Пенсионерка из Челябинска Лариса (имя изменено) получила требование Федеральной таможенной службы (ФТС) доплатить 2,7 млн рублей утилизационных сборов и пеней за шесть японских автомобилей, ввезённых в Россию из Белоруссии. Хотя импортёром было физлицо, в таможенной службе посчитали, что речь о коммерческой деятельности и пересчитали утильсбор по ставкам для юридических лиц, который в сотни раз выше. Доплата составила 2,271 млн рублей, ещё 429 тысяч — это пени за просрочку платежа. Мы поговорили с семьей пенсионерки, ознакомились с требованием ФТС и попросили практикующего юриста прокомментировать этот случай. Он особенно интересен на фоне разговоров о масштабных взысканиях с владельцев автомобилей, ввезённых по схеме параллельного импорта через страны ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения).
О каких машинах речь
Все шесть автомобилей ввезены с декабря 2021 года по июль 2022 года внуком Ларисы, и изначально были оформлены на пенсионерку. В списке — четыре Toyota, Honda и Mitsubishi. Большинство автомобилей возрастные, например, есть машины 2002 и 2004 года выпуска. Самая свежая машина, Honda, выпущена в 2019 году, и за неё уплачен утильсбор в 3,4 тысячи рублей, за остальные — 5,2 тысячи рублей. Эти ставки актуальны при ввозе автомобилей физическими лицами.
Мы поговорили с внуком Ларисы, Ярославом (имя изменено), который занимался непосредственно ввозом автомобилей. По его словам, они покупались для частного пользования по принципу «покатались, не понравилось, продали».
— Раньше сама таможня как говорила: три машины в год можно ввозить. Мы так и делали. А они теперь взяли шесть месяцев из разных календарных годов и говорят: «Вы ввезли шесть машин за полгода», — сетует он. — Ну ввёз, ну и что? Это не было запрещено. Мне даже на одну машину пересчитали утильсбор в меньшую сторону, тем самым подтвердив правильность оплаты. Ну, сказали бы на берегу, что нужно платить коммерческий утильсбор сразу, все бы поняли, никто бы не возил.
Он говорит, что больше всего обескураживает размер доплат, которые почти равны стоимости автомобилей:
— Я бы понял, если бы они взыскивали с нас НДФЛ 13% или другой налог, но здесь просят заплатить чуть ли не больше, чем стоит сама машина, — объясняет он. — Mitsubishi Pajero 2007 года выпуска стоил 900 тысяч, за него просят доплатить 700 тысяч. Toyota Celica 2004 года стоила 400 тысяч, доплата — 300 тысяч.
Чего хочет таможня
Исковое заявление таможенной службы поступило в Курчатовский районный суд Челябинска. Оно датировано 22 февраля 2024 года (срок давности в данном случае составляет 3 года). ФТС предписывает доплатить разницу за все шесть автомобилей, которая составляет от 175 до 695 тысяч рублей. В сумме вместе с пени за просрочку получается 2,7 млн рублей.
ФТС ссылается на Таможенный кодекс ЕАЭС. Он позволяет оценивать достоверность сведений о ввозе для личного пользования по разным признакам, в том числе, по количеству товара и частоте его перемещений через границу. В данном случае ФТС пришла к следующему выводу:
— Ввезённое гражданкой количество транспортных средств (6 штук) превышает потребность обычного физического лица в транспортных средствах.
Далее отмечается, что в заявлениях пенсионерки неверно указана цель ввоза транспортного средства, что привело к ошибке при расчёте утилизационного сбора.
— По результатам проверки полученных документов следует, что гражданка приобрела на территории Республики Беларусь и ввезла на территорию Российской Федерации шесть транспортных средств не для личного пользования, а для последующей перепродажи, — говорится в требовании ФТС.
Также указывается, что автомобили были поставлены на учёт в разное время на различных физических лиц, хотя две машины, по утверждению Ярослава, принадлежат внучке и дочке Ларисы.
«Практика была вялой, но активизировалась»
В августе 2023 года правительство изменило в правила параллельного импорта, разграничив ввоз машин для личного пользования и с целью извлечения прибыли. Критерием стало нахождение машины в собственности у физлица-импортёра в течение года. Если машина продаётся ранее этого срока, доплатить коммерческий утильсбор обязан новый собственник.
Но ведь в данном случае речь идёт о машинах, ввезённых и проданных до августа 2023 года: почему же тогда импортёру предлагается заплатить увеличенный утильсбор? Автоюрист Лев Воропаев объясняет, что разграничения импорта товаров для частного и коммерческого использования существовало и до августа 2023 года:
— В частности, такой подход использовала налоговая служба в отношении риэлторов, которые покупали и продавали квартиры, — говорит он. — Изучив количество и характер сделок налоговики могли прийти к выводу, что делается это в целях получения прибыли, а не для личного пользования. Видимо, в отношении автомобилей тот же подход использует сейчас Федеральная таможенная служба. Такая практика была и раньше, но вялая, сейчас она активизировалась.
— Хорошо, но ведь эти шесть автомобилей действительно были ввезены на физическое лицо, и до августа 2023 года не было нормы о необходимости владеть ими год или более? В чём тут тогда нарушение?
— Есть так называемые понятия мнимых или притворных сделок, то есть, например, когда пытаются скрыть коммерческую сделку под видом частной.
Другими словами, сам ввоз автомобиля частным лицом предполагает личное пользование машиной, тогда как перепродажей могут заниматься юрлица или приравненные к ним физлица, уплатившие повышенные утильсборы.
Лев Воропаев обращает внимание, что ввезённые машины не были поставлены Ларисой на учёт в течение 10 дней, а в России впервые были зарегистрированы на других лиц. Это также квалифицируется как признак коммерческой деятельности. По его мнению, оспорить требования ФТС можно, если доказать в суде отсутствие получения коммерческой прибыли при перепродаже автомобилей и использование их для личных и семейных целей.
Грядёт большой чёс?
С 1 апреля 2024 года вступают в силу поправки в правила параллельного импорта. С этого дня к утильсбору будут приплюсовывать любые недостачи в оплате таможенных пошлин, акцизов, НДС или самих утильсборов при ввозе машин через страны ЕАЭС. В ряде таких стран действуют льготные режимы растаможки для внутреннего пользования, и до сих пор таможенные и пограничные органы не препятствовали их перемещению через границы ЕАЭС.
Хотя данный закон не имеет обратной силы, юристы уже неоднократно рассказывали нам, что у таможенной службы есть полномочия по взыскиванию разницы в подобных платежах с владельцев машин, ввезённых и до 1 апреля 2024 года. С учётом амбициозных целей, которые стоят перед таможенной службой в 2024 году, многие эксперты ожидают увеличение числа подобных дел в ближайшее время. Лев Воропаев при этом отмечает, что для машин, ввезённых до 1 августа 2023 года, ответчиком в таких делах, скорее всего, будет импортёр, а для более поздних случаев — владелец автомобиля.
Желание бороться с серым импортом из стран ЕАЭС правительство РФ обозначило ещё в феврале этого года. Покупка таких машин несёт ряд рисков, которые особенно усилились после поправок, принятых в 2023 году.