Самокат-шеринг: весело, но тряско

Когда едешь по Челябинску на прокатных электросамокатах, идиотская улыбка счастья то и дело сменяется инфернальной грустью. Потому что и тротуары то и дело сменяются заплатами, рельсами и бордюрами — это в порядки нарастания боли, которую испытывают колёсики самоката. Кикскутеры Ninebot ES4 компактны, шустры и просты в управлении — это плюс. А из минусов, помимо нетерпимости к бордюрам, довольно высокая цена — 5 рублей в минуту, не считая прочих расходов (о них чуть ниже).

Что такое кикшеринг

Шеринговая компания Urent заработала в Челябинска на прошлой неделе, предложив аренду электросамокатов (кикшеринг) с поминутной тарификацией. Аналогия с каршерингом не случайна, потому что условия плюс-минус идентичные. При этом воспользоваться кикшерингом проще: мы скачали приложение, привязали дебетовую карту и сразу отправились искать ближайший самокат.

Три вида экрана приложения. На последнем — итог нашей поездки

Главный экран приложения — это карта с обозначением парковок, где разрешено оставлять самокаты, и россыпью точек — это сами аппараты. Кликнув, можно увидеть уровень зарядки. Бронирование на 10 минут бесплатно, при этом с одного аккаунта можно взять сразу пять самокатов.

Велопарковка на Кировке: здесь нас ждали три заряженных самоката. Один, правда, «угнали» из-под носа

________________________________________

Самокаты Ninebot ES4 имеют аккумулятор увеличенной ёмкости, что обеспечивает пробег на зарядке до 45 км. Заряжают самокаты сотрудники Urent, забирая их на машине и возвращая обратно по мере готовности.

________________________________________

Оставить самокат можно на любой обозначенной на карте парковке, а самом финале сфотографировав его с помощью приложения. Все действия комментируются подсказками, так что разобраться несложно. Но имейте в виду разнообразные штрафы, например, за оставление вне разрешённой зоны. Можете также познакомиться с договором, условия которого вы принимаете при регистрации.

Активировать самокат можно, отсканировав QR-код на руле. На этой же плашке есть номер, который используется при бронировании

Вопрос цены

Оплата состоит из двух частей: 50 рублей сразу, а далее — по 5 рублей за минуту (минимум 6 минут). Можно также добавить страховку имущества и здоровья с лимитом 600 тысяч за 30 рублей. Мы, например, взяли полный пакет, и часовая поездка обошлась в 370 рублей.

Это недёшево: например, цены на челябинский каршеринг начинаются от 7,5 рубля за минуту. При этом шеринговый Lifan X50 стоит более 700 тысяч рублей (плюс бензин, плюс обслуживание, плюс безлимитное ОСАГО), тогда как самокат — 40-50 тысяч рублей.

По нашим прикидкам, стоимость получасовой поездки на самокате плюс-минус сопоставима с ценой такси на этом же плече, в общем, экономических мотивов для его использования не просматривается. Впрочем, и пользуются сервисом не ради экономии.

Две гашетки и педаль

Слева — гашетка тормоза, справа — газа. В целом, управление очень интуитивно

Управляется аппарат элементарно. Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой (без этого мотор не активируется), а затем регулировать тягу правой гашеткой. Правда, управлять скоростью поначалу сложно: гашетка работает по принципу выключателя, а заявленные 25 км/час самокат набирает шустро. Нажал, и в ушах свистит ветер, а рот полон пыли. Чел-ля-яба!

Скорость набирается легко, и минут через десять начинаешь получать кайф

А вот замедляется он плоховато, и это нужно иметь в виду. Тормоза два: передний электрический активируется левой гашеткой и вполне пригоден для мягкого сброса скорости. Второй сделан на манер детских самокатов: пяткой давишь на заднее крыло, которое прижимает колесо. Но даже в режиме полного торможения выбег самоката больше, чем ожидаешь, а с учётом его динамики, для новичков это проблема. Так что сначала пристреляйтесь в безопасности месте.

Задний тормоз примитивный: прижимаешь крыло к колесу

В отличие от велосипеда, рулится самокат более нервно, а в крутых поворотах требует больше места, чем кажется на взгляд. Разворачиваться безопаснее в сторону опорной ноги. И не стоит гонять с телефоном в руке. Я попробовал ради съемки, но пожалел: лишаешься и устойчивости, и переднего тормоза.

