
В Челябинской области водители столкнулись с временными лимитами на продажу топлива на АЗС «Регион Uno» и Tamic Energy. Мы проехали по заправкам основных брендов, чтобы понять, насколько масштабна проблема, а заодно поговорили с инсайдерами рынка.
Ситуация оказалась двоякой: представители независимых сетей АЗС называют ее серьезной, но вертикально-интегрированные нефтяные компании настаивают, что ограничений на продажу бензина нет и на горизонте.

Один из сотрудников топливной розницы, знакомый с ситуацией изнутри, рассказал нам, что для независимых АЗС работа осложнена: оптовые цены на топливо высокие, и есть проблемы с его закупкой.
«Ситуация плачевная, и мы опасаемся, что у некоторых независимых сетей АЗС к концу недели топливо может закончиться, — рассказал он. — Вагоны не отгружаются даже купленные. То есть сейчас купить само по себе тяжело, но и купленное не отгружается в связи с последними событиями. И когда это наладится, непонятно. Все куда-то переносится».
Проблем с газовым и дизельным топливом нет, и основную тревогу вызывают бензины. Другой специалист, попросивший не называть его, объяснил лимиты топлива на частных АЗС экономическими причинами.

«Купить на НПЗ все сложнее, а если брать на нефтебазах в Челябинске, получается на 20 тысяч за тонну дороже. Это тогда надо цену на стеле ставить 75-80 рублей за литр, но кто поедет по этим ценам?» — задался вопросом специалист.
Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), по его словам, имеют собственное производство, поэтому резервируют объемы под свои сети АЗС, и у них проблем нет. Но сети помельче первыми ощущают удар. Перспективы завоза белорусского топлива специалист оценил скептически:
«Да, бывают периодически оттуда поставки, но они идут в Центральную Россию, до нас не доезжают. Да такое топливо и „золотое“ получится. В остальном пока одни разговоры: то же про поставки метанола и других спиртов, то же про монометиланилин. Пока все на уровне разговоров».

Представитель одной из компаний объяснил, что сегодня частным сетям АЗС крайне сложно найти надежного поставщика. Для Челябинска, по его словам, важны несколько НПЗ, в частности, в Уфе, Сургуте, Омске, Салавате и Перми. Но более-менее предсказуемые отгрузки идут только с завода в Сургуте.
«В Салавате завод выведен из строя, Уфа „в дефолт“ ушла, не отгружает „частникам“, не переносит сроки. Пермь сдвигает сделки на 15–20 октября, в Омске — тишина. Некоторым АЗС сегодня без разницы, по какой цене покупать, лишь бы шли отгрузки, уже не до выбора», — сказал инсайдер.

Эксперт по энергетической безопасности Игорь Юшков указал, что проблема переходит из экономической плоскости в физическую.
«Суть экономической проблемы: когда на бирже бензин дорогой, независимые АЗС вынуждены покупать его по высокой цене, а поднять ее в рознице не могут, — объяснил он. — Антимонопольная служба смотрит за ценообразованием, и независимые АЗС просто не хотят торговать себе в убыток. В итоге они перестают покупать топливо на бирже и реализовывать его в рознице. Поэтому в регионах часто бензина нет на независимых АЗС, а дизтопливо есть: оно (в опте, — Прим. ред.) не дорожало так сильно, его выгодно продавать, покупать».
Но в последнее время, по его словам, набирает обороты проблема физического дефицита, когда сокращается объем продаж на бирже, и у независимых АЗС возникают проблемы с его закупкой, и нарушается логистика.

«Поэтому если не обеспечить безопасность НПЗ, мы перейдем к проблеме уже физических разрывов [в цепочках поставок] на АЗС. Конечно, эта проблема все более актуальной становится», — убежден Игорь Юшков.
На крупных сетях АЗС проблема пока не проявилась. В пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть», например, на мой запрос ответили, что Челябинская область обеспечена бензинами и дизельным топливом, и реализация идет в штатном режиме.

Биржевые цены на бензины уже не первую неделю держатся близко к рекорду: АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоит в районе 80 тысяч рублей за тонну, АИ-92 — 74 тысячи рублей за тонну.
По данным Росстата, с начала года розничная стоимость бензинов выросла на 5,4-5,5 рублей за литр, из них примерно 1,5 рубля надбавки пришлось на один сентябрь. Для крупных сетей АЗС действует негласное правило, по которому они не могут поднимать розничную цену на уровень, превышающий официальную инфляцию (правило введено в 2018 году и с тех пор в основном соблюдается). В результате при сильном росте оптовых цен розничный сектор уходит в минус.

Нехватку бензинов еще в августе начали ощущать в Крыму, Сибири и на Дальнем Востоке, а в сентябре кризис перекинулся на Центральную Россию и сейчас чувствуется на Урале. Эксперты объясняли, что помимо сезонного фактора в этом году повлияли удары беспилотников по нефтеперерабатывающей инфраструктуре. Помимо вывода из строя мощностей сказывается дороговизна ремонтов в условиях санкционных ограничений на поставку сложного оборудования. Ситуация с дизтопливом стабильнее, потому что его Россия производит примерно вдвое больше, чем потребляет сама, но для бензинов экспортный избыток невелик и составляет примерно 10%.
Еще летом правительство приняло ряд меря для стабилизации поставок топлива: в августе введен запрет на экспорт бензинов, обсуждалась возможность переработки нефти на мощностях в Белоруссии. В начале октября вице-премьер Александр Новак предложил обнулить пошлины на ввоз бензина из стран Юго-Восточной Азии, и пресс-секретарь зампреда правительства Ольга Галат подтвердила MSK1.RU обсуждение такой инициативы.

Эксперты считают, что поставки из Китая, Сингапура и Южной Кореи могут решить проблему: так, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, без таможенных надбавок стоимость топлива в указанных странах сопоставима с ценами на бензин в России.
«Так поступает любая разумная страна, когда по форс-мажорным обстоятельствам возникает дефицит и нужно насытить рынок, выровнять спрос и предложение», — объяснил он.
Еще один специалист, знающий ситуацию изнутри, в анонимном разговоре с нашей редакцией сказал, что причин для покупки топлива впрок он не видит: крупные нефтяные компании на Урале имеют достаточный запас топлива, и никаких перебоев не предвидится, а проблемы у небольших сетей носят кратковременный характер и связаны с конъюнктурой рынка.
