Скандал с доначислением «утиля»: ответ таможенников

После резонанса в СМИ из-за доначислении миллионных сумм утильсбора за иномарки, ввезенные из Казахстана, Федеральная таможенная служба (ФТС) официально подтвердила наличие таких практик и подчеркнула их законность. Под удар, по оценкам СМИ, попадают 30 тысяч импортеров-частников и владельцев таких машин. Последние считают такую практику несправедливой и настаивают, что физически не могли оплатить утилизационный сбор в полной мере на момент ввоза автомобиля.

Позиция таможенников бескомпромиссна

В комментарии ФТС подчеркивается, что как таковые подходы к проверочным мероприятиям не изменились и служба проверяет полноту оплаты утильсбора на плановой основе.

«В последнее время количество выявленных нарушений в ходе проверок увеличилось, — говорится в сообщении ведомства. — Наиболее распространенной причиной доначислений утилизационного сбора за транспортные средства, ввезенные из государств-членов ЕАЭС, является нарушение порядка применения формулы его расчета».

ФТС рекомендует перед ввозом автомобиля или его покупкой ознакомиться на официальном сайте с порядком оплаты утильсбора, и проявлять должную осмотрительность.

В сухом остатке: ФТС еще раз подтвердила законность доначисления утильсбора на зарегистрированные машины и планирует дальше оценивать правильность таможенных платежей на иномарки.

В Казахстане работает несколько крупных автозаводов, которые выпускают машины ушедших из России марок, а также чайнакары

Срок давности по таким проверкам — 3 года, поэтому требования о доплатах могут приходить людям, которые ввозили автомобили еще в 2022 году. В случае с импортом из Казахстана вопрос в большей степени касается машин, попавших в Россию после апреля 2024 года, когда изменились правила вычисления утильсбора.

Требования такого рода ФТС в первую очередь предъявляет импортеру, однако закон разрешает взыскивать суммы с владельца автомобиля. В качестве меры воздействия могут использовать приостановку регистрации автомобиля, арест имущества должника и другие способы, предусмотренные законом.

Почему проблемы именно с казахскими автомобилями?

Утильсбор доначисляют не только на автомобили, ввезенные из Казахстана: немало случаев пересчета таможенных платежей для прямого импорта из Китая и других стран, например, из-за заниженной таможенной стоимости или другим причинам.

В контексте данной статьи речь об автомобилях Skoda, Kia и Hyundai, которые произведены на заводах в Костанае и Алма-Ате. Поскольку Казахстан входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), между странами действует упрощенный таможенный режим, и в общем случае при ввозе автомобиля нужно гасить только утилизационный сбор. Импортеры платили его по полной (коммерческой) ставке, чтобы продать автомобиль до истечения 12 месяцев.

Hyundai Tucson стоит в Казахстане от 2,25 млн рублей (по курсу), поэтому пользуется спросом в качестве импорта в Россию

В Казахстане также действует внутренняя система растаможки автомобилей, предназначенных для использования только в пределах страны. При их ввозе в Россию с апреля 2024 года необходимо рассчитывать утильсбор по формуле, которая суммирует к нему все недостачи по НДС, акцизу и таможенным пошлинам. Например, в Казахстане НДС составляет 12%, в России — 20%.

Однако для оплаты этой разницы необходима таможенная декларация, в которой отражены уже произведенные платежи за автомобиль. По словам импортеров, на момент ввоза такой декларации на машины казахской сборки не было ни у них, ни у самой ФТС. Из этого делался вывод, что достаточно оплаты лишь утилизационного сбора. Но полтора года спустя после запросов ФТС к департаменту госдоходов (Минфину) Казахстана ведомству удалось получить эту декларацию, и оказалось, что машины легализовались в режиме так называемого свободного склада, то есть без оплаты каких-либо платежей.

За Skoda Kodiaq ФТС предложила доплатить 1,514 млн рублей, из которых 1,188 млн — основной долг, остальное пеня. Сумма состоит из пошлины (425 тысяч), акциза (98 тысяч) и НДС (671 тысяча рублей)

В результате, ФТС вменила импортерам не только разницу в НДС, акцизах и таможенных пошлинах, но и пеню. Люди же настаивают, что при всем желании не могли оплатить такую сумму в момент ввоза, так как даже таможенные органы не знали о необходимости производить такой перерасчет.

«Сейчас говорят, что, мол, это наша вина в неправильном расчете утилизационного сбора, но эти расчеты проверяет сотрудник ФТС и выдает таможенный приходной ордер, — возмущается один из пострадавших Николай. — Если я заплачу утильсбор 1 рубль, сотрудник таможни не даст мне документы для постановки машины на учет, это его зона ответственности — проверять платежи. Никто не мухлевал: все платили столько, сколько им говорили платить».

ФТС же подчеркивает, что расчет утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно.

Кстати, очередную реформу утильсбора перенесли на 1 декабря 2025 года.

Добавить комментарий