
Сын у меня заканчивает 9 класс, и, конечно, мы стремимся попасть в 10-ый. Но еще с прошлого года стало понятно, что сделать это не так-то просто. Точнее, ситуация довольно непредсказуемая. Он сейчас сдает ОГЭ, многое будет зависеть от результатов, но в любом случае сюрпризы не исключены.
Тревожные вести от родителей мы в редакции стали получать еще в прошлом году. Истории примерно такие: ребенок учится на 4 и 5, все ОГЭ сдал на высокий балл, но все равно не берут. Каковы критерии отбора, честно говоря, понять сложно. Может быть, ситуация неравномерная по школам, и где-то урезают больше, где-то меньше. В этом году опять пошла обратка от родителей, иногда паническая (хотя ОГЭ еще не закончены).
В целом у меня впечатление, что где-то в недрах системы образования появилась установка резко сократить число тех, кто заканчивает 11-летку. Мотивация может быть разная. Первое: в России угробили среднеспециальное образование, а с ним возник и дефицит соответствующих кадров, и сейчас государство стремится сбалансировать число «высших» выпускников и «средних». Второе: 10-11 класс плюс вузы — это нагрузка на бюджет и на преподавателей. Если страна в принципе не намерена заниматься прорывными технологиями (а она не намерена), то вроде как вкладываться в это бессмысленно. Бюджет дефицитный, дефицит растет. К тому же, образованные люди хуже поддают пропаганде — в общем, со всех сторон вроде не нужно. Третье: банально, пацанов можно раньше затащить в армию, хотят не удивлюсь, если вскоре примут закон по советскому образцу: сначала отслужи, потом (может быть) поступишь в вуз.
Глядя на то, что происходит в том же педвузе, я прихожу к выводу, что нынешний (падающий) уровень образования все равно считается избыточным, и мы идем, грубо говоря, к модели этаких церковно-приходских школ, где научат худо-бедно писать и считать, а заодно поклоняться нужным божествам. Остальное — от лукавого.
Если замкнуться в рамках ограниченной логики современности, так оно и правильно. Страна технологически переключалась на Китай. Программа импортозамещения существует только на словах: оно, если и идет, то на очень низовом уровне, где опять же сильно умные не требуются. Тысячу хакеров, сотрудников Роскосмоса или Росатома обучат в десяти московских вузов, а остальной стране все это зачем? Суть ведь в том, что с началом СВО Россия, по большей части, поставила на реверс переход к постиндустриальности. И, шагая назад, мы движемся даже не в индустриальную эпоху (она-то как раз требует людей с образованием), а в еще более былинные времена, где важнее воины и торговцы. А этим особенных познаний и не нужно (а чаще даже вредно).
Но лишь субъективная картина мира ограниченного числа элит. А жизнь идет, и у нее свои законы. И подрастают новые поколения, которые не горят желанием батрачить на заводах и быть вечно в положении зависимых. Идет другая эпоха, в которой все большую роль играет искусственный интеллект, а скоро, возможно, что-то еще (квантовые компьютеры или мозговые импланты — не суть важно). Промышленность останется, просто роль человека в ней, вероятно, сильно изменится, и потребность в людях, умеющих только стоять у станка и действовать алгоритмически, снизится. И всё это будет непременно, просто уже не с нынешним поколением 40+, а с теми, кто идет на смену.
И печально, если нынешних молодых искусственно загонят в моральное средневековье только потому, что на ближайшие три или пять лет у России такая ограниченная картина мира. Потому что время не заканчивается тремя или пятью годами. Но за три или пять лет можно разрушить то, что строилось десятилетиями, и, кажется, это происходит. Получит потерянное поколение, и последствия этого растянутся на полвека.
Что делать? В любом случае, бороться за осколки здравого смысла, что еще остались. Очень хочу, чтобы сын поступил в десятый.
то, что перестали брать в 10 и 11 класс всех подряд — это хорошо. зачем троечнику поступать в вуз (все равно на бюджет не пройдет и будет за маменькины деньги протирать 5 лет штаны), если он прекрасно может пойти в техникум, а в если ему в будущем понадобится высшее образование, закончить его заочно?
ну а то, что яжемамы паникуют по любому поводу и без повода, это тоже давно не секрет.
а то, что хорошо сдавших ОГЭ не берут в 10 класс — скорей всего просто ложь. возможно был такой вариант: из четырех 9 классов набирают три 10. соответственно, если все захотят в 10, кому то придется отказать. поэтому в 10 принимают по успеваемости. вот и все. никаких заговоров, жидомасонов и рептилоидов.
