
Недавно был в Калуге и заехал к бывшему заводу Volkswagen в технопарке «Грабцево». Огромная парковка за сетчатым забором заставлена теперь не «Поликами» и «Рапидами», а кроссоверами Tenet. Ряды из сотен одинаковых «семерок» тянутся до горизонта, уходя, так сказать, в будущее российского автопрома. Теперь оно вот такое, латентно-китайское (латентно, потому что формально бренд «Тенет» и материнская компания «АГР Холдинг» — российские).

Это не мертвые запасы, как в случае с уже остановленным проектом Xcite, который за первый год работы наклепал в четыре раза больше машин, чем сумел продать. Tenet хоть и эксплуатирует те же кроссоверы Chery Tiggo (4, 7, 8), взял куда более резвый старт и за первые два месяца продал 10 тысяч машин. С учетом разгона производства, это позволяет претендовать на уровень спроса в 70-80 тысяч машин уже сейчас, а в следующем году посильной кажется планка 100+ тысяч.

В октябре произошло и вовсе знаковое событие: Tenet обогнал по продажам исходный бренд Chery. Официально связь Tenet и Chery не подтверждается, и формально китайским партнером нового проекта является малоизвестная компания Defetoo. Равно как Chery отрицает свой уход с рынка. Но по динамике продаж уже видно, что Tenet с первых месяцев продаж замещает исходный бренд, заняв его место в топ-5 самых востребованных марок.

По информации из дилерской среды, распределением последних Chery также занимается представительство Tenet, то есть китайская сторона уже отстранилась от работы. Оставшиеся кроссоверы Tiggo 4, 7, 8 в основном тоже калужской сборки (такие машины выпускали в первой половине 2025 года). Скоро их полностью сменят аналогичные «Тенеты», а крупный кроссовер Chery Tiggo 9 продолжат импортировать, пока не закончится квота для российского рынка.
Почему бренд Chery уходит из России? Китайская компания отрицает это, но по всем признакам в перспективе 2-3 лет марка Chery если не исчезнет в России, то радикально сократит присутствие. Когда-то она была самым прибыльным инобрендом в стране и регулярно входила в топ-5 самых популярных автомарок. Ее вероятный уход связывают с выходом в сентябре 2025 на Гонконгскую фондовую биржу. В преддверии этого, Chery ликвидировала все принадлежащие ей ООО (или находится в процессе), а соответствующие функции сейчас выполняют структуры, связанные с российским «АГР Холдинг». Какие именно отношения между китайской и российской стороной непонятно, но похоже, что Chery из полноценного участника авторынка России с 20-летним стажем превращается в поставщика компонентов для автосборки.
Быстрый успех «Тенета» во многом связан с продажей машин через автосалоны Chery, получившие двойное брендирование. Приходя за китайским кроссовером, покупатели еще имеют возможность выбрать автомобиль под оригинальным брендом, но если нужен экземпляр поновее — это уже «Тенеты». Технических отличий от «Чери» российской сборки практически нет.

Цены также близки к оригиналу. Например, Tenet T4 стоит от 1,999 млн рублей в версии с механической коробкой передач и атмосферным мотором и от 2,25 млн рублей с турбодвигателем и шестиступенчатым роботом. Это почти идентично стоимости аналогичного Chery Tiggo 4.

Tenet T7 стоит от 2,68 млн рублей в версии с 1,6-литровым мотором (150 л. с.) и семиступенчатым роботом, Chery Tiggo 7L — столько же. В октябре Tenet T7 обзавелся полным приводом, и цена таких версий начинает от 2,88 млн рублей, опять же, аналогично «Чери».

Tenet T8 стоит от 3,54 млн, но идут сразу с двухлитровым мотором и полным приводом. У близкого (но не идентичного) Chery Tiggo 8 Pro Max остались еще моноприводные версии с 1,6-литровым моторами и ценой от 3,04 млн. Сравнимые с «Тенетами» версии Tiggo 8 Pro Max стоят от 3,59 млн.
На стороне «Тенета» — преимущества местной сборки. «АГР Холдинг» подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, что означает компенсацию утильсбора, частичную или полную, по мере углубления локализации. В условиях непрерывно растущих ставок «утиля», которые уже в январе достигнут 800 тысяч, это важный плюс.

