В ближайшие месяцы нас ждёт двухэтапное повышение утилизационных сборов на автомобили, что увеличит стоимость новых иномарок с моторами 1-2 литра сразу на 367 тысяч рублей, для других категорий — ещё сильнее. Но рост утильсбор касается только юрлиц, тогда как для частников ставки оставлены символическими: 3,4 тысячи рублей за ввоз новой машины и 5,2 тысячи за подержанную. Так может быть, это выход: ввозить машины самостоятельно и экономить сотни тысяч? Мы посчитали разницу в таможенных сборах и спросили специалистов, оправдан ли такой подход.
Повышение утильсбор для юрлиц — самое сильное за всё время существования этого платежа. Так, за новые автомобили с объемом мотора 2-3 литра придётся платить 1,875 млн рублей, за подержанные — 2,839 млн, и это — не считая других таможенных платежей. Для многих категорий утильсборы становятся практически запретительными.
Но частного ввоза всё это не касается, и ставки утильсбора для него останутся «гомеопатическими». Это позволяет сэкономить и очень прилично: в таблице ниже мы привели расчёты для четырёх категорий автомобилей.
Что такое частный ввоз
В этом случае машина ввозится непосредственно будущим владельцем, от лица которого производятся все таможенные процедуры. Владеть такой машиной после постановки на учёт нужно не менее года, если же продать раньше, покупателю придётся доплачивать всю разницу между утильсбором. Кроме того, если человек ввёз на своё имя сразу несколько машин якобы для частного пользования, ему могут вменить повышенный утильсбор по решению суда. Поэтому мы исходим из того, что машина действительно ввозится для того, чтобы ездить самому.
Нужно ли лично ехать за машиной?
Нет, это не обязательно: частный ввоз предполагает оформление таможенных документов от лица будущего владельца, но покупку машины в другой стране и её доставку можно поручить специализированным компаниям. При покупке автомобиля, например, в Корее, Китае или Японии найм компании-брокера — практически безальтернативный способ.
Российские законы предусматривают три вида ввоза автомобиля: либо самим будущим владельцев как водителем или пассажиром, либо в виде несопровождаемого багажа, либо доставка перевозчиком (пересылка в адрес физических лиц). Таможить машину можно, в том числе, в регионе проживания: её поместят на склад временного хранения, и у будущего владельца будет четыре месяца на оформление. Помимо оплаты таможенных сборов для регистрации потребуется и СБКТС — сертификат о безопасности, который выдаёт одна из аккредитованных лабораторий. При ввозе машины через дальневосточную таможню СБКТС нередко получают там.
— Ввоз на частных лиц — отработанная процедура, — рассказал нам специалист одной из компаний-импортёров. — Если всё идёт гладко, от момента начала сделки до постановки машины на учёт проходит месяц. Стоит такая услуга в основном 7-10% от конечной цены автомобиля в России. При этом электромобили в Россию везут исключительно на физлиц, здесь эта схема используется безальтернативно.
Частный ввоз войдёт в моду?
Представитель компании Black Rock Premium cars&club Дмитрий Еременко считает, что массовой такая схема не станет из-за высоких рисков. Он также прогнозирует рост числа мошенничеств в этой сфере, когда у клиента берут деньги якобы под ввоз автомобиля и тем или иным способом обманывают.
— Наша компания сейчас использует оба способа ввоза, — объясняет Дмитрий Еременко. — Ввоз на юрлиц с уплатой полного утилизационного сбора и НДС используется для высшего сегмента, скажем, автомобилей Porsche. Для машин ценой до 12-13 млн рублей чаще используется ввоз на физических лиц, то есть будущих владельцев. При этом ввоз через юридических лиц подразумевает, что все риски на себя берёт компания-импортёр, при частном же ввозе всё зависит от профессионализма компании, сопровождающей сделку: если это какое-то частник-перекуп, велика вероятность, что все риски лягут на клиента.
