О бюджете РФ: уже военный или ещё социальный?

Фото Натальи Лапцевич просто так. Планёрка 74.RU. Судя по лицу, я о бюджете РФ кручинюсь

Бюджет РФ я упоминал недавно в колонке про дефицит учителей и слегка поторопился, потому что вскоре в Госдуму внесли бюджет 2025 года, и он ещё нагляднее. Приведу наиболее интересные цифры: во-первых, расходная часть растёт с 36,6 трлн рублей до 41,5 трлн рублей (+13%), то есть на уровень инфляции с запасом. Расходы на оборону снова обновляют исторический рекорд, возрастая с 10,7 трлн рублей до 13,5  трлн (+26%). То есть величина не просто большая, но ещё и рост впечатляющий. Для сравнения, в 2022 году военные расходы были вдвое ниже — 6,4 трлн рублей. Если к ним добавить близкие по духу траты на национальную безопасность (3,5 трлн), то получится уже 17 трлн или 41% всего бюджета.

А что же там с остальными направлениями? На образование, которое всё ближе к коллапсу, планируют выделит 1,57 трлн рублей против 1,55 трлн в этом, то есть прирост аж +1,2%. Это существенно меньше уровня инфляции, то есть речь идёт о фактическом секвесторе расходов: учителя побегут ещё активнее. На здравоохранение выделено 1,86 трлн против 1,62 трлн (+15%), что выше инфляции: осторожно предположу, что власти понимают — лечить придётся многих. Если же брать все социально-ориентированные расходы, то их объем падает даже в абсолютных цифрах (то есть без учета инфляции): 6,8 трлн против 7,5 трлн.

Послушал подкаст на одной запрещённой платформе. Спикеры там критически настроены к происходящему, но оба отметили, что в целом бюджет не выглядит безумным и соответствует ожиданиям самих экспертов (это не значит, что они его оправдывают). Деньги помимо нефтегазовых доходов поступают за счёт госзаймов и увеличенных налогов и сборов, и самый близкий мне пример — это увеличение утильсбора. При новых ставках и сохранении уровня продаж в 2025 году, по моим грубым прикидкам, должны собрать порядка 2 трлн рублей утильсборов, а это больше, чем тратится на здравоохранение или медицину. И таких накрученных налогов много, поэтому война будет финансироваться за счёт ресурсов самого общества и его накоплений (за счёт облигаций и налогов на банковские вклады). Но эксперты не считают такой бюджет невыполнимым, то есть в короткой перспективе, по их мнению, у экономики есть шанс его выдержать. Кстати, сумма расходов на оборону и безопасность превысит 10% ВВП, что считает большой величиной, но опять же не рекордной: дескать, у США в разгар Вьетнамской войны было ещё больше.

Рачительность нашего правительства в каком-то смысле играет с нами злую шутку: с одной стороны, коллапса экономики не происходит, а по внешним признакам она и вовсе развивается. С другой, это разжигает аппетиты и загоняет ситуацию всё дальше от точки невозврата. Эксперты отмечают,  что львиная часть трат нашего бюджета носит не созидательный характер: условный дрон просто сгорит где-то в небе и всё. Он питает экономику только в момент производства, и, в отличие от станка или нового ПО, не способен длить этот эффект и создавать фундамент для будущего. По сути, деньги проливаются через экономику, почти не задерживаясь в ней: это как песок, разбухающий от воды — он вроде влажный, а напиться сложно.

Отдельно можно поговорить о деградации всех сфер, что будут недофинансированы. Под той же колонкой про учителей многие мне писали: ты ещё про медицину вспомни, там не лучше. Но экономика тем удобна, что она всё переводит в деньги, даже бездарей и дураков. Их эффект сказывается со временем, но в цифрах эффект отупения общества заметить сложно. Больше денег — и хорошо (так рассуждает обыватель). А падение качества можно и не замечать: раз за миллион можно купить машину, то и ладно. А то, что это «Гранта», а не «Камри», в больших цифрах и не видать.

И у обоих экспертов есть консенсус, что за таким пиршеством следует жесткое похмелье, сроки и масштаб которого сейчас предсказать сложно, но можно говорить о высокой вероятности его прихода. Ускорить это может негативный внешний фактор (например, падение цен на нефть) или исчерпание какого-то критического ресурса (трудоспособных образованных людей?). Попутно эксперты отметили, что разогнанные военные траты будут висеть ярмом на экономике ещё много лет после окончания активных боёв, потому что исчерпание запасов советского вооружения потребует создания новых запасов, а это дорого и долго. С одной стороны, это страхует ВПК от резкого снижения госсзаказов, с другой, для этого нужны ресурсы и деньги. Будут ли они, вопрос отдельный.

По крайней мере бюджет РФ, в отличие от Первого канала, не врёт о том, куда мы идём. Остановить это мы, похоже, не в состоянии, остаётся лишь держать руку на пульсе (чисто для самоуспокоения).

Добавить комментарий