Продажи автомобилей в России заметно упали после ажиотажного начала осени: если в сентябре реализовали 151 тысячу машин, в октябре — 171 тысячу, то в ноябре только 122 тысячи. Такие данные приводит агентство «Автостат» на основе статистики регистрации новых легковых машин. Это худший результат для авторынка в 2024 году, за исключением января и февраля — месяцев с традиционно низким спросом.
Падение продаж ожидаемо, поскольку в августе–октябре рынок был «перегрет» из-за увеличения утилизационного сбора, которое состоялось 1 октября: платеж для автомобилей с моторами 1-2 литра вырос сразу на 255 тысяч рублей. Высокие продажи сохранялись и в первой половине октября за счет машин, ввезенных по старым правилам. Однако в ноябре рынок остыл, и ряд дилеров, с которыми мы общались, отмечают заметно опустившие автосалоны.
Лидеры рынка не изменились: на первых пяти местах уже много месяцев Lada, Haval, Chery, Geely и Changan. Более острая борьба идет во второй половине десятки: к лидерам приблизился бренд Belgee (автомобили Geely белорусской сборки), за которым идут Omoda и «Москвич». Последнему удалось продать в ноябре 2,6 тысячи автомобилей, что близко к рекорду, установленному «Москвичом» в марте (тогда реализовали 3 тысячи машин). Замыкают десятку Jetour и Jaecoo. Бренды, контролируемые Chery, продолжают доминировать на российском рынке, и их совокупные продажи больше, чем у других концернов.
В зачете марок с большим отрывом лидирует Lada Granta, ноябрьские продажи которой составили 16 тысяч автомобилей. За год будет продано около 200 тысяч бюджетных машин, и, для сравнения, в 2019 году модель разошлась тиражом лишь 136 тысяч. Россияне стремительно пересаживаются на бюджетную модель, которая является модернизированной «Ладой Калиной» 2004 года.
Lada Vesta показала результат около 9 тысяч машин, что не является рекордом для модели. Следом идет бессменный лидер среди иномарок Haval Jolion, при этом в последнюю неделю ноября он уступил это место обновленному Chery Tiggo 4.
На четвертом месте с результатом почти 5 тысяч машин — Lada Largus, вернувшийся в строй летом 2024 года. Модель пользовалась устойчивым спросом и до кризиса, но сейчас имеет шанс в топ-3 российского рынка: до результата «Джолиона» — менее тысячи машин. Далее следуют Chery Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro и две «Нивы». Замыкают десятку Haval M6 и Geely Monjaro.
Охлаждение рынка не позволяет автомобильным брендам сразу отыграть наценку в 255 тысяч рублей, возникшую из-за повышения утилизационного сбора. В октябре и ноябре изменилась стоимость почти у всех популярных моделей, но процесс носит разнонаправленный характер: если Geely в ноябре увеличила стоимость многих моделей, то Chery снизила цену почти на всю линейку. Среднее увеличение цен у брендов составляет в районе 50 тысяч рублей.
Дилеры ожидают, что сдержанная ценовая политика сохранится и в декабре, поскольку импортеры постараются красиво закрыть год и располагают запасами машин, ввезенных по старым ценам. Однако в новом году ожидается ощутимое подорожание автомобилей, к чему подталкивает сразу несколько факторов. После октябрьского увеличения утильсбора еще один этап нас ждет в январе 2025 года (повышение на 112 тысяч), плюс заметно выросли курсы доллара, евро и юаня, а на все это наслаивается инфляция. Продажам автомобилей будет мешать и высокая ключевая ставка, поэтому дилеры ожидают, что в следующем году импортеры предпочтут сформировать очень консервативные планы продаж, ограничив ввоз автомобилей в страну для исключения затоваривания (так было в конце 2023 года). Повышение цен для начального сегмента иномарок ценой в районе 2 млн рублей ожидается на уровне 300-500 тысяч.
АВТОВАЗ обещал не повышать стоимость автомобилей до конца года. При этом он все равно увеличивает цены косвенным путем: так, на рынок вышла растянутая версия Lada Vesta — Aura, — которая стоит от 2,6 млн рублей. Это новый рекорд цены для серийных машин завода.
Вспоминается анекдот про Василия Ивановича и Петьку, которые купили козла )))