Сложностей при частном ввозе немало: скажем, агент может обеспечить лишь доставку машины до России и её выгрузку, условно, на трассе, куда клиенту предложат явиться и забрать автомобиль, чтобы в дальнейшем получать СБКТС и таможить его самостоятельно. Риски возникают из-за санкционных ограничений, а отдельной проблемой являются расчёты с зарубежной стороной.
— Чтобы сделка была прозрачной для клиента, все расчёты должны вестись в безналичном виде, но сегодня из-за многочисленных банковских ограничений это один из самых проблемных аспектов ввоза автомобилей, — говорит Дмитрий Еременко. — У серьёзных компаний есть свои ноу-хау и компании-партнёры, которые позволяют отправлять деньги за рубеж легальными способами. Но мы знаем примеры, когда компания-посредник даёт клиенту номер расчётного счёта, условно, в Южной Корее, и тот бегает по банкам и ищем способ перевести деньги. Даже после отправки денег всегда важно дождаться подтверждения, что они зачислены на счёт иностранного партнёра сделки.
Поэтому он считает, что даже после двукратного роста утилизационных сборов частный ввоз автомобилей не станет массовым.
— Для него не просматривается рынка, потому что если брать сегмент относительно недорогих машин, до 5 млн рублей, есть альтернативы среди новых автомобилей китайского производства и сегмент подержанных машин, — говорит Дмитрий Еременко. — Поэтому частный ввоз оправдан для дорогого сегмента, но это в любом случае не массовая история: условно, до 10% от общего числа продаваемых в России машин.
Корейские соблазны
А всё-таки, есть ли смысл? Давайте прикинем. В Южной Корее дизельный двухлитровый Kia Sportage 2020 года выпуска можно купить за сумму порядка 10-12 тысяч долларов.
Таможенный платёж при ставке 2,7 евро за кубический сантиметр мотора составит 5392 евро или 545 тысяч рублей, утилизационный сбор — 5200 рублей. То есть стоимость автомобиля плюс таможенная очистка обойдётся примерно в 1,5-1,8 млн рублей, что соответствует цене новой Lada Vesta. К этой сумме нужно добавить стоимость доставки машины, страховку, услуги посредников, получение СБКТС и прочие траты: оценить их детально сложно, но, по оценкам самих продавцов, нужно ориентироваться на суммы в районе 300-500 тысяч. То есть стоимость импортированного из Южной Кореи Kia Sportage составит в районе 1,8-2,3 млн рублей.
При этом коммерческий ввоз такого автомобиля уже сейчас дороже: совокупный таможенный платёж превышает 1 млн рублей. А с 1 января 2025 года он увеличится ещё на 645 тысяч рублей.
Уже ввезённые в Россию Sportage с такими параметрами предлагают за 2,5-2,7 млн рублей, то есть экономия хоть и есть, но она не драматичная с учётом всех рисков.
Кроме того, за сумму в 2-2,3 млн рублей в России можно купить одноклассника Kia Sportage — Haval Jolion с 1,5-литровым бензиновым турбомотором, плюс ещё ряд китайских кроссоверов и седанов.
Но для автомобилей большим объемом мотора разница в цене может быть заметно выше, однако их доля в общих продажах сегодня невелика.
киа спортаж — неудачный пример. посчитать бы расходы для нормальных машин. тойота камри хотя бы, или мерс с-класса.
Ну, нам, владельцам подержанных Ситроенов, почти новый Спортаж выглядит не такой уж плохой машиной, но если Камри 2.5 везти как частное лицо, пошлина+утиль терпимые — 768 тысяч рублей. При ввозе юрлицом такой машины нужно заплатить уже более 2 млн сейчас, а с 1 января — где-то 3,8 ляма. То есть да, для таких машин частный ввоз остаётся единственной разумной альтернативой.
А по мне удачный пример машина которую можно купить зарабатывая вполне реальные, скажем, 100 тыс. в месяц. И это даже не Спортаж и не Камри. Этот класс машин на нашем рынке просто исчез. Из нового там только Гранта видимо… но и она подорожать грезит.