Комплекс аргонавта

К повадкам самоката привыкнуть несложно: минут через десять уже чувствуешь азарт проехать во-он через тот узкий скат или обогнуть вот эту урну.

Но на плитке возле Оперного театра нещадно трясёт, потому что подвески у самоката практически нет. Переднее колесо подпружинено, но вибрации всё равно изрядные и порой именно они ограничивают скорость.

Даже в центре встречаются прогалины «бездорожья», а уж в жилых кварталах…

И с проходимостью беда. Полукруглые водосточные желобы самокат одолевает с ощутимым толчком. При проезде рельсов ходом тебя порой вытряхивает из «седла», а бордюры и лестницы требуют спешивания. Наверное, опытные самокатчики могут запрыгивать на них, но модель с электромотором тяжела, да и прыжки вряд ли ей полезны.

Самокат переднеприводный, и на таких покрытиях буксует передним колесом

Весит самокат 14 килограммов, то есть как тяжёленький велосипед. Женщина, которая вдруг заинтересовалась нашим транспортом, быстро поставила крест на концепции социального самоката: подёргав аппарат за руль, она поняла, что это штука не для пожилых.

— А я его подниму?
— Ну, попробуйте.

Но молодому человеку поднять его несложно, а вот волочить неудобно. Прокатная модель не складывается, а когда поднимаешь самокат за руль, по ноге бьёт основанием с закреплённым аккумулятором. Приспособиться, наверное, можно, но особенного удовольствия от регулярного втаскивания самоката на бордюры не испытываешь. В общем, поездки по Челябинску: это путешествие аргонавта — то ты на корабле, то корабль на тебе.

С такого бордюра можно и спрыгнуть, но на самокате не хочется

Пунктир челябинских тротуаров, по сути, и убивает весь кайф от поездки. Перед каждой проплешиной нужно замедляться с помощью вяловатых тормозов, на каждый бордюр — втаскивать его, пачкая штанины, обувь или руки, смотря какой хват.

Но, может быть, лучше ехать по проезжей части?

Взрослая неожиданность

О да, это кайфово, но о минусах вы сами догадываетесь. Видно самокатчика плохо, скорость может быть большой, а водители не ожидают такого подвоха. К тому же вертлявость самоката и отсутствие зеркала заднего вида создают риск затереться под попутную машину.

Кстати, с точки зрения ПДД самокатчики приравнены в правах к пешеходам, правда, правила в основном создавались в эпоху, когда электросамокатов не было. А они формально относятся к механическим транспортным средствам, точнее, к мопедам (при мощности более 250 Вт, как в нашем случае). То есть вроде бы могут ездить по проезжей части. Однако власти планируют устранить эту неоднозначность, добавив в ПДД определение «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), включая электросамокаты. Для них приоритетной зоной движения станут тротуары и велодорожки, а скорость ограничат 20 км/час. Поэтому пока исходим из того, что ареал кикшеринга — это именно тротуары.

На переходах лучше спешиваться или как минимум снизить скорость и двигаться не быстрее человеческого шага

И это проблема, потому что шустрые аппараты с неважными тормозами изрядно нервируют пешеходов. Взрослый мужчина вместе с самокатом весит поболее центнера, и при скорости 20-25 км/час представляет вполне реальную угрозу, особенно для детей.

То же справедливо для велосипедистов, но проблема самоката — его шустрый разгон и инстинктивное желание держать гашетку зажатой, пока позволяет дорога. А поскольку аппарат почти бесшумный, вряд ли пешеходы будут в сильном восторге. Имейте в виду, что у людей на тротуарах — приоритет.

________________________________________

Шанхайская фирма Ninebot специализируется на производстве роботов и электротранспорта. В 2015 году она купила американскую компанию Segway («Сигвей»), поэтому полное имя самоката — Segway-Ninebot Kickscooter ES4

________________________________________

А как сложить-то? А никак. Для шеринга используют цельные модели — они надёжнее

Общественный «фанспорт»

Тема с кикшерингом особенно любопытна в разрезе скорого перекрытия Челябинска из-за масштабного ремонта дорог, соединяющих запад города с востоком. И самокат в таких условиях может быть и быстрее, и приятнее.

Впрочем, многое зависит от маршрута. На проезжей части, наверное, можно поддерживать среднюю скорость 15-18 км/час, что по городским меркам очень недурно. Но по тротуарам и дворам получится этак вдвое медленнее и не так приятно. Придётся тормозить из-за колдобин, тягать самокат на бесконечные бордюры, думать о пешеходах, а где-то просто тащить на себе.

