
Новая формула для расчета утилизационного сбора анонсирована в сентябре и должна была заработать с 1 ноября 2025 года, однако соответствующий законопроект набрал рекордное число негативных оценок (130 тысяч) на портале нормативных правовых актов. Ряд экспертов предположил, что законопроект обязаны отправить на доработку, хотя юридической обязанности делать это у авторов реформы нет. Так состоится ли очередное повышение «утиля»? Разбираюсь, что известно об одной из самых обсуждаемых инициатив осени.
Повысят ли утильсбор с 1 ноября 2025 года?
Официальной информации нет, но по всем признакам именно 1 ноября реформа не состоится: первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу сместить сроки на 1 декабря 2025 года.
Публичные обсуждения законопроекта завершились и, несмотря на большое количество дизлайков, оценка регулирующего воздействия инициативы положительная. То есть законопроект прошел стадию общественных слушаний и готов к рассмотрению в правительстве РФ.
Необходимость смещения сроков на месяце Денис Мантуров объяснил большим потоком машин на пропускных и таможенных пунктах: ажиотаж традиционно возник в преддверии повышения сбора. Отсрочка, по словам чиновника, позволит тем, кто ввез автомобиль до 1 ноября, растаможить его по старым правилам без спешки.
Вывод: законопроект в силе, но вероятный срок внедрения смещен на 1 декабря.
Что говорится в законопроекте?
Текст доработанного после слушаний документа мало отличается от первой версии.
Изменения ставок утильсбора касается только автомобилей мощностью более 160 л. с. и электромобилей мощностью более 80 л. с. Для них вводится прогрессивная шкала ставок. Так, если сейчас за новый автомобиль с 2-литровым ДВС мощностью 224 л. с. платится 667 тысяч рублей, то после реформы сумма возрастет до 842 тысяч (без учета повышения с января 2026 года, о котором ниже).

Важное изменение: законопроект отменяет «льготные» ставки при частном ввозе машин мощностью более 160 л. с. По нынешним правилам, если импортером является физлицо и оно не планирует продавать автомобиль в течение года, суммы утильсбора символические: 3,4 тысячи рублей для новых машин и 5,2 тысячи рублей для подержанных. После реформы ставки уравняют с коммерческим утильсбором, поэтому ввоз 2,5-литровой 300-сильной машины в возрасте пяти лет потребует выплату утильсбора в размере 3,14 млн рублей.
Новые правила осложнят импорт электромобилей и последовательных гибридов. При расчетах в этом случае используется 30-минутная мощность электродвигателей, и прогрессивная шкала будет действовать для машин, моторы которых длительно выдают более 80 л. с. Например, Lixiang L7 имеет пиковую мощность 449 л. с., но 30-минутная ниже — 197 л. с. Утильсбор при его ввозе по новым правилам составит 1,83 млн рублей.
Будут еще повышения утильсбора?
Да, и не одно. Помимо обсуждаемой «мощностной» реформы в России действует система ежегодного увеличения ставок «утиля», и ближайшее состоится 1 января 2026 года.
Сейчас тариф для новых автомобилей с моторами объемом 1-2 литра составляет 667 тысяч рублей — это наиболее популярная категория машин на первичном рынке. С января он возрастет до 800 тысяч рублей, при этом будет действовать и прогрессивная шкала по мощности. Так, если автомобиль имеет мощность 224 л. с., «утиль» составит уже 1 млн рублей.

Для подержанных и более мощных экземпляров ставки еще круче: допустим, 3,6-литровый 340-сильный автомобиль в возрасте старше 3 лет потребует оплаты 5,26 млн рублей. К этому добавляются пошлины, акцизы и НДС.
Утильсбор будут повышать до 2030 года, когда для новых машин с моторами 1-2 литра (и мощностью до 160 л. с.) он достигнет 1,172 млн рублей, для прочих категорий окажется еще выше. Во многих случаях ставки «утиля» станут запретительными.
С января 2026 года на повышение утильсбора наложится поднятие ставки НДС с 20% до 22%. Для авторынка это — очередной «идеальный шторм».
Зачем постоянно повышают утильсбор?
Несмотря на название утильсбор не имеет отношения к утилизации автомобилей: его ввели в 2012 году как аналог таможенных пошлин. Протекционистская функция сохраняется, и предыдущие повышения утильсбора в 2023–2024 годах (со 178 тысяч до 667 тысяч рублей) лоббировал АВТОВАЗ, зачищая поляну от китайских конкурентов (не вполне удалось).
Утильсбор платят и местные производители, но для них действует полный или частичный «кэшбэк»: компенсационная выплата из бюджета. Условия непрозрачны, но, по общему консенсусу, АВТОВАЗ получает стопроцентное (или близкое к тому) возмещение в форме госсубсидий.
Есть у сбора и другая функция — наполнение федерального бюджета. В 2024 году общая сумма утильсборов превысила 1 трлн рублей, в планах на ближайшие годы было повышение этого порога до 2+ трлн рублей, что пока не достигнуто из-за охлаждения рынка. Но даже в масштабах федерального бюджета утильсбор значим и в перспективе может достичь уровней, достаточных для финансирования образования или здравоохранения (в реальности он тратится на другие цели, но объем примерно такой).

Предстоящая декабрьская реформа утильсбора в большей степени похожа на попытку наполнить бюджет, поскольку импортируемые автомобили мощностью 160 л. с. относятся в основном к дорогому сегменту и не конкурируют впрямую с продукцией российских заводов. У импортеров популярны BMW X3, Toyota Camry, Lixiang L7, Zeekr 001, Geely Monjaro, а одноклассников «Лады Весты» в этом списке нет.
Попутно власти дособирают утильсбор с уже ввезенных машин, пытаясь компенсировать недостачи, возникшие из-за непрозрачных правил ввоза в 2022–2025 годах. Так, под удар попали владельцы и импортеры автомобилей Skoda, Kia и Hyundai из Казахстана.
Что касается протекционизма, Минпромторг, как и 20 лет назад, делает ставку на местную сборку иномарок, например, недавно смягчил порог локализации, при котором завод получает полную компенсацию «утиля». Отчасти этот план работает: в 2025 году увеличились продажи Solaris питерской сборки, на УАЗе запустили производство пикапов JAC-Sollers, а бывший завод Volkswagen в Калуге начал выпуск трех моделей Tenet (кроссоверы Chery Tiggo), и за два месяца удалось продать более 10 тысяч таких машин.

Появление локализованных чайнакаров частично нивелирует эффект от повышения утильсбора, хотя оно в любом случае способствует росту среднего уровня цен.