«Тенеты» выпускаются в режиме полного цикла, со сваркой и окраской кузовов, поэтому наверняка госсубсидии будут почти сразу (точных условий СПИКа мы не знаем). Это позволит «АГР Холдинг» если не снижать цены, то гибче играть ими в переменчивых условиях. Подобные козыри успешно разыгрывает тульский Haval, чей кроссовер Jolion несколько лет остается самой популярной иномаркой России и одной из самых доступных.
В России в принципе наблюдается сдвиг в пользу машин российской и белорусской сборки: так, в 2025 году отличную динамику показывают Belgee и Solaris. Последним проектом также управляет «АГР Холдинг», хотя его будущее туманно из-за отсутствия поставок компонентов и неопределенности с обратным выкупом завода компанией Hyundai. По неофициальной информации, на заводе могут наладить сборку GAC. У «АГР Холдинг» есть и другие планы: компания готовится перезапустить бывший завод GM в Питере, наладив там выпуск Jaecoo под маркой Jeland. Много амбиций у калининградского «Автотора», который выпускает ассортимент иномарок, включая «черевский» бренд Jetour. «Москвич» звезд с неба не хватает, но скоро, вероятно, расширит линейку новой моделью на базе англо-китайского MG.

Все это напоминает возврат росавтопрома к состоянию, в котором он был до 2022 года, разве что европейские, японские и корейские марки сменились китайскими. Но есть важное отличие. Если раньше сборочные заводы принадлежали крупным автоконцернам, что гарантировало их стабильную и долговременную работу (вне геополитических бурь), то все нынешние проекты — это инициатива российской стороны, от которой материнские компании из Китая все больше дистанцируются, скрывая себя под завесой выдуманных брендов и малоизвестных компаний. И ассортимент моделей, а также доступность компонентов, во многом зависит от прихоти китайской стороны.
Поэтому рассуждать о будущем таких проектов почти невозможно. Слишком много рисков: настроения китайской стороны, новые санкции, ухудшение экономики России — все это может обнулить такой проект на любой стадии (что мы видели на примере Xcite).
Но если брать ближайшую перспективу, бренды вроде Haval, Belgee и Tenet станут костяком российского автопрома, как когда-то им были Hyundai, Volkswagen и Renault.
«Все это напоминает возврат росавтопрома к состоянию, в котором он был до 2022 года, разве что европейские, японские и корейские марки сменились китайскими. Но есть важное отличие.»
самое главное отличие ты забыл (или не написал умышленно) — это цены на машины выросли в два раза (или во сколько? в три?).
Ага, умышленно: по заказу разведок и спецслужб. Я же ни разу про цены не писал, все скрываю от вас правду :)))
Но если серьезно, то про выросшие цены уже надоело писать очевидное, кроме того, объективно и уровень доходов (в рублевом выражении) поднялся. До ковида зарплата в 100 тысяч была неплохой и даже высокой. Сейчас это так, концы с концами сводить.
Сравнивать в лоб сложно, потому что ассортимент машин сильно изменился, но если взять за критерий средний городской кроссовер типа Креты и Джолиона, то за эти четыре года их цена при расчете в зарплатах плюс-минус осталась. Крета стоила в районе 1 млн, Джолион в районе 2 млн, ну и зарплаты выросли близко. Конечно, у всех разная ситуация, но в первом приближении где-то так.
Ну, и фраза, которую ты выделил — она больше производственных аспектов касалась, не рыночных.
Кстати, если очень грубо интерполировать ситуацию, то старые цены за счет российской сборки могут вернуться. Импортируемый «Чери Тигго 4» стоил в районе 2 млн рублей, в нем почти 1 млн разных таможенных сборов, из них 667 тысяч — утиля.
Если представить, что все-таки АГР будет получать компенсацию от Минпромторга и будет мотив снижать цены (например, из-за возросшей конкуренции), то потенциал неплохой: наверное, до 1,4-1,5 млн реально. А это близкое к тому, что стоила Крета.
То есть условия Минпромторга таковы, что иномарки местной сборки в любом случае должны быть дешевле прямого китайского импорта. Как будет на практике — другой вопрос, тут много переменных, чтобы предсказывать. Но думаю, что «Тенеты» окажутся конкурентоспособны по цене даже относительно «Лад».