Ну, я буду рад, если это ложь. А так ты, как теоретик рассуждаешь. Человек может быть троечником, но он в любом случае не заслуживает того, чтобы в 18 лет залететь в армейку, где его расчеловечат и вынудят подписать кабальный контракт без права расторжения. Я вроде немало про это пишу. У кого-то жизнь ломается прямо сейчас. Я через день получаю звонки от родителей, там все одинаково: еще не успел приехать — уже подписал. Чебаркуль, Самара, Уфа (вчера звонили), Саратов, Дальний Восток… Я не про абстрактную ситуацию пишу, а про то, как оно у нас преломилось. Да и рабочие специальности такое себе удовольствие: в какой город не приедешь — все кризисы как раз случаются с людьми, поверившими, что 9 классов достаточно. Потому что жить они хорошо могут, только если у родного завода все хорошо, и ничего больше не умеют.
Сам я, если что, в школе тоже периодами троечником был, потом институт с красным дипломом закончил. Люди меняются, и уж тем более они не заслуживают такого наказания за свои тройки. Семь дополнительных лет жизни в наше время не так уж мало. Я бы и троечников брал, если им это спасет жизнь
а почему сразу в 18 лет в армию? 9 класс — 16 лет, плюс 4 года техникума — 20. разве техникум не дает отсрочки от армии? и если рассматривать учебу как отсрочку от армии, то универ отнюдь не гарантия, он лишь отодвигает удовольствие. в 23-24 года универ заканчиваешь — и та же армия никуда не девается.
Окей, в 20 ты своего сына отдашь на пушечное мясо? Тут каждый год дает шанс. В институт поступают сейчас в 18, учатся до 23 (если пять лет), итого плюс семь лет (от 16-летнего возраста), за которые все может очень сильно поменяться. Далее есть аспирантура, да и даже если уезжать из страны, лучше более-менее образованным.
ну если брать нынешнюю ситуацию в моменте, то возможно каждый год имеет значение. но если в целом, разницы нет, в 20 лет в армию или в 23. ну и есть вариант бегать от военкомов и не жить по прописке, если уж совсем в армию неохота и по здоровью годен.
ну и по поводу троечников повторюсь — если в обычной школе кто-то учится на тройки, в универ он вряд ли сможет поступить на бюджет. могут предки протолкнуть за бабки, но в универе намного сложнее учиться. и если товарищ школу не тянул, он и универ не потянет.
твой пример не показателен, ты не в обычной школе учился.
>>>ну если брать нынешнюю ситуацию в моменте
Мы и живем в моменте. И несколько лет могут иметь очень большое значение. Путинская эпоха закончится, а молодежь к его тезисам в принципе менее чувствительна. Дайте новому поколению глоток воздуха — и оно быстро отстыкуется от «уроков о главном». Общаюсь с молодыми, чувствую их настроение. И тут важно, чтобы их не сломали, а для этого важно вариться в правильной среде, и не загреметь в Чебару или куда-нибудь под Суджу. Потому что там или тебя сломают, или ты будешь вынужден ломать других.
>>>твой пример не показателен, ты не в обычной школе учился.
Там проблема была не в школе, а во мне. Дети, подростки — они же не стабильны, ну и я таким же был. Пытались и на меня навесить штамп «троечник». Но потом хорошие люди в меня поверили и у меня открылось второе дыхание. Ребенок — как пластилин, и тут важно, что мы хотим из него вылепить. Если всех подводить к мысли, что ПТУ — это прям классно, ну получишь поколение пэтэушников. Это же вообще путь наименьшего сопротивления. В школах упало качество образования, в итоге и с дисциплиной, и со знаниями сейчас действительно большие проблемы, и вместо их преодоления давай скажем, что это вообще-то даже хорошо, и высшее образование — оно вообще от лукавого. По сути, просто возврат в прошлое. Я же уже писал про церковно-приходские школы? Чем плохи? И мыслей вредных нет.
Артем, вы все правильно говорите. Дана команда, чтобы людей с высшим образованием стало меньше. Вот и все. Прорывайтесь в десятый класс, на краний случай есть какие-то школы онлайн и домашнего обучения. Они платные, но вы будете совершенно официально учиться в школе. Погуглите.
Да, интересная идея, как вариант. Возможно, что шансы поступить в институт с таким онлайн-образованием будет даже выше.
Высшее образование в технических специальностях по-моему уже не актуально.
А в IT вообще контрпродуктивно.
Товарищи, все в бизнес! Догоним и перегоном, Армению!
Высшее на технических специальностях актуально, если соответствующая индустрия развивается и работает в конкурентной среде. У нас, возможно, создается впечатление его не актуальности, потому что мы не развиваемся. Купить китайское и прикрутить к оставшейся от западных концернов основе ума большого не надо. Но это не тот идеал, к которому стоит стремиться, а жизнь длинная, и нынешние подростки могут дожить до конца XXI века, когда все еще много раз поменяется.
Ну, а IT не совсем удачный пример: слишком быстро развивается сфера, тут ни одно образование не успеет. Образование, к.м.к., должно давать классическую основу, потому что языки программирования могут менять каждый год, а математика и физика остаются.