Компания Urent декларирует, что в городе работают уже 500 самокатов, но доступны они не все сразу. Часть стоит забронированная, часть — на подзарядке

Открыт и вопрос географической доступности. Пока в городе работают 500 электросамокатов, которые концентрируются в центре, но в течение пары месяцев их число обещают увеличить втрое. Оставлять их можно не только на велопарковках, но и в местах, которые позволяют закрепить самокат тросиком: например, у ограждений вдоль тротуаров (но не остановках). Так что, в теории, к середине лета самокаты могут быть в шаговой доступности от всех популярных локаций.

Свой кайф в электросамокатах есть. Но лично я предпочёл бы велосипед

Приживутся ли самокаты именно как вид транспорта, узнаем через год-два, а пока сойдёмся, что это как минимум весело. Главное, выбрать маршрут, где поменьше злых бордюров и пешеходов.

11 комментариев

  1. Владимир Дикун

    Привет Артем. Я сейчас временно живу в Геленджике. Тут этими самокатами все уставлено. Есть и Urent, и BusyFly и какие то другие конторы. Это не считаю всяких прокатов. И самокаты уверенно вытесняют велосипеды. Если раньше , пару лет назад самокаты были редким исключением, то сейчас они доминируют. Стоят возле крупных магазинов в городе, вдоль всей набережной. Кучками и поодиночке, народ то медленно лавирует, то носится метеорами. Есть выделенная дорожка желтого цвета для велосипедов и самокатов. Тянется вдоль всей набережной. По опыту скажу однозначно самокат лучше чем велик. Удобнее. Но опять же город весь закатан в асфальт и плитку. Улочки узкие, встать на машине местам негде. Проехать на машине небыстро через весь город. А самокат за считанные минуты позволяет перебраться с одного конца в другой и оставить на ближайшей стоянке. Насчет бросать где попало можно или нет не знаю, но в условиях использования такого не видел, внимания не обратил. Народ по крайней мере на набережной бросает где попало. Что касается цены то тут 30 рублей+4 рубля минута. Или тариф Пока не сядет. Там высчитывается заряженность батареи. У BusyFly 5.5 рублей минута но нет платы за активацию и есть ограничения по зонам использования и парковки.

    • Володя, привет! Интересный экскурс. Тут в том и дело, что удобство самоката зависит от удобства инфраструктуры, а у нас с этим напряг. Если для них есть удобные ровные дорожки, со скатами, то да — они очень шустрые. Я думаю, в час пик они быстрее машин.

  2. Дмитрий

    У меня личный. В нормальную погоду езжу на работу 15 км туда-обратно. Езжу по обычной проезжей части. А в чем проблема? Троих за пьяную езду на самокате лишили водительских прав на авто, значит официально можно ездить по автодороге!

    • Да, всё так, официально препятствий для езде по дороге нет. Тут, скорее, вопрос безопасности, но каждый, конечно, для себя сам решает.

  3. Василий

    Вещь прикольная. Брал с собой в поезд при поездке в Оренбург. Объехал весь город. Минус один: долго заряжается! Зимой в сервис отдавал на увеличение емкости батареи. Ну и расход энергии зависит от того, с какой скоростью ехать. Медленнее едешь- дальше уедешь.

  4. Пора на Кировке полосу для СИМуляторов рисовать )

  5. ТотЧувачок

    как они от угона защищены, интересно? сопрут имхо все эти самокаты суровые челябинцы в ближайшее время. )))

    • В теории это возможно, но рискованно. Там блокировка стоит, её, наверное, можно взломать, но какие-то усилия потребуются. Просто так уволочь его под камерами — палево. Цена ему копейки, а срок можно получить вполне нормальный. Желающие будут, но вряд ли много. А для самих компаний это и не проблема, потому что, я прикинул тут, отбивается он за месяц-полтора. Вчера с директором каршеринга челябинского говорил, он вздыхает, мол, вот у самокатов рентабельность — не то что у тачек)))

  6. Надежда Сухова

    Конечно, хорошо, когда погода сухая. А в дождь все как миленькие полезут в маршрутки и тачки. Да и по лужам рассекать в офисной одежде — ну такое….

    • ТотЧувачок

      да и у нас урал все-таки, хоть и южный, но точно не геленджик. ))) с апреля по октябрь покатаешься, еще и при условии хорошей погоды, а зимой? короче баловство все это.

Добавить комментарий