Сегодня ездил на репортаж в посёлки под Челябинском, которые выглядят очень неплохо, и жизнь там идёт спокойная и обеспеченная. И по пути назад мысли свернули вот в какую сторону.
Вот поглядеть на Россию образца 2024 года безотносительно внешнеполитической ситуации — ведь всё прекрасно. Дороги строятся невероятными темпами. Коррупционеров ловят пачками — недели не проходит без очередного уголовного дела. Деньги у людей есть и немало, и даже заоблачные цены на машины и недвигу не задушили спрос. У некоторых зарплаты выросли кратно, так что даже общее подорожание пока людей не триггерит: мы это видим по статьям на тему, которые не вызывают ажиотажа.
И тут один шаг до мысли, которую продвигает пропаганда: что мы без Запада зажили ещё лучше. Что СВО приносит стране зримую пользу. Что это они нам мешали.
Только это же ложь. Они нам мешали тратить наш бюджет на дороги? Да бред же. Я смотрю на мегастройки типа трассы М-12 (800 км скоростной магистрали за 1,5 года) и думаю: а разве нельзя было начать всё то же самое, скажем, в 2012 году? В чём, так сказать, живительный импульс СВО? Да нет его. Просто те деньги, что могли быть потрачены на развитие страны, складывали в разные фонды, которые, как оказалось, нужны для реализации имперских амбиций людей, посчитавших себя вправе всё накопленное за десятки лет спускать, как им заблагорассудится. Теперь эти деньги палят в котле войны, ну, а поскольку она затянулась до безобразия, кое-что вынужденно впрыскивают и в экономику, чтобы сохранять фасад приличия и не беспокоить мобилизационный ресурс раньше времени: пусть пока радуются. Говорят, ещё на год-другой хватит. И для недалёких обывателей это воспринимается как положительное следствие СВО, хотя это лишь признак того, что нас дурачили 20 лет. Потому что всё то же самое можно было делать в любое время.
То же с коррупционерами: когда военная машина начала скрипеть из-за тотального воровства, спохватились вдруг, начали зачищать мохнолапых. Стали раскулачивать упырей-промышленников, отжимая целые заводы. Но ведь всё это с тем же рвением можно было делать раньше. Сколько было критики в отношении Аристова, Антипова, Ходоровского? Да все знали, что там пробы негде ставить во всех смыслах (хотя история с малолетками — это всё равно ту мач). Но они ходили князьями, имея индульгенции от самых высших иерархов, и понадобилась катастрофа, чтобы их трухлявость перестала быть удобной.
Иногда вообще кажется, что Кремль бросился выполнять заветы одного покойного оппозиционера — того, кто считал коррупцию главной проблемой России.
И пропаганда всё пытается натянуть сову на глобус, мол, видите, раньше нам не давали, зато теперь… Да кто вам, убогим, не давал? Всё то же самое можно было делать раньше. Абсолютно всё. И дороги строить. И деньги в экономику вливать. И заводы переносить. И зарплаты повышать. Денег у вас не было, как уверял Дмитрий Анатольевич? Деньги были — сейчас это наглядно видно. И пенсионный возраст можно было не поднимать. И с Китаем укреплять связи. И своё производство развивать.
То, что называют импортозамещением сейчас — это не импортозамещение. Не буду судить о военной отрасли, не знаю о ней, но в том же автопроме импортозамещение весьма уверенно шло лет десять назад в период автосборочных производство, и российский вклад колебался в пределах 30-70%, иногда больше. То, что мы называем импортозамещением сейчас — это +1% к нулевой базе. То есть -50% по абсолютной шкале.
Вообще, если все эти деньги потратить разумно, на развитие страны, нам бы не пришлось никого завоевывать. Все бы сами захотели к нам присоединиться.
Есть такая теория, что обществу для полноценного существования нужна сверхцель, которая позволяет всем мобилизоваться, сплотиться и показать лучшее, на что мы способны. В СССР такими сверхцелями было, например, развитие атомной энергетики и космических технологий (плюс строительство мирового коммунизма). Сейчас это могла быть, условно, колонизация Луны, приручение искусственного интеллекта, развитие биотехнологий — что угодно. Но почему-то из всего многообразия вариантов, которые предлагает нам новый век, мы выбрали то, что мог выбрать человек с пещерным образом мысли — бойню без понятных целей и сроков.
Я вообще не против той или иной мобилизации общества вокруг какой-то идеи — я бы и сам в этом поучаствовал. Но только если эта идея не подразумевает подавления и уничтожения других.
+