолино-Моторс» постановили взыскать стоимость автомобиля 1,43 миллиона рублей с учетом скрытых наценок. Компенсация морального вреда оказалась небольшой — 10 тысяч рублей. Еще около 179 тысяч — это проценты по кредитному договору, 280 тысяч — штраф за отказ в добровольном удовлетворении требований, плюс ряд мелких платежей на сумму около 27 тысяч.

Львиная доля выплат пришлась на неустойку. С 25 марта по 27 декабря 2023 года она составила 300 тысяч, а за последующие полгода до даты суда исчислялась в размере 1% от стоимости автомобиля в день, то есть 14,3 тысячи рублей ежедневно. Итого за 160 дней набежало 2,288 миллиона рублей, что в сумме с остальными платежами дало 4,513 миллиона. Машину необходимо вернуть автосалону.

Также суд потребовал с ООО «Д.С. Дистрибьютор» компенсации на общую сумму в районе 400 тысяч рублей, но, по словам Натальи Усовой, получить эти деньги практически нереально из-за обилия подобных взысканий на указанное юрлицо.

Долг погашен за счет приставов

При этом деньги, отсуженные у самого автодилера — ООО «Смолино Моторс», Михаил получил в полном объеме. Юрист Наталья Усова говорит, что, в целом, это не очень типичная история, и даже после победы в суде взыскать необходимые суммы удается не всегда. Разбирательства длятся много месяцев, и зачастую на счетах компании не оказывается средств или она просто закрывается. В данном случае удалось вовремя наложить обеспечительные меры:

— Обычно суды охотно накладывают такие меры на физлиц, но в случае с юрлицами добиться этого сложнее: мотивировка такова, что это будет препятствовать работе компании, — рассказывает Наталья Усова. — Но нам в какой-то мере повезло, потому что после первого заседания был наложен арест на счета компании на сумму, равную стоимости автомобиля, а потом еще примерно на 600 тысяч, когда рассматривался вопрос о неустойках.

Наталья Усова добавляет, что в случае, если юрлицо уже закрыто или на счетах нет денег, обычно удается привлечь к субсидиарной ответственности его учредителей. Но и здесь могут быть уловки, например, общество может быть зарегистрировано на человека, не имеющего доходов. А в недавнем деле против автосалона «Малахит», который обязали вернуть клиенту два миллиона рублей за Hyundai Solaris со скрученным пробегом, клиент так и не получил денег, потому что они были сняты со счетов компании, несмотря на арест (технические детали этой процедуры неизвестны).

— Подобных компаний в Челябинске было много, и ко мне часто обращаются их клиенты, которые купили автомобиль на условиях, не устаивающих их, — говорит Наталья Усова. — Но расторжение сделки на том лишь основании, что цена автомобиля была завышенной, как правило, невозможно, поэтому при обращении в суд мы расторгаем договор по иным основаниям: в одном случае это был существенный дефект автомобиля, в других — скрученный пробег.

Добавить комментарий